Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности внебюджетных фондов социального назначения. Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач в рамках данной работы:
Рассмотреть понятие, функции и роль внебюджетных фондов;
Рассмотреть механизм функционирования внебюджетных социальных фондов в России;
Выявить существующие проблемы функционирования внебюджетных фондов и обозначить пути их решения;
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие внебюджетных фондов……………………………………………………………………………….5
Определение внебюджетных фондов, их функции и цели. Источники доходов внебюджетных фондов…………………………………………………………………………………………………………… 5
Виды внебюджетных фондов………………………………………………………………………………………9
Глава 2. Внебюджетные фонды в России в современных условиях…………………………………..12
2.1. Внебюджетные фонды социального назначения в РФ………………………………………………..12
2.2. Проблемы функционирования внебюджетных фондов и пути их решения……………….20
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….26
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………28
Таким образом, можно сделать вывод, что внебюджетные фонды -специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны, которая применяется для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей населения.
Существует несколько классификаций внебюджетных фондов, которые учитывают различия по цели создания внебюджетных фондов, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств, а также могут быть классифицированы по различным другим признакам, например:
По целевому назначению выделяют следующие виды внебюджетных фондов [9,с. 432]:
По уровням управления (зависит от государственного устройства) [9,с.432]:
По срокам действия[15,с.284]:
По принадлежности различают (зависит от субъекта – создателя данного внебюджетного фонда, зачастую, в зависимости от размеров субъекта варьируются размер внебюджетного фонда)
По правовому положению[15,с.284]:
В зависимости от целей создания выделяется большое количество внебюджетных фондов, так как сфер их использования большое количество (раннее уже встречалась классификация внебюджетных фондов в зависимости от целей, данная классификация приведена для отображения разности взглядов авторов на возможности классификации внебюджетных фондов) [15,с.284]:
По источниками и механизму формирования ресурсов различаются (влияет на объем поступлений и на порядок формирования доходов) [14,с.284]:
Можно сделать вывод, что существует большое число признаков, по которым можно провести группировку внебюджетных фондов, это – целевое назначение, уровни управления, сроки действия, принадлежность, правовое положение, источники и механизм формирования ресурсов.
Подводя итог нужно отметить, что существует множество определений внебюджетных фондов, но все авторы сходятся в том, что внебюджетные фонды – это финансовые учреждения государства, которые распоряжаются финансовыми ресурсами, для удовлетворения потребностей граждан. Они выполняют две функции – распределительную и контрольную, благодаря выполнению этих функций, роль внебюджетных фондов в современном мире довольно высока. Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по многим признакам - целевое назначение, уровни управления, сроки действия, принадлежность, правовое положение, источники и механизм формирования ресурсов.
2. Внебюджетные фонды в России в современных условиях.
В соответствии с бюджетным законодательством РФ сегодня на ее территории функционируют три внебюджетных фонда – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Цели, задачи и сферы их деятельности, бюджеты указаны в Бюджетном кодексе Российской федерации. Самым крупным является Пенсионный фонд РФ, за ним следует Фонд социального страхования, наименьший бюджет у Фонда обязательного медицинского страхования.
Таблица 1.
Доходы социальных внебюджетных фондов РФ. [4;6;21]
Годы |
Пенсионный фонд |
Фонд социального срахования |
Фонд обязательного |
2008 |
2.3трлн.руб |
305,6 млрд.руб |
123,2 млрд.руб |
2009 |
2,7трлн руб |
346,5 млрд.руб |
120 млрд.руб |
2010 |
3,2трлн.руб |
389,9мнрд.руб |
104,5 млрд руб. |
Пенсионный фонд - один из трех, действующих на сегодняшний день социальных внебюджетных фондов Российской Федерации, является одним из звеньев сферы государственных финансов. Пенсионный фонд - основная финансово-материальная база пенсионной системы Российской Федерации.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России [20]. Важно подчеркнуть, что ПФ РФ - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. (Приложение 1)
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, которую можно разбить на два этапа:
Результатом Пенсионной реформы должно
стать формирование в России смешанной
распределительно-
Главные компоненты реформы:
В 2001 году был принят пакет законов, определяющих новый порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который существенно изменил и механизм функционирования Пенсионного фонда РФ. В соответствии с пакетом законов в настоящее время через ПФ РФ осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов [9,с.442].
В Российской Федерации установлены следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Размер пенсии по старости складывается из трех частей:
Обязательное пенсионное страхование организовано на основе двух принципов: солидарного перераспределения (страховая часть трудовой пенсии) и персонального накопления и капитализации страховых взносов (накопительная часть). Законодательство предполагает участие в обязательном пенсионном накопительном страховании негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний [11,с.225].
Право на пенсию по государственному
пенсионному обеспечению имеют
федеральные государственные
Выплата пенсии по государственному
пенсионному обеспечению и
Суммарные доходы ПФР в 2010 г. прогнозируются в сумме 4,7 трлн. рублей, что на 46,86% больше чем в 2009 году, суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн., что на 62,07% больше чем в 2009 году. Превышение доходов над расходами бюджета будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) – 282 млрд. рублей. Бюджет фонда, как и раннее, будет профицитным. [21] Выплаты базовой и страховой части пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов ПФРФ. Наряду с ними осуществляются расходы по доставке пенсий и их пересылке. Часть средств ПФРФ используется на содержание аппарата органов государственных внебюджетных фондов, подготовку и переподготовку кадров, государственные капитальные вложения, фундаментальные исследования и разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, международную деятельность. [15,с.284].
Информация о работе Проблемы функционирования внебюджетных фондов