Проблемы функционирования внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности внебюджетных фондов социального назначения. Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач в рамках данной работы:
Рассмотреть понятие, функции и роль внебюджетных фондов;
Рассмотреть механизм функционирования внебюджетных социальных фондов в России;
Выявить существующие проблемы функционирования внебюджетных фондов и обозначить пути их решения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие внебюджетных фондов……………………………………………………………………………….5
Определение внебюджетных фондов, их функции и цели. Источники доходов внебюджетных фондов…………………………………………………………………………………………………………… 5
Виды внебюджетных фондов………………………………………………………………………………………9

Глава 2. Внебюджетные фонды в России в современных условиях…………………………………..12

2.1. Внебюджетные фонды социального назначения в РФ………………………………………………..12

2.2. Проблемы функционирования внебюджетных фондов и пути их решения……………….20

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….26

Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 225.21 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, можно сделать вывод, что  внебюджетные фонды -специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны, которая применяется для финансирования конкретных социальных  и экономических потребностей населения.

    1. Виды внебюджетных фондов.

      Существует несколько классификаций внебюджетных фондов, которые учитывают различия по цели  создания внебюджетных фондов, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств, а также могут быть классифицированы по различным другим признакам, например:

      По целевому назначению выделяют следующие виды внебюджетных фондов [9,с. 432]:

  • социальные (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);
  • экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).

     По уровням управления (зависит от государственного устройства) [9,с.432]:

  • федеральные (в них аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение);
  • региональные (создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями);
  • местные (создаются для финансирования потребностей местного масштаба).

     По срокам действия[15,с.284]:

  • постоянные (срок деятельности неограничен)
  • временные (прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач)

    По принадлежности различают (зависит от субъекта – создателя данного внебюджетного фонда, зачастую, в зависимости от размеров субъекта варьируются размер внебюджетного фонда)

  • межгосударственные (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджетная комиссия ЕС)
  • государственные (Пенсионный фонд РФ и. т. д.)
  • местные (региональные отделения государственных фондов и.т.д)

   По правовому положению[15,с.284]:

  • внебюджетные специальные фонды (осуществляют деятельность вне бюджета);
  • бюджетные целевые фонды (прикреплены к соответствующему бюджету или бюджетам);
  • фонды, обладающие частичной самостоятельностью

    В зависимости от целей создания выделяется большое количество внебюджетных фондов, так как сфер их использования большое количество (раннее уже встречалась классификация внебюджетных фондов в зависимости от целей, данная классификация приведена для отображения разности взглядов авторов на возможности классификации внебюджетных фондов) [15,с.284]:

  • социальные фонды (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);
  • фонды личного и имущественного страхования (для осуществления страховой деятельности);
  • кредитные фонды (используются для поддержания кредита и кредитных программ государства)
  • научно-исследовательские фонды (для финансирования НИОКР)
  • инвестиционные фонды (используются для инвестирования государства в различные проекты);
  • конъюнктурные фонды (используются для решения проблем в конкретных условиях процесса воспроизводства, чаще всего на определенный момент);
  • экологические фонды (выполняют природоохранную функцию – финансируют расходы, связанные с улучшением окружающей экологической обстановки).

    По источниками и механизму формирования ресурсов различаются (влияет на объем поступлений и на порядок формирования доходов) [14,с.284]:

  • внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда и имеющие налоговый характер (Фонд Социального Страхования и.т.д);
  • внебюджетные фонды, формирующиеся  за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников.

         Можно сделать  вывод, что существует большое  число признаков, по которым  можно провести группировку внебюджетных фондов, это – целевое назначение, уровни управления, сроки действия, принадлежность, правовое положение, источники и механизм формирования ресурсов.

           Подводя итог нужно отметить, что существует множество определений внебюджетных фондов, но все авторы сходятся в том, что внебюджетные фонды – это финансовые учреждения государства, которые распоряжаются финансовыми ресурсами, для удовлетворения потребностей граждан. Они выполняют две функции – распределительную и контрольную, благодаря выполнению этих функций, роль внебюджетных фондов  в современном мире довольно высока. Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по многим признакам - целевое назначение, уровни управления, сроки действия, принадлежность, правовое положение, источники и механизм формирования ресурсов.

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Внебюджетные фонды в России в современных условиях.

    1. Внебюджетные фонды социального назначения в РФ.

В соответствии с бюджетным законодательством  РФ сегодня на ее территории функционируют  три внебюджетных фонда – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования  и Фонд обязательного медицинского страхования. Цели, задачи и сферы их деятельности, бюджеты указаны в Бюджетном кодексе Российской федерации. Самым крупным является Пенсионный фонд РФ, за ним следует Фонд социального страхования, наименьший бюджет у Фонда обязательного медицинского страхования.

Таблица 1.

Доходы социальных внебюджетных фондов РФ. [4;6;21]

Годы

Пенсионный фонд

Фонд социального срахования

Фонд обязательного медицинского страхования

2008

2.3трлн.руб

305,6 млрд.руб

123,2 млрд.руб

2009

2,7трлн руб

346,5 млрд.руб

120 млрд.руб

2010

3,2трлн.руб

389,9мнрд.руб

104,5 млрд руб.


 

Пенсионный фонд - один из трех, действующих на сегодняшний день социальных внебюджетных фондов Российской Федерации, является одним из звеньев сферы государственных финансов. Пенсионный фонд - основная финансово-материальная база пенсионной системы Российской Федерации.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР  для государственного управления финансами  пенсионного обеспечения, которые  было необходимо выделить в самостоятельный  внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного  фонда в России появился принципиально  новый механизм финансирования и  выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления  обязательных страховых взносов  работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах  Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России [20]. Важно подчеркнуть, что ПФ РФ - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. (Приложение 1)

С 1 января 2002 года в Российской Федерации  началась пенсионная реформа, которую  можно разбить на два этапа:

  1. 2002 -2009 г. РФ перешла от принципа солидарности поколений (пенсии старшим поколениям выплачивались за счет того, что с доходов работающих граждан в явном или неявном виде удерживалась определенная часть) к смешанной системе, которая также включает в себя накопительный принцип.
  2. 2010 г. В результате действия пенсионной реформы должен увеличиться объем страховых взносов, произойти отмена ЕСН и уменьшить роль в финансировании Пенсионного фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Результатом Пенсионной реформы должно стать формирование в России смешанной  распределительно-накопительной пенсионной системы. Такая система позволит, с одной стороны, сохранить гарантии получения пенсий для старших  поколений, а с другой стороны - улучшить пенсионные возможности для более  молодых, при этом сняв с государства  часть ответственности за старость его граждан. На основании смешанной системы пенсионного обеспечения установлены: 1) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, 2) трудовые пенсии, 3) негосударственные пенсии.

Главные компоненты реформы:

  • Изменение распределительной системы: пенсия будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов.
  • Введение накопительного элемента в систему трудовых (т.е. обязательных) пенсий.
  • Создание широких возможностей для добровольного накопления пенсий.

В 2001 году был принят пакет законов, определяющих новый порядок пенсионного  обеспечения в Российской Федерации, который существенно изменил  и механизм функционирования Пенсионного  фонда РФ. В соответствии с пакетом  законов в настоящее время  через ПФ РФ осуществляются выплаты  по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов [9,с.442].

В Российской Федерации установлены  следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Размер пенсии по старости складывается из трех частей:

  • базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии, установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев; призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая;
  • страховой – дифференцированной части, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
  • накопительной – части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица [9,с.443].

Обязательное пенсионное страхование  организовано на основе двух принципов: солидарного перераспределения (страховая  часть трудовой пенсии) и персонального  накопления и капитализации страховых  взносов (накопительная часть). Законодательство предполагает участие в обязательном пенсионном накопительном страховании  негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний [11,с.225].

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют  федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане. Назначаются следующие  виды пенсий по государственному пенсионному  обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия.

Выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию осуществляется за счет источников, перечень которых  указан в Бюджетном кодексе РФ:

  • налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;
  • неналоговые доходы;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые в соответствии с федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009 составляют 26%[2].;
  • страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления:
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
  • прочие поступления. [1,с.147]

Суммарные доходы ПФР в 2010 г. прогнозируются в сумме 4,7 трлн. рублей, что на 46,86% больше чем в 2009 году,  суммарные  расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн., что на 62,07% больше чем в 2009 году. Превышение доходов над расходами бюджета будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) – 282 млрд. рублей. Бюджет фонда, как и раннее, будет профицитным. [21] Выплаты базовой и страховой части пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов ПФРФ. Наряду с ними  осуществляются расходы по доставке пенсий и их пересылке. Часть средств ПФРФ используется на содержание аппарата органов государственных внебюджетных фондов, подготовку и переподготовку кадров, государственные капитальные вложения, фундаментальные исследования и разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, международную деятельность. [15,с.284].

Информация о работе Проблемы функционирования внебюджетных фондов