Проблемы функционирования внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности внебюджетных фондов социального назначения. Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач в рамках данной работы:
Рассмотреть понятие, функции и роль внебюджетных фондов;
Рассмотреть механизм функционирования внебюджетных социальных фондов в России;
Выявить существующие проблемы функционирования внебюджетных фондов и обозначить пути их решения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие внебюджетных фондов……………………………………………………………………………….5
Определение внебюджетных фондов, их функции и цели. Источники доходов внебюджетных фондов…………………………………………………………………………………………………………… 5
Виды внебюджетных фондов………………………………………………………………………………………9

Глава 2. Внебюджетные фонды в России в современных условиях…………………………………..12

2.1. Внебюджетные фонды социального назначения в РФ………………………………………………..12

2.2. Проблемы функционирования внебюджетных фондов и пути их решения……………….20

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….26

Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 225.21 Кб (Скачать документ)

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей.

В Фонд социального страхования  входят следующие исполнительные органы:

  • Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по согласованию с председателем.

Задачами фонда на сегодняшний  день являются[26].:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. [7].

Средства фонда формируются  за счет следующих источников:

  1. страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов независимо от форм собственности); которые в соответствии с федеральным законом №212-ФЗ составляют 2,9 процента от заработной платы работника[2].;
  2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  3. страховые взносы работодателей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  4. доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
  5. ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационной аварии на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  6. прочих поступлений, в том числе возмещаемых за страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств фонда; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям.

Средства фонда направляются на (Приложение 2):

  1. Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  2. оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей  санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ и в санаторно – курортные учреждения в государствах – странах СНГ, а также на лечебное питание;
  3. частичное содержание на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
  4. частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
  5. частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
  6. обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;
  7. финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда, включая подразделения надзора и контроля за охраной труда;
  8. проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  9. участие в финансировании программ международного сотрудничества в сфере социального страхования и др. [8,с.138-139].

Стоит отметить, что в 2011 году произойдут значительные изменения в процессе формирования доходной части фонда, в соответствии с федеральным законом №212 от 24.07.2009 ЕСН будет отменен, и на его место в формировании доходов встанут страховые взносы.

В соответствии с федеральным законом РФ от 28.11.2009 292-ФЗ в 2010 году прогнозируется общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 425 488 232,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 61 579 366,1 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 453 818 770,7 тыс. рублей. Как видно, бюджет фонда не в состоянии обеспечить все расходные обязательства- предельный объем дефицита бюджета Фонда планируется в сумме 28 330 538,1 тыс. рублей, включая предельный объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей. . [5]

Задачей Федерального и  территориального фондов ОМС является реализация прав застрахованных на получение бесплатной медицинской помощи. Федеральный фонд ОМС обеспечивает финансовую устойчивость системы, предоставляя дотации территориальным фондам ОМС на финансирование базовой программы ОМС; также федеральный ОМС обеспечивает предусмотренные законодательством РФ права граждан в системе обязательного медицинского страхования; участвует в разработке и осуществлении государственной политики в области обязательного медицинского страхования; разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам по всей территории РФ.

Территориальные фонды финансируют  по среднедушевым нормативам свои филиалы  либо страховые медицинские организации. Последние оплачивают лечебно-профилактическим учреждениям медицинские услуги, оказанные застрахованным.

Доходами Фонда ОМС являются: [1,с.147]

  • Страховые взносы (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по нормативу 2,1 процента от заработной платы; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 процента от заработной платы) [2]
  • Налоговые доходы;
  • Недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Штрафы, санкции и суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления;
  • Межбюджетные трансферты;
  • Прочие поступления.
  • Сейчас система российского медицинского страхования подвержена реформированию. Уже в ближайшее время в стране произойдет увеличение ставки обязательного медицинского страхования с 3,1% до 5,1%. Благодаря этому изменится ситуация со стоимостью медицинских услуг. Рост на 2% позволит существенно улучшить финансовое положение государственного и муниципального здравоохранения (если раньше медицинские учреждения по полису ОМС получали за каждого принятого человека по 3 тысячи, то сейчас их "копилки" пополняться будут на 7 тысяч рублей за каждую "голову"). Такие изменения направлены на увеличение заинтересованности медицинских учреждений в качественном обслуживании пациентов и уменьшение коррупции и вымогательства в сфере медицинского обслуживания. 
    Считается, что благодаря увеличению ставки ОМС на 2% изменится работа врачей первичного звена, то есть участковых. Они будет заинтересованы осуществлять превентивные мероприятия, приглашать больных на обследования, словом, проявлять инициативу по отношению к пациентам. И всё это, опять-таки, из-за существенной материальной подпитки. [22]
  • Минздравсоцразвития готовит новый закон об обязательном медицинском страховании. Будет сделан упор на защиту прав граждан,  к 2020 году расходы на здравоохранение в России должны будут вырасти до 5,2-5,5% от ВВП против нынешних 3%.[23]

На 2010 год прогнозируемый общий  объем доходов бюджета Фонда  утвержден в сумме 105 851 220,0 тыс. рублей, общий объем расходов - 110 851 220,0 тыс. рублей. Таким образом, предельный объем  дефицита бюджета закреплен на уровне 5 000 000,0 тыс. рублей. На плановый период 2011 и 2012 годов бюджет Фонда планируется  бездефицитным. [4] 

 На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что в настоящее время в России действует три государственных внебюджетных фонда социального назначения. Их доходы складываются, в основном, за счет специальных страховых взносов, займов, а также выделения средств из бюджета (межбюджетных трансфертов). Все они занимают особое место в социальной сфере общества и в системе финансов России. Более чем десятилетний опыт функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о достаточно высокой эффективности этого звена финансов. Однако система внебюджетного финансирования ввиду недостаточного опыта организации и управления сегодня претерпевает постоянные изменения – отсутствует стабильность бюджетов внебюджетных фондов, их расходных обязательств и структуры. Периодически проявляются просчеты в планировании и осуществлении деятельности фонда. Причинами этого является сложная социально-экономическая обстановка (малая эффективность деятельности некоторых программ, неправильное распределение, недостаток финансовых ресурсов, мировой финансово-экономический кризис), которая постоянно требует постоянного вмешательства государства (реформирование, изменение различных параметров деятельности фондов).

    1. Проблемы функционирования внебюджетных фондов и пути их решения.

         На сегодняшний день в процессе функционирования внебюджетных фондов существует много проблем. На сегодняшний день существует ряд трудностей, связанных с деятельностью того или иного фонда, например, недостаточность финансирования, большое количество возложенных на фонд обязательств, неэффективность работы, необходимость совершенствования структуры фонда, а иногда даже прямое несоблюдение законодательства. Однако существует также и множество путей решения этих проблемных вопросов. 

 Особую тревогу вызывает  непредсказуемость и неожиданность  изменения законодательства, несоблюдение  сроков утверждения бюджетов  внебюджетных фондов и отчетов  об их исполнении, отсутствие  прозрачности в деятельности  фондов и недостаточный контроль  за использованием финансовых  средств. Так что сфера приложения  сил как научных, так и практических работников в части совершенствования функционирования социальных внебюджетных фондов все еще продолжает оставаться очень широкой. [15,с.285].

 По мнению некоторых исследователей  с формальной точки зрения  пенсионная система, важной составляющей  которой является ПФРФ, была вроде бы полностью реализована, однако ее фактически постигло фиаско.

Неискоренимость «серых» и «черных» зарплатных схем обрекает ПФРФ на стабильный дефицит. Да и в целом заниженная заработная плата в ряде производственных отраслей не позволяет выйти на достойные  пенсии. Рыночные инструменты инвестирования пенсионных накоплений находятся в  зачаточном положении. [19].

Для достижения финансовой стабилизации и устойчивости пенсионной системы  предлагаются следующие меры по оптимизации  источников доходов:

  • перейти с 2010 г. От ЕСН к страховым взносам и повысить их до 26% от фонда оплаты труда;
  • установить единый для всех организаций и работодателей тариф страховых взносов независимо от отраслевой принадлежности;
  • усилить действие принципа эквивалентности страховых пенсий и страховых взносов, позволяющего обеспечить сбалансированность и финансовую самодостаточность института пенсионного страхования путем установления предельного размера заработка, учитываемого при расчете взносов и выплат, в размере 415 тыс. руб. в год);
  • установить минимальную величину страховых взносов с тем, чтобы их уплата в течении 30 лет в этом минимальном размере обеспечивала трудовую пенсию не ниже прожиточного минимума пенсионера, и обязать работодателей уплачивать страховые взносы в размере не ниже минимального независимо от начисляемого заработка.
  • законодательно определить сроки и мероприятия по доведению величины национальных расходов на пенсионную систему до 10-12% ВВП, а социальную защиту до минимального уровня  в 20% ВВП;
  • законодательно определить порядок и процедуры, а также источники финансирования дефицита средств на выплату базовой и страховой частей трудовой пенсии. [18].

    В 2010 году Фонд социального страхования испытывает некоторые проблемы с наполняемостью бюджета, это вызвано  существенным увеличением размеров ряда социальных выплат. По мнению главы Фонда социального страхования, дефицит имеет место из-за того, что в России раннее существовала «несколько неадекватная» система тарифов на социальное страхование [17]. За счет государственной поддержки малого бизнеса доля предприятий, выплачивающих налоги по упрощенной схеме, возросла. Единый социальный налог они платили по сниженным тарифам, а выплаты по больничным листам получали в стандартном объеме. Таким образом, упрощенная система налогообложения приводит к тому, что предприятие платит почти в два раза меньше, чем получают потом из системы социального страхования его работники.

Информация о работе Проблемы функционирования внебюджетных фондов