Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 01:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.
Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:
изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;
выявляются этапы сближения стран СНГ;
рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;
проводится краткий экономический обзор стран СНГ;
исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;
выявляются особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ 6
1.1 ЦЕЛИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ 6
1.2 ЭТАПЫ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 9
1.3 СОСТОЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СНГ 12
1.4 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 17
2. КРАТКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРАН СНГ 20
2.1 УКРАИНА. БЕЛАРУСЬ. МОЛДОВА 20
2.1.1 УКРАИНА 20
2.1.2 БЕЛАРУСЬ 21
2.1.3 МОЛДОВА 22
2.2 ГРУЗИЯ. АЗЕРБАЙДЖАН. АРМЕНИЯ 23
2.2.1 ГРУЗИЯ 23
2.2.2 АЗЕРБАЙДЖАН 24
2.2.3 АРМЕНИЯ 25
2.3 КАЗАХСТАН. ТАДЖИКИСТАН. УЗБЕКИСТАН 26
2.3.1 КАЗАХСТАН 26
2.3.2 ТАДЖИКИСТАН 27
2.4 ТУРКМЕНИСТАН. КЫРГЫЗСТАН 28
2.4.1 ТУРКМЕНИСТАН 28
2.4.2 КЫРГЫЗСТАН 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 31
3.1 ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ 31
3.2 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ 33
3.3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ 37
3.4 ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ СНГ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
В течение пятнадцати последних лет различные аспекты экономической эволюции СНГ обсуждались на страницах печати. Естественно, что мнения ученых, работающих в данной области, имеют существенные расхождения. Одна из причин состоит в том, что научных исследований по этому вопросу явно недостаточно, и экономика СНГ как самостоятельная дисциплина только формируется. К тому же данная проблема излишне политизирована.
Так, сторонники восстановления СССР негативно оценивают итоги деятельности Содружества в связи с его, на их взгляд, аморфностью и недостаточной интегрирующей ролью, отсутствием реальных надгосударственных институтов. Многие западные ученые и политики, напротив, считают, что СНГ восстанавливает "империю", угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Эти крайние позиции сходятся, поскольку их сторонники не видят объективной необходимости и возможности сотрудничества России с другими независимыми государствами постсоветского региона, не предполагающей их обязательное объединение в "экономический союз" и не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях.
Но при образовании какого-либо международного союза на первый план выдвигается, прежде всего, взаимная экономическая выгода каждого его участника. А поодиночке странам СНГ очень сложно выдерживать конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и региональными объединениями.
Основой интеграционного процесса являются совпадение интересов и выгоды многостороннего сотрудничества государств-участников. Интеграция тем эффективнее, чем выше уровни социально-экономического развития государств и чем ближе этническо-религиозные и социокультурные менталитеты народов объединяющихся стран. Эффективная экономическая интеграция имеет следствием:
ускорение темпов взаимной торговли, экономического роста и сокращение трансакционных издержек;
повышение конкурентоспособности товаров, фирм и национальных экономик, рост инновационного потенциала в результате усиления конкуренции на внутренних рынках государств;
увеличение
притока иностранных
сглаживание межстрановых различий в уровне и качестве жизни населения.
В мировой практике сложились следующие формы региональной интеграции государств:
зона свободной торговли, в рамках которой устанавливается свободный от торговых ограничений режим торговли товарами между странами-участницами; при этом каждая страна имеет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран;
таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый таможенный тариф и проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
общий рынок: таможенный союз дополняется согласованной экономической и научно-технической политикой; для координации экономической политики создаются межгосударственные или наднациональные институты, которым передается часть национального суверенитета государств;
единый внутренний рынок: обеспечивается свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы; унифицируется национальное законодательство государств-членов; усиливаются наднациональные органы контроля и управления;
экономический и валютный союз: создается единое экономическое, валютно-финансовое, правовое и информационное пространство при обязательном соблюдении межгосударственных договоров;
политический союз: осуществляется переход стран-участниц к общей внешней политике, политике безопасности, вводится единое гражданство, усиливается сотрудничество в правосудии и внутренних делах.
Сегодня
наиболее остро стоит вопрос не столько
ускоренного осуществления
Вышеизложенное подчеркивает актуальность исследуемой темы.
Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.
Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:
изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;
выявляются этапы сближения стран СНГ;
рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;
проводится краткий экономический обзор стран СНГ;
исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;
выявляются особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ.
В работе использованы данные Госкомстата РФ, международных аналитических агентств, учебники, книги, учебные пособия, публикации по исследуемой теме.
После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых вошли в состав СНГ. Прежде чем охарактеризовать экономику стран СНГ, необходимо отметить особенности их развития после получения политической независимости:
введено президентство;
прошли выборы законодательных органов на многопартийной основе;
вступление в ООН;
укрепление политических и экономических связей с Западом;
вступление в ряд международных организаций.
Но приобретение политической независимости не привело к экономическому и социальному благополучию. Скорее, наоборот, для многих стран СНГ стала реальностью политическая нестабильность, межнациональные конфликты и даже межгосударственное противостояние.
На экономическую ситуацию в государствах СНГ оказали влияние не только политические вопросы, но и переход к рынку. Оказалось, что потенциальные и реальные возможности в странах СНГ далеко не одинаковы. Да и само стремление к рынку правящих структур было различным. Отсюда и разные темпы рыночных преобразований.
Анализ интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств невозможен без рассмотрения условий, предшествовавших появлению новых независимых государств на территории бывших союзных республик СССР.
Экономика СССР не только относилась к экономике интеграционного типа, но в ней была достигнута и наивысшая степень интегрированности хозяйства (в СССР на межреспубликанский оборот в 1990 году направлялось порядка 20% валового национального продукта, а в странах Европейского Союза - лишь 14%). Экономическая взаимозависимость союзных республик была также велика, как и взаимозависимость регионов внутри любой современной индустриально развитой страны. Это было обусловлено тем, что размещение производственных мощностей и структура межреспубликанского разделения труда формировались на плановой основе единого экономического пространства. Материальную основу Советского Союза образовывали общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных и средних предприятий. При этом на территории Союза десятилетиями создавались единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникационные, топливные системы.
Республикам СССР был присущ высокий уровень взаимного товарообмена. Так, по данным статистики за 1989 год десять из пятнадцати союзных республик 19,8-24,4% своего внутреннего потребления покрывали за счет ввоза из других союзных республик и только 3-6% - за счет импорта из-за пределов СССР, девять республик вывозили в другие регионы страны 19,7-25,4% валовой продукции и лишь 2-3% экспортировали за пределы СССР.
После распада Советского Союза страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, были объективно заинтересованы в установлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время было очевидно, что сложившаяся к началу 90-х годов структура экономических взаимоотношений далеко не оптимальна.
Таким
образом, целью создания СНГ было
обеспечение взаимного и
координация усилий в решении общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности;
развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества;
устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие, рост благосостояния граждан.
Предпосылки
успешного интеграционного
развитие многостороннего сотрудничества в СНГ не противоречило процессам укрепления суверенитета государств-участников;
сходность путей трансформации общества, ориентированных на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и зрелости рынка, схожие технические и потребительские стандарты, однородность товарных и финансовых рынков, общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР;
наличие колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры. На СНГ приходится 18% мировых запасов нефти, 40% - природного газа, 10% - мирового производства электроэнергии при доле в мировом продукте - 1,5%;
сохранение
взаимодополняемости и
выгодное географическое положение, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, транспортные коридоры для перевозки грузов между Европой и Азией;
наличие довольно емкого, хорошо освоенного рынка сбыта товаров, неконкурентоспособных в странах дальнего зарубежья. В условиях усиления конкуренции на мировых рынках важность этого фактора интеграции будет неуклонно возрастать;
тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах. На пространстве СНГ не существует языкового барьера. Русский язык является родным или вторым родным языком для большей части населения СНГ, а также рабочим языком Содружества, что упрощает проблему коммуникаций и развития экономических и гуманитарных контактов;
усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности.
Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ является не самоцелью, а инструментом решения важнейших социально-экономических проблем и отвечает коренным интересам государств Содружества. Экономическая интеграция СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса. Однако это потребует огромной политической воли и значительных усилий по выработке конструктивной программы интеграционных действий, а также по созданию адекватной институциональной инфраструктуры широкомасштабного сотрудничества.
Информация о работе Проблемы и возможности сближения стран СНГ