Проблемы и возможности сближения стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.

Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:

изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;

выявляются этапы сближения стран СНГ;

рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;

проводится краткий экономический обзор стран СНГ;

исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;

выявляются особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ 6
1.1 ЦЕЛИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ 6
1.2 ЭТАПЫ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 9
1.3 СОСТОЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СНГ 12
1.4 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 17
2. КРАТКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРАН СНГ 20
2.1 УКРАИНА. БЕЛАРУСЬ. МОЛДОВА 20
2.1.1 УКРАИНА 20
2.1.2 БЕЛАРУСЬ 21
2.1.3 МОЛДОВА 22
2.2 ГРУЗИЯ. АЗЕРБАЙДЖАН. АРМЕНИЯ 23
2.2.1 ГРУЗИЯ 23
2.2.2 АЗЕРБАЙДЖАН 24
2.2.3 АРМЕНИЯ 25
2.3 КАЗАХСТАН. ТАДЖИКИСТАН. УЗБЕКИСТАН 26
2.3.1 КАЗАХСТАН 26
2.3.2 ТАДЖИКИСТАН 27
2.4 ТУРКМЕНИСТАН. КЫРГЫЗСТАН 28
2.4.1 ТУРКМЕНИСТАН 28
2.4.2 КЫРГЫЗСТАН 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 31
3.1 ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ 31
3.2 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ 33
3.3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ 37
3.4 ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ СНГ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

Экономическая интеграция СНГ.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

1.2 Этапы сближения стран СНГ

 

     За  прошедшее десятилетие в интеграционных процессах Содружества Независимых Государств можно выделить несколько этапов интеграции.

     1991-1993 годы можно назвать первым  этапом - появления национальных экономик, - который охарактеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР, делением национального богатства, соревнованием за получение внешних кредитов, отказом от уплаты долгов бывшего СССР, резким сокращением взаимного товарообмена (приложение 1), что привело к экономическому кризису на всем постсоветском пространстве.

     Такое развитие событий сделало очевидным  необходимость построения отношений  в рамках СНГ на рыночной основе, по принципу экономической целесообразности интеграционных процессов национальных экономик.

     Второй  этап (1994-1995 годы) - так называемый, этап становления правового пространства - охарактеризовался интенсивным созданием нормативной базы межгосударственных отношений. Основой формирования правового поля в рамках СНГ можно считать принятие Устава СНГ.

     В целом ретроспективный анализ второго этапа дает возможность говорить о развитии взаимных экономических связей стран СНГ по двум направлениям. Так, в общей массе разрозненных соглашений в сфере регулирования взаимоотношений между государствами можно выделить ряд наиболее значимых, которые выступают как попытки объединить усилия всех участников СНГ на достижении общих целей. Это, в первую очередь, Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 года), Соглашение о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 года), Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза (21 октября 1994 года), Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ (21 октября 1994 года).

     Третий  этап (1996 год - 2006 год) отличает появление субрегиональных образований. Характерной чертой этого этапа стало заключение двусторонних соглашений. Здесь наибольший интерес с точки зрения дальнейшей перспективы представляет развитие связей между Россией и Республикой Белоруссия, которые первыми пошли по пути создания таможенного союза. В дальнейшем к ним присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, создав Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

     Углубляется интеграционное сотрудничество в соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года. Договор закрепляет конкретные мероприятия по формированию общей транспортной и объединенной энергетической систем, по составлению совместных балансов производственных мощностей и согласованному их использованию, по унификации денежно-кредитных и бюджетных систем и созданию предпосылок для введения общей валюты, по унификации социальных условий и т.д. Доказательством положительного влияния предпринятых шагов на развитие экономических связей России и Беларуси служит неуклонный (почти в 2,5 раза) рост доли Республики Белоруссия в товарообороте России со странами СНГ (приложение 2) и существенный (почти в 1,5 раза) рост товарооборота между этими двумя странами (приложение 3).

     В целом на некогда едином постсоветстком пространстве возникли и функционируют 5 субрегиональных группировок. Среди экономических группировок, помимо Союза Белоруссии и России (СГБР) и Евразийского экономического сообщества, можно выделить Восточно-Европейский Союз (Украина, Молдова), переросший затем в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), кавказская “четверка” (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).

     Сотрудничество в рамках субрегиональных объединений является закономерным поиском государствами-участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия и в целом не противоречит участию государств в Содружестве, поскольку такие объединения являются взаимно транспарентными, а их цели и практическая деятельность лежат в общем русле развития СНГ.

 

1.3 Состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ

 

     Отношения России со странами СНГ строятся как  на многосторонней, так и двусторонней основе путем заключения с ними договоров, соглашений и других документов, регламентирующих процессы дальнейшего углубления экономической интеграции с этими государствами в целом ряде важнейших направлений.

     Наиболее  успешно развивается внешнеэкономическое  сотрудничество России и Белоруссии в рамках Союзного государства, а также стран Евразийского экономического сообщества, что проявляется в усилении производственно-технологических связей, развитии межрегионального сотрудничества, более высоких темпах роста товарооборота. Так в 2003 году Белоруссия из-за роста мировых цен на энергоносители вышла на первое место в списке ведущих торговых партнеров России среди стран СНГ, опередив Украину (более 40% стоимости экспорта России в страны СНГ). На долю Украины, Белоруссии и Казахстана приходится 90% внешнеторгового оборота России со странами Содружества.

     В 2004 году возрос объем торговли с Арменией - на 77%, Грузией - на 19%, Казахстаном - на 6%, Узбекистаном и Украиной - на 5%, снизился - с Азербайджаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном.

     Значительную  часть в структуре экспорта России в страны СНГ составляют топливно-энергетические ресурсы - нефть, нефтепродукты, газ, уголь, мазут, дизельное топливо. В среднем доля минеральных продуктов составляет половину стоимости экспортных поставок. Крупными статьями российского экспорта в страны Содружества являются машины и оборудование (более 18% стоимости экспорта), продукция химической промышленности (более 10%), металлы и драгоценные камни (10%). В государства СНГ вывозится подавляющая часть российского экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов и других товаров.

     В целом в 2000-2004 годах произошел  определенный позитивный перелом в экономических отношениях России со странами СНГ. Товарооборот России со странами СНГ в 2003 году составил 27,7 млрд. долларов, или вырос по сравнению с 2002 годом на 23,6%, в том числе с Белоруссией - на 32,6% и странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - на 42,4%.

     Дальнейшее  углубление экономической интеграции России и стран СНГ неразрывно связано с процессами преодоления  Россией и странами СНГ последствий  экономического кризиса, согласования и координации действий стран  в решении экономических проблем, совершенствования нормативно-правовой базы их отношений и механизма ее реализации. С большинством стран СНГ достигнуты договоренности по всему комплексу вопросов установления с ними режима свободной торговли.

     С 1 июля 2001 года Россия применяет принцип взимания косвенного налога по “стране назначения” (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) со всеми странами СНГ, кроме Белоруссии - своего партнера по Союзному государству.

     Важным  направлением сотрудничества является и реализация совместных проектов в области электроэнергетики.

     Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов России и Казахстана на 1999 - 2007 годы и принятая Программа приграничного сотрудничества способствуют развитию электроэнергетической интеграции между южными областями Сибири и Казахстаном. В рамках этой программы реализуется ряд крупномасштабных проектов, в частности трансграничные схемы поставок казахстанского угля из Экибастуза на электростанции Урала и Сибири и обратным перетоком электроэнергии, минерального сырья из Казахстана на предприятия черной металлургии Южного Урала в обмен на их готовую продукцию, нефти и газового конденсата на перерабатывающие производства Оренбургской области и встречные поставки нефтепродуктов и газа. По этому направлению с Республикой Казахстан подписано более 200 соглашений и договоров.

     Начата  параллельная работа энергосистем России и Казахстана, реализуется подобный проект с Белоруссией, а также проекты транзита российской электроэнергии через Грузию и Азербайджан в Турцию. Восстановлена параллельная работа энергосистем России и Украины, с которой предстоит решить вопросы обеспечения поставок российской электроэнергии через ее территорию в третьи страны.

     В рамках СНГ особое внимание уделяется  развитию транспортной инфраструктуры. В частности, Россия и Казахстан совместно с компаниями США и Европы финансируют строительство нефтепровода в рамках Каспийского трубопроводного консорциума. Проектом международного значения могут стать нефте- и газопроводы от Каспия, Казахстана и Туркменистана через территорию России. Транспортный международный автомобильный коридор Хельсинки - Санкт-Петербург будет продолжен на юг до Киева, Кишинева, Бухареста, Софии.

     В бывшем СССР многие виды продукции  создавались на основе кооперационных связей. Особенно это характерно для машиностроения, когда отдельные детали и узлы производились на разных заводах, многие предприятия являлись звеньями в технологической цепочке производства готовой продукции. С распадом СССР, когда эти предприятия оказались в разных государствах, разрыв связей пагубно сказался на производственном процессе. По оценкам экономистов третья часть сокращения производства в республиках СНГ в ходе реформ непосредственно связана с разрывом хозяйственных связей. Поэтому особое значение во внешнеэкономическом сотрудничестве стран СНГ имеет сохранение и развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами.

     Актуальным  остается развитие сотрудничества стран  СНГ в оборонных отраслях промышленности, более 80% продукции которых производится в рамках кооперационных связей. Для создания самостоятельного производства оборонных видов продукции потребовались бы затраты в объеме 5 млрд. долларов США, что не под силу ни одному из государств СНГ самостоятельно.

     В этой связи потребуется продолжить работу по дальнейшему сближению  и унификации национального хозяйственного законодательства стран СНГ.

     Для российских товаропроизводителей внутренние рынки стран СНГ представляют собой довольно емкий, хорошо освоенный  рынок сбыта товаров, многие из которых  пока неконкурентоспособны в странах  дальнего зарубежья.

     На  государства СНГ приходится практически весь объем российского экспорта продукции сельскохозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов, других товаров. Из стран СНГ поставляются необходимые для жизнедеятельности экономики России марганцевые, хромовые, титановые и циркониевые руды, хлопковое волокно и другая продукция.

     В связи с этим потребуется согласовать  со странами СНГ ограничения на ввоз из третьих стран тех видов  продукции, объемы производства которых в рамках СНГ позволяют удовлетворить в ней собственную потребность, например зерноуборочные комбайны в России, трубы большого диаметра на Украине, карьерные самосвалы в Белоруссии и т.д.

     В настоящее время межправительственные соглашения о производственной кооперации подписаны Россией с Украиной, Белоруссией, Арменией, Молдавией и Таджикистаном и прорабатываются с некоторыми другими странами СНГ. Расширение производственной кооперации в рамках межправительственных соглашений позволяет более полно использовать созданные производственные мощности, сохранять рабочие места и специализацию производства, увеличивать выпуск и поставки российской продукции на рынки стран СНГ, обеспечивать дополнительные поступления в бюджеты этих государств.

     В условиях рынка возрастает значимость интеграции стран СНГ на основе прямых хозяйственных связей, создания межгосударственных и транснациональных финансово-промышленных групп и объединений за счет концентрации ими финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов.

     Наблюдается стремление предпринимательских структур к взаимодействию на постсоветском  пространстве в форме холдинговых  компаний, совместных предприятий, консорциумов и т.п. Так в Российской Федерации зарегистрированы 11 межгосударственных (МФПГ) и 5 транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) с участием предприятий и организаций стран СНГ, рассматривается возможность создания еще более десятка подобных структур, в том числе в области систем и средств противовоздушной обороны, телекоммуникаций и связи. Также образованы более 3 тыс. предприятий с капиталом стран Содружества, около 40 торговых домов и 20 представительств регионов в государствах СНГ.

     К официально зарегистрированным ТНК, например, относится Российско-Узбекское авиастроительное объединение, созданное в 1995 году на базе АО “Авиакомплекс им. С.В. Илюшина”, Воронежского акционерного самолетостроительного объединения и Ташкентского авиационного объединения им.В.П. Чкалова. Благоприятные условия для создания ТНК имеются в энергетике, ракетостроении, судостроении, станкостроении, химической и металлургической промышленности. Многие предприятия указанных отраслей находятся в стагнации, и объединение их в ТНК позволило бы повысить их конкурентоспособность. Однако для создания ТНК необходимы финансовые ресурсы, дефицит которых можно преодолеть включением в корпорации банковских структур или государственной поддержкой хотя бы на стадии становления. ТНК могут образовываться на базе как межправительственных соглашений, так и горизонтальных соглашений участников, путем приобретения компаний в странах СНГ. В настоящее время Межгосударственный экономический комитет подготовил Конвенцию о развитии ТНК, которая в предварительном порядке одобрена главами правительств СНГ.

Информация о работе Проблемы и возможности сближения стран СНГ