Проблемы и возможности сближения стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.

Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:

изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;

выявляются этапы сближения стран СНГ;

рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;

проводится краткий экономический обзор стран СНГ;

исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;

выявляются особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ 6
1.1 ЦЕЛИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ 6
1.2 ЭТАПЫ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 9
1.3 СОСТОЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СНГ 12
1.4 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 17
2. КРАТКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРАН СНГ 20
2.1 УКРАИНА. БЕЛАРУСЬ. МОЛДОВА 20
2.1.1 УКРАИНА 20
2.1.2 БЕЛАРУСЬ 21
2.1.3 МОЛДОВА 22
2.2 ГРУЗИЯ. АЗЕРБАЙДЖАН. АРМЕНИЯ 23
2.2.1 ГРУЗИЯ 23
2.2.2 АЗЕРБАЙДЖАН 24
2.2.3 АРМЕНИЯ 25
2.3 КАЗАХСТАН. ТАДЖИКИСТАН. УЗБЕКИСТАН 26
2.3.1 КАЗАХСТАН 26
2.3.2 ТАДЖИКИСТАН 27
2.4 ТУРКМЕНИСТАН. КЫРГЫЗСТАН 28
2.4.1 ТУРКМЕНИСТАН 28
2.4.2 КЫРГЫЗСТАН 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 31
3.1 ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ 31
3.2 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ 33
3.3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ 37
3.4 ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ СНГ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

Экономическая интеграция СНГ.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

     Вторая  группа: старопромышленные экспортно-ориентированные регионы располагают мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, имеют крупные экспортные ресурсы, относительно развитую рыночную инфраструктуру и являются основными производителями продукции для рынков СНГ: Иркутская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Пермская, Оренбургская, Омская, Кемеровская, Томская, Ярославская, Тульская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Удмуртская Республика, Красноярский край. Экспортный профиль данной группы регионов составляют несколько товаров, среди которых: металлы, химическая продукция, нефть, газ, нефтепродукты, уголь, электроэнергия, лесная и бумажная продукция, машины и оборудование.

     Третья  группа: экспортно-ориентированные регионы нового освоения. В них сосредоточено производство одного-двух важнейших товаров специализации России (нефти, газа, черных или цветных металлов, древесины), экспортируемые как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. Монопродуктовая структура экспорта обусловливает высокую зависимость региональной экономики от внешнеторговой конъюнктуры. К данной группе относятся субъекты федерации относительно нового промышленного освоения, во внешнеэкономических связях которых страны СНГ играют незначительную роль: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Коми, Карелия.

     Четвертая группа: экспортно-ориентированные регионы, имеющие общие границы со странами СНГ, близкие к международным транспортным артериям. В регионах получили развитие челночная торговля, транспортные услуги. Это - Калининградская, Ростовская, Белгородская, Новосибирская области, Краснодарский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края. Регионы характеризуются узкой географией торговых связей с доминированием фирм пограничных государств.

     К основным направлениям развития взаимоотношений  регионов со странами СНГ можно отнести  заключение соглашений и договоров  о взаимовыгодном сотрудничестве в  различных сферах жизнедеятельности. В целом двусторонние встречи представителей субъектов РФ и стран-соседей или их регионов имеют огромное значение с точки зрения расширения рамок общения на уровне отдельных предприятий и организаций.

     В настоящее время субъекты РФ подписали  с административно-территориальными образованиями стран СНГ более 950 соглашений о сотрудничестве в различных сферах деятельности. С Республикой Белоруссия взаимодействуют более 80 субъектов России, с Украиной - 75, Казахстаном - 72, Азербайджаном и Арменией - по 40, Грузией - 38 и Киргизией - 31.

     Региональные  связи имеют огромное значение для развития интеграционных процессов.

     Активная  политика интеграции, проводимая руководством России и Белоруссии, с одной стороны, инициирует, а с другой, во многом обусловлена широкими связями регионов. В настоящее время на рынках Республики Белоруссии активно присутствуют 60 субъектов федерации, а во взаимных поставках продукции участвуют 79 российских регионов. За шестилетний период становления Союзного государства подписано около 200 соглашений, договоров и протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве Белоруссии с администрациями областей, краев и республик России. При этом на уровне местных органов власти деловые связи выходят далеко за рамки простого товарного сотрудничества. Организуется обмен экономической информацией, проводятся выставки-ярмарки, совместные мероприятия в области культуры, образования и спорта.

     Одним из положительных примеров взаимодействия на уровне региона является Свердловская область, где накоплен значительный позитивный опыт построения тесных взаимоотношений  со странами СНГ. Так, начиная с 1996 года заключено 24 соглашения почти со всеми странами СНГ, в том числе и с их регионами (на сегодня действуют 22 соглашения).

     В России образованы и активно работают более 3 тыс. предприятий с привлечением капитала из стран СНГ, около 40 торговых домов и 20 представительств регионов в государствах СНГ. К примеру, в Свердловской области функционируют 148 совместных предприятий с участием капитала из стран СНГ. Это позволяет удержать рынок сбыта, с одной стороны, и обеспечить сырьем местные предприятий, с другой.

     Одним из крупных торговых партнеров стран  СНГ среди российских регионов является г. Москва, доля которой в общем товарообороте с этими государствами составила в прошедшем году 23,4%.

     По  состоянию на 1 января 2002 года ею подписано со странами СНГ и их административно-территориальными образованиями почти 40 соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах. Осуществляется подготовка к подписанию еще 12 подобных соглашений с Украиной, Белоруссией, Узбекистаном и Таджикистаном.

     В Московской области во взаимосвязях с регионами стран СНГ применяется  и многосторонняя форма сотрудничества. В настоящее время осуществляется реализация подписанного в октябре 2000 года трехстороннего соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Московской области, Минским областным исполнительным комитетом Республики Белоруссии и Киевской областной государственной администрацией Украины.

     Важным  направлением развития межрегиональных связей со странами СНГ является приграничное сотрудничество. Общую границу со странами СНГ имеют 25 регионов РФ (приложение 4).

     Большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным  пространствам России. У подавляющей части приграничных субъектов РФ объем валового регионального продукта на душу населения ниже среднего по стране. Ситуация осложняется тем, что большая часть приграничных территорий стран СНГ также является менее развитыми частями этих стран. Социально-экономические показатели смежных районов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки.

     Приграничное  сотрудничество осуществляется в условиях, когда процесс международно-правового  оформления сухопутных границ между  странами СНГ только начался. Особенностью последнего десятилетия стало увеличение барьерности границ с СНГ. Наиболее либерализованы они с Белоруссией. Вместе с тем двусторонняя торговля приграничных регионов России и СНГ возросла, и увеличение барьерности границ негативно скажется на внешнеэкономическом сотрудничестве соседних регионов граничащих государств. Дальнейшее расширение связей возможно с реализацией новых инвестиционных проектов, созданием финансово-промышленных групп, обустройством приграничной инфраструктуры.

     Реализация  подписанной в феврале 2000 года Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины до 2007 года должна способствовать развитию экономики прилегающих регионов, решению многих приграничных проблем.

3.4 Оценка возможности сотрудничества со странами СНГ Ханты-Мансийского автономного округа

 

     Ханты-Мансийский автономный округ относится к  экспортно-ориентированным регионам нового освоения. В них сосредоточено производство одного-двух важнейших товаров специализации России (нефти, газа, черных или цветных металлов, древесины), экспортируемые как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. Монопродуктовая структура экспорта обусловливает высокую зависимость региональной экономики от внешнеторговой конъюнктуры.

     Ханты-Мансийский автономный округ является субъектом Федерации относительно нового промышленного освоения, во внешнеэкономических связях которого страны СНГ играют незначительную роль.

     В целом сегодня стало очевидным, что интеграционный процесс необходимо строить как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. И здесь главную роль призваны играть регионы, что является отличительной чертой нашего времени. Прямое взаимодействие субъектов Российской Федерации со странами СНГ является ускорителем интеграционных процессов.

     Сдерживающим  фактором в развитии межрегионального сотрудничества кроме причин общеэкономического характера (неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных  отношений, высокий уровень долгов этих стран и др.) являются и сугубо специфические причины - это несогласованность проводимой ими таможенной и налоговой политики, высокий уровень бартерных операций, тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, неконвертируемость национальных валют, высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги и т.д.

     Например, высокие тарифы на перевозку грузов и транспортные услуги приводят к  вытеснению третьими странами российских товаров с внутренних рынков стран  СНГ, поскольку в настоящее время доля транспортных расходов в цене российской продукции составляет 40-60%.

     Это явилось одной из причин сокращения внешнеторговых операций между отдельными регионами Дальнего Востока и  удаленными территориями Сибири со странами СНГ.

     На 01.01. 2005 года Правительством автономного округа подписано 2 Протокола о намерениях с министерствами Республики Беларусь (Министерство промышленности и Министерство архитектуры и строительства) и Протокол о намерениях с Минским городским исполнительным комитетом.

     В рамках Протокола о намерениях между  Правительством Ханты-Мансийского  автономного округа (Российской Федерации) и Минским городским исполнительным комитетом (Республики Беларусь) 16 января 2004 года в г. Минске подписан Протокол рабочей встречи представителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Российская Федерация) и г. Минска (Республика Беларусь).

     24-26 февраля состоялся визит представителей  крупных промышленных заводов  и компаний г. Минска в автономный округ.

     Республика  Молдова. Согласован с Членами Президиума Правительства автономного округа и направлен в министерство экономики Республики Молдова проект Соглашения между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Министерством экономики республики Молдова о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве.

     Республика  Казахстан. Подготовлена и направлена информация Уполномоченному Торгового Представителя по Уральскому региону г. Екатеринбурга Н.Ф. Эпингеру о внешнеторговом обороте автономного округа с Республикой Казахстан за период с 01.01. 2003г. по 9 месяцев 2004года.

     6-7 декабря 2004 года в городах Сургут, Нижневартовск организованы круглые  столы на тему: "Вопросы консульских служб стран СНГ" с участием Генерального Консула Украины в г. Тюмени и представителя Посольства Республики Беларусь в России.

     Внешнеторговый  оборот Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры в 2004 году составил 16 953,2 млн. долл. США. В 2004 году экспорт составил 16 618,2 млн. долл. США, импорт - 335,0 млн. долл. США. Характерной чертой внешней торговли является положительное сальдо торгового баланса. 

    Внешнеторговый  оборот Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (млн. долл. США)

  2000 2001 2002 2003 2004
Оборот 6 860,9 11 419,0 15 794,5 18 125,6 16 953,2
Экспорт товаров, услуг 6 330,8 10 833,0 15 384,6 17 804,0 16 618,2
Импорт  товаров, услуг 530,1 586,0 409,9 321,6 335,0
Сальдо 5 800,7 10 247,0 14 974,7 17 482,4 16 283,2
 

     Снижение  показателей экспорта товаров и  услуг объясняется изменением методологии  расчетов и заменой статистической формы отчетности "Сведения о движении средств в иностранной валюте" на "Сведения о поступлении валютных средств от поставки нефти, нефтепродуктов и природного газа на экспорт" Тюменского областного Комитета государственной статистики.

     Основные  виды экспортируемых товаров: нефть, нефтепродукты, деловая древесина. Нефть составляет 98% от общего объема экспорта региона. Продукция поставляется более чем в 30 стран мира. Главными внешнеторговыми партнерами являются: Польша, Кипр, Франция, Нидерланды, Германия, из стран СНГ - Украина, Казахстан.

Информация о работе Проблемы и возможности сближения стран СНГ