Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 01:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление условий и возможности сближения стран СНГ на современном этапе.
Для решения поставленных целей в работе последовательно решаются следующие задачи:
изучаются цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ;
выявляются этапы сближения стран СНГ;
рассматривается состояние интеграционных связей России с государствами-участниками СНГ;
проводится краткий экономический обзор стран СНГ;
исследуются проблемы и возможности сближения стран СНГ;
выявляются особенности экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ 6
1.1 ЦЕЛИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ 6
1.2 ЭТАПЫ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 9
1.3 СОСТОЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СНГ 12
1.4 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 17
2. КРАТКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРАН СНГ 20
2.1 УКРАИНА. БЕЛАРУСЬ. МОЛДОВА 20
2.1.1 УКРАИНА 20
2.1.2 БЕЛАРУСЬ 21
2.1.3 МОЛДОВА 22
2.2 ГРУЗИЯ. АЗЕРБАЙДЖАН. АРМЕНИЯ 23
2.2.1 ГРУЗИЯ 23
2.2.2 АЗЕРБАЙДЖАН 24
2.2.3 АРМЕНИЯ 25
2.3 КАЗАХСТАН. ТАДЖИКИСТАН. УЗБЕКИСТАН 26
2.3.1 КАЗАХСТАН 26
2.3.2 ТАДЖИКИСТАН 27
2.4 ТУРКМЕНИСТАН. КЫРГЫЗСТАН 28
2.4.1 ТУРКМЕНИСТАН 28
2.4.2 КЫРГЫЗСТАН 29
3. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН СНГ 31
3.1 ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ 31
3.2 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ 33
3.3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ 37
3.4 ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТРАНАМИ СНГ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
В ХХI веке одной из приоритетных задач становится формирование единого информационного пространства СНГ. В 1996 году Совет глав правительств утвердил Концепцию реформирования информационного пространства Содружества, в 1998 году принял Перспективный план подготовки документов и мероприятий по ее реализации. Информационное пространство формируется преимущественно стихийно коммерческими структурами при незначительной роли государств. Тем не менее, страны СНГ могли бы взять на себя ответственность за недопущение распространения недостоверной информации, направленной на подрыв государства, разжигание национальной или религиозной розни. Актуальным является создание систем информационной безопасности стран СНГ. По-прежнему остаются неразработанными принципы сотрудничества в сфере массовой информации, электронных информационных технологий, информатизации экономики и управления.
Интеграция государств СНГ, таким образом, имеет ряд принципиальных особенностей. Во-первых, объединяются страны с существенно различным уровнем экономического развития (реальные доходы населения России, Казахстана, Беларуси во много раз превышают реальные доходы жителей Таджикистана и Грузии). Мировой опыт показывает, что такие страны не могут создать объединение типа Европейского союза и обычно ограничиваются образованием зоны свободной торговли и движения капиталов (примеры - НАФТА, а также североамериканское соглашение о зоне свободной торговли США, Канады и Мексики).
Во-вторых, в СНГ объединены страны, основной объем торговли которых приходится на государства остального мира. Так, доля СНГ во внешнеторговом обороте России и Азербайджана составляет 19%, Казахстана - 37, Украины - 44, Кыргызстана - 48, Беларуси и Таджикистана - 65%. Мировой опыт знает объединения развивающихся стран, ключевыми партнерами которых являются развитые государства, не входящие в это объединение (например, в МЕРКОСУР интегрированы Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай, доля взаимной торговли которых в несколько раз меньше доли их торговли с США). Однако эта форма интеграции никогда не поднимается до уровня экономического союза.
В-третьих, в СНГ есть страны, как располагающие мощным сырьевым потенциалом (Россия, Казахстан, Азербайджан и др.), так и не обладающие богатыми природными ресурсами (Грузия, Молдова, Беларусь, Украина и др.). В мире аналогов такого объединения нет (так, ЕС - это объединение развитых, но бедных природными ресурсами стран; Норвегия не вступила в ЕС - ее нефть и газ находят сбыт и без интеграции).
В-четвертых, в рамках СНГ объединяются страны-должники, зависимые от мировых кредиторов, причем МВФ, Мировой банк и США негативно относятся как к интеграции государств Содружества с РФ, так и к развитию в этих странах высоких технологий, особенно двойного назначения. В то же время активно пропагандируются и финансово поддерживаются интеграционные объединения без России - такие, как Центрально-азиатское экономическое сообщество, "Кавказский парламент", "Тюркский парламент", ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдова).
Важнейшая проблема СНГ - экономическое сотрудничество России и Украины. В отличие от России, ТЭК которой обеспечивает более 40% поступлений в бюджет страны и почти 50% ВВП, Украина менее зависима от сырьевых отраслей и потому более заинтересована в сбыте своей промышленной продукции на рынках СНГ. Только в 2002 г. производство легковых автомобилей сократилось в Украине более чем на 70%, электродвигателей переменного тока - более чем на 40%, и т.д. В то же время благодаря российскому рынку в 2003 г. нашли сбыт около 700 тыс. т труб, изготовленных в Украине. Следовательно, она должна быть не меньше России заинтересована в таможенном или даже в экономическом союзе СНГ. По оценкам Совета по изучению производительных сил Украины, ближайшие пять лет республика будет покрывать за счет импорта из СНГ 85,4% своих потребностей в сырой нефти, 45,7 - в нефтепродуктах, 61,7 - в природном газе, 8% - в угле. Поэтому вряд ли коренным интересам украинской экономики соответствует установка, ограничивающая интеграцию в СНГ достижением режима свободной торговли.
Таким образом, перспективы развития СНГ во многом обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Например, успех Союза России и Беларуси и Евразийского экономического сообщества будет способствовать привлекательности интеграции экс-республик СССР. Вовлечение же членов СНГ в другие межгосударственные объединения мира чревато серьезными изменениями в составе Содружества (некоторые страны могут из него выйти, а какие-то - войти). Намечается и появление новых межгосударственных объединений с участием наших стран: начал развиваться Транспортный союз России, Ирана и Индии, к которому присоединился Казахстан; развернуть экономическое взаимодействие намеревается и "Шанхайская пятерка" (Китай, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан). Но в любом случае необходимость в экономическом сотрудничестве России с другими постсоветскими государствами в рамках СНГ сохранится.
Площадь - более 600 тыс. км2. Население - 52 млн. человек.
Выгодное географическое положение. Благоприятные почвенно-климатические условия для развития различных отраслей (зоны лесов, лесостепей, степей и субтропиков). Территория в основном равнинная, только на юге - Крымские годы и на западе - Карпаты. Леса занимают 1/3 территории. Рек много (22 тысячи), но большинство из них маловодные, исключение составляет Днепр. Крупные каналы (Крымский, Днепр - Донбасс), около десятка крупных водохранилищ. Однако южные регионы испытывают недостаток в водных ресурсах.
Природные ресурсы разнообразны. Уголь - в Донецком и Львовско-Волынском бассейнах. Нефть и газ - в Предкарпатье, Днепровско-Донецком, Причерноморском и Харьковском месторождениях. Но в целом топливно-энергетическая база недостаточная. До распада СССР 85% нефти и 52% газа Украина получала из России.
Крупные запасы железной руды (Криворожское, Керченское месторождения), марганца (Никополь). Имеются месторождения никеля, титана, ртути. Химическое сырье - каменная и калийная соли, сера. Разнообразные строительные материалы. Богата рекреационными ресурсами.
Многонациональный состав; украинцы составляют 75%, 20% - русские. Средняя плотность - 85 человек на 1 км2. Наиболее заселены юго-восточные и юго-западные районы. В городах проживает около 70% населения. Основные религии - православие, католицизм, в Крыму - мусульманство. В 1995 г. безработица составляла 12,5%. Индустриально-аграрная страна. Важнейшие отрасли промышленности:
ТЭК
базируется на добыче угля, нефти, газа,
переработке импортируемых
черная металлургия (Донецк, Макеевка, Мариуполь, Запорожье, Кривой Рог);
цветная металлургия (Запорожье, Донбасс, Кировоградская область);
машиностроение многоотраслевое, преобладают металлоемкие отрасли. Производство металлургического оборудования (Новокраматорск), тракторов (Харьков), автомобилестроение (Запорожье, Кременчуг, Львов), судостроение (Николаев, Херсон, Одесса); производство тепловозов и вагонов (Луганск, Днепропетровск, Кадиевка, Кременчуг), шахтного оборудования, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, радиоэлектроника;
химическая
и нефтехимическая
лесная и деревообрабатывающая;
пищевая промышленность (сахарная, масложировая, консервная, мясная, рыбная, мукомольно-крупяная и др.).
Площадь сельхозугодий - более 40 млн. га.50% всех посевов - зерновые (пшеница, кукуруза, рис, ячмень, просо, гречиха), 12% - технические (лен, подсолнечник, сахарная свекла), 33% - кормовые культуры. Развито овощеводство, садоводство, виноградарство.
В животноводстве - крупный рогатый скот, свиноводство, птицеводство, на юге - овцеводство и козоводство, шелководство, пчеловодство, коневодство.
Беларусь. Площадь - более 200 тыс. км2, население - около 10 млн. человек. Страна лесов, озер, болот. Бедна полезными ископаемыми. Главные богатства - калийные и поваренные соли, торф Есть нефть, стройматериалы.
На демографическую ситуацию Беларуси негативное влияние оказала вторая мировая война. Высокая плотность - 45 человек на км2. Белорусы составляют 80% населения, 10% - русские, 4% - поляки.
Индустриально-аграрная страна. ТЭК базируется на импортном сырье.
Важнейшие отрасли:
машиностроение (производство автомобилей, тракторов, вычислительно" техники, станков, сельхозмашиностроение, приборостроение);
химическая и лесохимическая промышленность;
лесная и деревообрабатывающая;
легкая промышленность.
В
сельском хозяйстве по стоимости
продукции преобладает
Площадь - около 34 тыс. км2, население - 4,5 млн. человек. Из всех стран СНГ эта республика располагает наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития АПК.80% территории составляют сельхозугодья. Однако минеральные ресурсы практически отсутствуют. Леса занимают 9%.
Население - многонациональное (молдаване, русские, гагаузы, украинцы, румыны). В городах проживает 50% населения. Плотность высокая около 125 человек на 1 км2.
После распада СССР Молдова оказалась в сложной ситуации. Экономические трудности были усугублены политическими конфликтами (война в Приднестровье).
Энергетика базируется на привозном сырье (Молдавская ТЭС (ГРЭС)), часть энергии дает Дубоссарская ГЭС. Важнейшие отрасли:
АПК
с высоким развитием
машиностроение (электротехника, станкостроение, приборостроение, сельхозмашиностроение);
химическая промышленность;
деревообрабатывающая;
легкая.
Площадь - около 70 тыс. км2. Население - 5 млн. человек. В состав входят Абхазская и Аджарская республики, Юго-Осетинская автономная область. После распада СССР обострились межнациональные отношения, вызванные сепаратистскими тенденциями в национальных регионах.
Горы и предгорья занимают 2/3 территории. Плодородные равнины (Колхидская, Аяазанская). Леса - 30% площади. Богата водными ресурсами, много озер, реки обладают значительными гидроэнергоресурсами.
Минеральные ресурсы: уголь, нефть, марганец, медь.
Многонациональный состав. Плотность - более 70 человек на 1 км2; основная часть населения проживает в долинах и на Черноморском побережье. Преобладает городское население - около 60%. Важнейшие отрасли:
энергетика (ТЭС, ГЭС на реках Ингури, Риони);;
металлургия (Рустави); 1
машиностроение (грузовые автомобили - Кутаиси, электровозы - Тбилиси, чаеуборочные комбайны - Кутаиси, судостроение - Поти, Сухуми; электроника, приборостроение, станкостроение);
Информация о работе Проблемы и возможности сближения стран СНГ