Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:53, реферат
ромышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие конкурентоспособности…………………………………………….4
2. Формирование стратегии конкурентоспособности фирм…………………..6
3. Составляющие конкурентоспособности……………………………………11
3.1. Качество продукции и услуг………………………………………..12
3.2. Эффективная рыночная стратегия и реалистичные планы………13
3.3. Уровень квалификации персонала и менеджмента…………………….14
3.4. Технологический уровень производства………………………………..15
3.5. Налоги и отчисления во внебюджетные фонды………………………..16
3.6. Таможенное регулирование……………………………………………...19
3.7. Доступность коммерческих источников финансирования…………….20
3.8. Государственные источники финансирования…………………………21
4. Методы оценки конкурентоспособности…………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………28
Литература………………………………………………………………….29
Россия - единственная страна
в мире, где были предусмотрены
налоги на убытки. Исторически российские
предприятия построены по принципу
"натурального хозяйства". Такие
предприятия не могут быть конкурентоспособны
в существующих условиях. За последние
20 лет промышленные предприятия
развитых стран предприняли существенные
меры по развитию кооперации. Это позволило
им снизить производственные издержки,
а также сконцентрировать свои усилия
и ресурсы на НИОКР, НОУ-ХАУ, ключевых
технологических операциях и
маркетинге. Развитие кооперации в
России является также приоритетной
задачей и должно привести к существенному
сокращению неиспользуемых активов, а,
следовательно, к снижению непроизводительных
затрат. С другой стороны, некоторые
предприятия, имеющие инвестиционные
проекты, могли бы приобрести недорогое
оборудование, которое сегодня не
используется другими предприятиями.
Однако российские предприятия не имели
возможность избавиться от неиспользуемого
оборудования и зданий, так как
были вынуждены выплачивать налог
на разницу между балансовой и
рыночной ценой активов. При этом
продать основные средства по балансовой
стоимости не представляется возможным.
Таким образом, данное обстоятельство
служило серьезным препятствием
на пути создания в стране так необходимого
цивилизованного рынка бывшего
в эксплуатации оборудования (Second hand).
В результате в течение нескольких
лет российские предприятия не имели
возможность задействовать
В условиях рыночной экономики
производитель продукта массового
потребительского спроса должен затрачивать
на маркетинг около 10% от объема продаж,
а иногда и более. Иначе предприятие
будет не в состоянии эффективно
конкурировать с другими
Налоги должны играть не только фискальную, но и стимулирующую отечественную промышленность роль. Система налогообложения является одним из важнейших факторов, определяющих инвестиционный климат страны. Инвесторы, действующие на российском рынке, всерьез озабочены не столько отсутствием налоговых льгот для инвесторов, сколько негативным влиянием налогового законодательства, снижающего конкурентоспособность, а, следовательно, инвестиционную привлекательность промышленных предприятий как объектов инвестирования.
3.6. Таможенное регулирование
В течение нескольких лет
нерациональная таможенная политика практически
уничтожила потенциал российской электронной,
электротехнической и ряда других отраслей
промышленности, конкурентоспособность
которых и качество производимой
продукции в значительной степени
зависят от качества комплектующих
изделий и сырья. Опыт других государств,
находящихся в состоянии реформ
показывает, что существует простой
и важнейший принцип, которым
должно руководствоваться государство
при определении таможенной политики:
таможенное регулирование должно стимулировать
развитие производства конкурентоспособных
по цене и качеству потребительских
товаров на территории собственной
страны. Это может быть достигнуто
только в том случае, если все
без исключения импортируемые товары
потребительского спроса будут облагаться
значительными импортными пошлинами.
При этом сырье, материалы, комплектующие
изделия и технологическое
3.7. Доступность коммерческих источников финансирования
Подавляющее большинство
руководителей российских предприятий
ориентируются только на два источника
финансирования - государство или
банковские займы. Оба этих способа
финансирования наименее реальны в
существующих условиях. Большинство
предприятий не в состоянии предоставить
банкам ликвидное обеспечение по
кредитам, а государственное
Обеспечение финансирования
предприятия посредством
Наиболее распространенной
причиной отказа инвесторов от сотрудничества
с российскими предприятиями
является неподготовленность менеджмента
к профессиональному
Безусловно, процесс привлечения капитала посредством размещения акций требует значительных усилий, затрат времени и денег. Необходимо не только разработать все финансовые документы в соответствии с международными требованиями, но и обеспечить проведение финансового и юридического аудита. Поэтому задача подготовки предприятий к привлечению инвестиций является одной из наиболее важных и приоритетных. Профессионально подготовленное предприятие имеет значительно больше возможностей для привлечения требуемого капитала. Способность менеджмента привлекать капитал из внебюджетных источников является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих конкурентоспособные преимущества предприятия. То есть проблема финансирования также является, в первую очередь, проблемой качества управления предприятием.
3.8. Государственные источники финансирования
В качестве возможного государственного
источника финансирования промышленных
предприятий можно
К предприятиям, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить финансирование из коммерческих источников, а, следовательно, могут претендовать на прямую или косвенную (в виде гарантий) государственную поддержку, должны быть отнесены следующие:
• Предприятия оборонного комплекса (если эти предприятия имеют непреодолимые ограничения на выделение гражданского производства отдельно от военного).
• Значительная часть малых, особенно вновь создаваемых, предприятий.
• Научно-исследовательские учреждения и предприятия, не производящие товарную продукцию, результаты деятельности которых имеют первостепенное значение для Государства с точки зрения сохранения и развития научно-технического потенциала.
• Предприятия, объективно имеющие низкую экономическую эффективность, но производящие социально значимую продукцию, требующую государственных дотаций (например, детское питание, сельского хозяйства, инфраструктуры и т.п.).
• Социально значимые предприятия (например, градообразующие), не способные в существующих условиях обеспечить функционирование с приемлемым для инвесторов уровнем рентабельности, как правило, в связи с избыточностью инфраструктуры.
Существуют три основные
причины, ограничивающие возможности
привлечения средств из внебюджетных
источников для указанных выше категорий
предприятий. Во-первых, отсутствие ликвидного
обеспечения, которое может быть
предложено банкам за коммерческие кредиты.
Во-вторых, невозможность обеспечить
полное раскрытие финансовой и деловой
информации для потенциальных инвесторов
(выполнение требования обеспечения "прозрачности"),
особенно это касается ряда оборонных
и научно-исследовательских
Малые предприятия (венчурные
проекты) также нуждаются в