Проблемы моногородов в РФ и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание

Что делать жителям небольших городов и поселков, в которых закрылись и, возможно, навсегда градообразующие предприятия советского времени? Такой вопрос является актуальным в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является определение проблемы моногородов в РФ и предоставление путей выхода из сложной ситуации моногородов, которая сложилась в современной России.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика понятия «моногород» в РФ 5
1.1 Возникновение моногородов, монорайонов и градообразующих предприятий Российской Федерации: историческая справка 5
1.2 Определение и классификация градообразующих предприятий РФ 7
1.3 Типология территорий присутствия корпораций в Российской Федерации 9
1.4 География градообразующих предприятий Российской Федерации 10
1.5 Уровень и качество жизни населения моногородов России 11
2. Проблема моногородов 13
2.1 Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов России 13
2.2 Роль государства в стабилизации экономического развития градообразующих предприятий 15
3. Пути решения проблемы моногородов 16
3.1 Ситуация в Пикалёво 16
3.2 Специальная поддержка от правительства 18
3.3 Внедрение новых технологий 21
3.4 Обобщение путей решения проблемы моногородов 22
Заключение 24
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Монокурсач нью.doc

— 531.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО  СВЯЗИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА» 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 
Проблемы моногородов в РФ и пути их решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы: студент группы Э – 94В

Бычков Андрей Николаевич

 

                                             Руководитель:  доцент

Мешков Александр Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема для обсуждения у экономистов, шокирующие заголовки в прессе и  почти нерешаемые социальные проблемы, доставшиеся стране от экономики коммунистической эпохи - все это в последнее время принято называть проблемой моногородов.

Проблема моногородов приобрела  широкий общественный резонанс с  обострением мирового кризиса, когда  тысячи людей в прямом смысле слова оказались на грани выживания. Именно тогда встал вопрос об опасности существования населенных пунктов, полностью зависимых от одного или двух крупных предприятий. Такие населенные пункты принято называть моногородами. Советская модель обеспечения моногородов изжила себя. Зависимость от государственных заказов является тормозом для развития экономики отдельных территорий в условиях рынка.

Надежда местных властей на то, что проблема моногородов устроится  сама собой, не оправдалась. Особенно острой оказалась ситуация на крупных промышленных предприятиях. Экономическая составляющая отразилась на всех без исключения сторонах жизни людей, проживающих и работающих в депрессивных зонах. Наряду со снижением расходов на персонал (снижение заработной платы, сокращение социальных пакетов, массовые увольнения), существенно сократились расходы на социальные и инфраструктурные программы.   Некоторые населенные пункты не смогли самостоятельно справиться с навалившимися проблемами, и государству пришлось решать социальные вопросы практически  силовыми методами.

Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40 % суммарного ВРП Российской Федерации.

Монопрофильные населенные пункты расположены практически повсеместно: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удалённых районах. 460 населённых пункта концентрируют 25% населения.

В течение продолжительного периода  социальная среда моногородов находилась в непосредственной связи с производственным циклом. Концепция территориально-производственных комплексов воплощалась в форме крупных промышленных городов в малоосвоенных районах, требующих создания полноценной социальной инфраструктуры.

С распадом Советского Союза фактически исчезли территориально-производственные комплексы, а вместе с ними триада «природа – население – хозяйство»: социальная сфера моногородов, формально оставаясь в ведении местных властей, реально не поддерживалась никем.

Конец 1990-х и начало 2000-х годов стали переходным периодом для монопрофильных населённых пунктов, окончание которого означало фактическую передачу социальной сферы в зону корпоративной ответственности. Развитие социальной инфраструктуры, поддержка приоритетных направлений социальной политики,  закрепленные за органами местного самоуправления, фактически финансировались из средств корпораций.

Однако мировой финансово-экономический  кризис вносит существенные ограничения  в деятельность градообразующих  корпораций. Снижение стоимость экспортной продукции приводит к снижению рентабельности производства, вынужденным сокращениям персонала, сворачиванию инвестиционных и социальных программ. Между тем, сохранение конкурентоспособности предприятий является необходимым условием поддержания экономики моногородов и государства в целом.  В связи с этим в сложившихся условиях необходимо снятие бремени неформальной социальной нагрузки на корпорации, формирование нового дизайна взаимодействия государства и бизнеса в части поддержки социального сектора.

Что делать жителям небольших городов  и поселков, в которых закрылись  и, возможно, навсегда градообразующие  предприятия советского времени? Такой вопрос является актуальным в настоящее время.

Целью данной курсовой работы является определение проблемы моногородов в РФ и предоставление путей выхода из сложной ситуации моногородов, которая сложилась в современной России.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава посвящена определению  условий возникновения моногородов, их классификации, типологии, расположению и структурному анализу уровня и качества жизни.

Вторая глава работы посвящена знакомству с таким понятием как «проблема моногородов».  Причины возникновения проблемы и роль государства в этой проблеме.

Третья, заключительная глава включает в себя способы и пути решения проблемы моногородов в РФ на конкретных примерах. Почему один и тот же способ не подходит для решения проблемы всех моногородов? Какой способ самый оптимальный и социально-безопасный?  Что нужно делать, чтобы сохранить город? На эти и другие вопросы я отвечу в своей курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика понятия «моногород» в РФ

1.1 Возникновение моногородов, монорайонов и градообразующих предприятий Российской Федерации: историческая справка

 

Первый этап развития моногородов  в России связан с индустриальными  преобразованиями экономики России в эпоху Петра I. Организация новых  производств, и в первую очередь, суконных мануфактур и железоделательных  заводов в зонах освоения (Тула, Урал, Подмосковье), требовала значительного числа трудовых ресурсов в районах нового освоения. Часть заводов-поселков так и осталась монопрофильными городами, такие как Ирбит, Аша и другие.

В конце 19 века начался новый этап создания моногородов на базе легкой и угольной промышленности. В это время на основе мануфактурного производства возникли такие города как Дрезна, Шуя, Орехово-Зуево, Павлов Посад, параллельно развиваются шахтерские города-поселки в Кемеровской и Ростовской области.

В начале 1930-х годов монопрофильные города возникали в основном как часть территориально-производственных комплексов, где на одной площадке создавался сразу комплекс предприятий, например, Магнитка, Новокузнецк, Апатиты. Часть монопрофильных городов периода индустриализации была построена силами заключенных ГУЛАГА,  в том числе Воркута, Норильск.

Значительное число моногородов  возникло в период Второй мировой  воны за счет эвакуированных предприятий, причем позднее ряд монопоселков слился с близрасположенными городами (Безымянка и Куйбышев, Танкоград и Челябинск), а ряд предприятий стали градообразующими (Шадринск - за счет эвакуации части ЗИЛа из Москвы и т.д.). 

После 1950 года основные тенденции  в размещении производительных сил  были связаны с активным строительством новых мощностей в малых и средних городах, преимущественно в восточной части страны, где предприятия становились градообразующими.

Много узкоспециализированных центров  среди «городов-энергетиков», преимущественно  сложившихся при тепловых и атомных  электростанциях, - Волгореченск, Кировск (Ленинградская область), Новомичуринск. Узкая специализация свойственна и многим центрам занятым добычей нефти и газа (Нефтеюганск, Урай, Мегион, Нефтегорск).

Появились узкоспециализированные центры начальной стадии производства (добыча угля, руд железных и цветных металлов, горнохимического сырья, ископаемого строительного сырье, их  обогащение).

Также политика концентрации переработки  пищевых отраслей промышленности, привела  к созданию крупных мясокомбинатов, сырзаводов, сахарных заводов во многих районных центрах европейской части России (Суджа, Щигры, Золотуха в Курской области; Стародуб в Брянской; Миллерово и Целина в Ростовской; Шумиха и Петухово в Курганской и т.д.).

Реализация оборонной и атомной  политики привела к созданию закрытых городов с ограничением въезда и выезда граждан, организации спецснабжения и выделения их в самостоятельные административные образования (Ленинск (Байконур), Арзамас-39, Снежинск, Полярный, Курчатов, Серов).

Развитие научно-технического потенциала страны повлекло за собой создание наукоградов. Первый эксперимент был опробован в Академгородке в Новосибирске. Позже были созданы города Дубна, Обнинск, Протвино, Троицк, Черноголовка, Зеленоград и другие.

 

 

Рис. 1.1. Периоды возникновения монопрофильных городов

 

На конец 1980–х годов на территории России к моногородам можно было отнести не менее 400 городов (без  учета поселков городского типа и  закрытых административно-территориальных  образований). Диапазон численности  населения монопрофильных городов колеблется от 5-6 тысяч до городов с полумиллионным населением (Тольятти).

Большая часть монопрофильных поселений  образована при предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, пищевой промышленности.

Рис. 1.2. Отраслевая структура монопрофильных населенных пунктов Российской Федерации, %

Отличительной чертой моногородов  в Советском союзе стала неразрывность  населенного пункта и  градообразующего предприятия, реализующего не только экономические, но и социальные функции, обеспечивая тем самым условия жизнедеятельности населения. В большинстве случаев рабочие градообразующих предприятий проживало в ведомственных жилых домах, котельная, детские сады, поликлиники, учебные заведения также находились на балансе предприятий. Соответственно, расходы на содержание социальной инфраструктуры были включены в себестоимость продукции, делая ее во многих случаях неконкурентоспособной, при рыночной экономике.

Таким образом, на начало 1990 года структура  монопрофильных городов в России представляла собой сложную систему городов, различных по численности, по сложности производства и квалификации жителей, градообразующие предприятия которых в большинстве случаев выполняли не свойственные им социальные функции.

Узкая специализация большинства городов, в ряде случаев – результат их молодости. Часть городов не имели возможности развивать другие функции, в виду распада Советского союза и последующего экономического кризиса.

 

1.2 Определение и классификация градообразующих предприятий РФ

 

Нормативно-правовая база содержит различные положения, закрепляющие понятие градообразующих предприятий. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 года № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенности продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими» определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города (поселка), либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте (поселка).

Кроме того, для целей Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Иными словами, градообразующее предприятие (также используется название «Моногород») — производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы.

 

Признаками монопрофильных городов  являются:

 

  • наличие одного или двух-трех однотипных предприятий или предприятий одной технологической цепочки единого производственного процесса;
  • значительная удаленность города от других крупных населенных пунктов, что не дает возможности горожанам реализовать право выбора той или иной формы жизнедеятельности;
  • практически полная зависимость городского бюджета от градообразующего предприятия;
  • однотипный состав жителей по профессиональной направленности.

 

Монопрофильные поселения чрезвычайно  зависят от развития отрасли, от геополитической  ситуации, изменения федеральных  задач. На развитие сырьевых городов оказывают решающее влияние объемы природных ресурсов.

В определении количественных критериев отнесения предприятий к градообразующим существуют расхождения, что затрудняет анализ деятельности предприятий и территорий их присутствия.

Информация о работе Проблемы моногородов в РФ и пути их решения