Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа
Что делать жителям небольших городов и поселков, в которых закрылись и, возможно, навсегда градообразующие предприятия советского времени? Такой вопрос является актуальным в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является определение проблемы моногородов в РФ и предоставление путей выхода из сложной ситуации моногородов, которая сложилась в современной России.
Введение 3
1. Характеристика понятия «моногород» в РФ 5
1.1 Возникновение моногородов, монорайонов и градообразующих предприятий Российской Федерации: историческая справка 5
1.2 Определение и классификация градообразующих предприятий РФ 7
1.3 Типология территорий присутствия корпораций в Российской Федерации 9
1.4 География градообразующих предприятий Российской Федерации 10
1.5 Уровень и качество жизни населения моногородов России 11
2. Проблема моногородов 13
2.1 Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов России 13
2.2 Роль государства в стабилизации экономического развития градообразующих предприятий 15
3. Пути решения проблемы моногородов 16
3.1 Ситуация в Пикалёво 16
3.2 Специальная поддержка от правительства 18
3.3 Внедрение новых технологий 21
3.4 Обобщение путей решения проблемы моногородов 22
Заключение 24
Список литературы
В настоящее время отсутствует нормативно закрепленная классификация градообразующих предприятий.
В целях проведения функционального
анализа градообразующих
Градообразующими могут быть как производственные (промышленные), так и непроизводственные (научно-исследовательские) предприятия (рис. 1.3).
Особое значение в системе градообразующих
предприятий имеют крупные
Производственные предприятия |
Непроизводственные предприятия | |||||
Промышленные |
Инфраструктурные |
Научно- исследовательские |
Инфраструктурные | |||
Черной металлургии |
Электроэнергетики |
ЗАТО |
Транспортные узлы | |||
Цветной металлургии |
||||||
Машиностроения |
||||||
Химической и нефтехимической промышленности |
||||||
Нефтегазовой промышленности |
||||||
Угольной промышленности |
||||||
Лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности |
||||||
Рис 1.3. Отраслевая классификация градообразующих предприятий Российской Федерации
Спецификой территорий присутствия корпораций в Российской Федерации является наличие монопрофильных (моноотраслевых) городов и районов, т.е. городов и районов, имеющих одно направление специализации и, как следствие, одно или несколько градообразующих предприятий в данной сфере.
Выделяются несколько типов моногородов по структурным особенностям:
Монопрофильные города | ||||||||
Моногорода-спутники крупных полифункциональных городов |
Моногорода с одним градообразующим предприятием |
Моногорода с несколькими |
Рис. 1.4. Типология территорий присутствия
Каждый тип монопрофильных городов
обладает присущими им особенностями
социально-экономической среды
География моногородов характеризуется
привязкой к типам
В агломерационном поясе (т.е. в компактном скоплении населённых пунктов) сосредоточены предприятия химической промышленности и металлургии. Моногорода агломерационного пояса развития – это преимущественно города-спутники в зонах крупных агломераций. Например, Воскресенск в Московской области, Новомосковск в Тульской области, Кириши в Ленинградской области. Такие города обладают преимуществами социального развития, связанными с относительной близостью полифункциональных населенных пунктов. Монопрофильность городов компенсируется близостью к крупным центрам. В связи с этим поддержание благоприятной социальной среды в моногородах-спутниках требует меньших объемов затрат как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.
В сырьевом поясе развития, занимающем северные и восточные территории Российской Федерации, расположена большая часть моногородов, специализация которых связана с первичной обработкой сырья: Сургут, Нижневартовск в Ханты-Мансийском автономном округе, Новый Уренгой в Ямало-Ненецком автономном округе, Усинск в Республике Коми и др. В сырьевом поясе расположены государственные и частные предприятия нефтедобычи и газодобычи: ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ»; предприятия металлургии и угольной промышленности. Повышенная доля экономически активного населения в демографической структуре городов сырьевого пояса развития определяет высокие для Российской Федерации показатели естественного прироста населения, что обусловливает дополнительную социальную нагрузку на государство и корпорации.
Традиционными территориями размещения моногородов является промышленный пояс развития, включающий в первую очередь регионы Урала (Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Верхняя Пышма в Свердловской области, Миасс, Магнитогорск, Белорецк в Челябинской области) и юга Сибири (Междуреченск, Черногорск в Кемеровской области, Шелехов в Иркутской области, Саяногорск в Республике Хакасия и др.). В этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении моногорода металлургии и машиностроения, часто имеющие в качестве градообразующих всего одно крупное предприятие и одновременно удаленные от полифункциональных городских центров. Монопрофильные города формируют монопрофильные районы в Свердловской и Челябинской областях, а также в Кемеровской области, поэтому социальные проблемы городов переходят на уровень социальных проблем районов. В условиях снижения стоимости экспортной продукции градообразующих предприятий моногорода промышленного пояса имеют наибольшие потребности в пересмотре социальной политики корпораций, в том числе в части перераспределения полномочий.
Таким образом, наиболее острыми проблемами взаимодействия государства и бизнеса в части поддержки социального сектора характеризуются города Урала и юга Сибири. Наиболее благополучными в социальном отношении являются города Центра Европейской территории России.
Моногорода России представляют собой
специфическую социально-
Для оценки уровня и качества жизни применяют количественные и качественные показатели, дающие представление о размере доходов населения, социальной инфраструктуре, криминальной обстановке, особенностях потребительского рынка, объеме инвестиций в основной капитал городских предприятий. Для выявления современных тенденций развития моногородов России была проанализирована статистика ряда социально-экономических показателей по 42 крупным моногородам численностью населения более ста тысяч человек за 2002-2006 годы. Исследование позволило сделать следующие выводы.
Уровень жизни в моногородах выше, чем в среднем по России. Это проявляется как в большем размере заработных плат и пенсий, так и в уровне потребления. Ежегодный рост зарплат, пенсий, объема платных услуг населению, оборота розничной торговли и общественного питания за последние 5 лет превышает уровень инфляции, что позволяет говорить о ежегодном повышении уровня жизни населения моногородов. Однако ежегодный прирост среднемесячной начисленной заработной платы по моногородам ниже, чем в среднем по России. Если в 2002 году зарплата в моногородах была выше средне российской на 40%, то в 2006 – на 22%. Через 5-10 лет это может привести к изменению ситуации – размер зарплат в моногородах при сохранении данной тенденции окажется, ниже среднего по России. Ежегодный прирост остальных показателей уровня жизни выше или равен средне российскому, поэтому в ближайшие годы уровень жизни в моногородах останется более высоким, чем в РФ.
Качество жизни в моногородах по многим показателям ниже, чем в среднем по России. Уровень преступности в моногородах выше средне российского уровня и эта ситуация ежегодно усугубляется. Ежегодный рост числа зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения характерен как для моногородов, так и для России в целом, но в моногородах этот процесс протекает динамичнее. В моногородах острее жилищная проблема и ситуация в сфере здравоохранения. Площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в моногородах ниже, чем в РФ на 4,5% в 2006 году. И хотя с 2002 по 2006 гг. площадь жилых помещений на человека в моногородах увеличилась, различие со средне российским показателем стало выше. Число больничных коек и число врачей на 10 000 человек населения в моногородах были ниже, чем в РФ, в 2002-2006гг. на 8-10% и 15-16% соответственно. Однако не все рассматриваемые показатели социальной инфраструктуры в моногородах ниже средне российских. В частности, охват дошкольными учреждениями детей соответствующего возраста в моногородах выше и продолжает увеличиваться – рост численности детей заставляет создавать новые места. Положительно характеризует качество жизни населения в моногородах существующий уровень зарегистрированной безработицы (2,1% в моногородах по сравнению с 2,5% в РФ в 2005 году).
Уровень и качество жизни населения моногородов сильно различается в зависимости от специализации градообразующего предприятия. Прежде всего значительно отличается ситуация в моногородах цветной металлургии, где крайне высоки показатели материального благополучия, и социального тоже зачастую превышают средние показатели по моногородам всех типов. В моногородах топливной промышленности ситуация иная – наряду с городами цветной металлургии они лидируют среди других моногородов по уровню жизни (высоки показатели среднемесячной зарплаты и пенсии, оборот розничной торговли и объем платных услуг на душу населения), но являются аутсайдерами по характеристикам социальной инфраструктуры – здесь ниже охват детей дошкольными учреждениями и площадь жилых помещений на человека. Города-курорты среди лидеров по потреблению, но уступают моногородам иной специализации в уровне зарплат и развитости социальной инфраструктуры. По всей видимости, высокий уровень потребления обеспечивают отдыхающие. Что касается наукоградов, то они выгодно выделяются среди моногородов иной специализации лишь площадью жилых помещений на душу населения, которая в 2002-2006 гг. была выше, чем во многих других моногородах, но при этом приблизительно равна среднероссийской. По показателям потребления наукограды являются аутсайдерами среди других моногородов – оборот розничной торговли и платных услуг на душу населения здесь даже ниже среднероссийских.
Уровень и качество жизни в моногородах в значительной степени определяется ситуацией в субъекте РФ. Это подтверждают коэффициенты корреляции показателей моногородов в субъекте и субъекта в целом. Из рассматриваемых показателей в наивысшей степени обусловлены состоянием в субъекте показатели уровня жизни: размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и средний размер назначенных месячных пенсий (коэффициенты корреляции 0,9). Криминогенная обстановка в моногородах также сильно зависит от ситуации в субъекте. В меньшей степени с развитием в субъекте связаны показатели, характеризующие социальную инфраструктуру и потребительский рынок моногородов (коэффициенты корреляции показателей 0,6-0,7, за исключением численности врачей на 10 000 человек населения. Последний не связан с состоянием в субъекте). Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в моногородах зависит от состояния в субъекте лишь отчасти – инвестиции из внебюджетных источников имеют средний уровень зависимости (коэффициент корреляции 0,6), в то время как размер бюджетных инвестиций моногородов вовсе не зависит от показателя субъекта. Таким образом, при всей специфичности социально-экономической ситуации в моногородах, они являются вписанными в существующую макросистему.
Информация о работе Проблемы моногородов в РФ и пути их решения