Проблемы совершенствования деятельности государственных унитарных предприятий в ходе экономической и административной реформ в Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:48, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Радикальная реформа имущественных отношений в Российской Федерации за последние 15 лет привела к сокращению государственного сектора в экономике и как его составляющей – количества государственных предприятий.
Тем не менее, в руках государства все еще остается значительная часть собственности. По состоянию на: 01.01.06 г. по количеству – это более 16,6 тыс. унитарных предприятий, по основным фондам – более 26 % (по крупным и средним предприятиям). Кроме того, за 1992-2005 гг. в ходе приватизации было создано почти 32,4 тыс. акционерных обществ с государственным участием. Вполне естественно, что вопросы эффективного управления этой частью государственной собственности являются весьма актуальными.

Работа состоит из  1 файл

Lahov.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)


На правах рукописи

 

 

 

 

 

ЛАХОВ Андрей Борисович

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  И АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      

 

 

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; промышленность)

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата экономических  наук

 

 

Москва – 2006 год

 

Работа выполнена в Государственном научном учреждении «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счётной палаты Российской Федерации»

Научный руководитель:             

доктор экономических  наук, профессор,  

               Чевычелов Валерий Александрович

Научный консультант:               

доктор экономических  наук, профессор,

               Воронин Юрий Михайлович

Официальные оппоненты:          

доктор экономических  наук, профессор,

                Паскачев Асламбек Боклуевич

 

кандидат экономических наук,

                Федорова Ирина Юрьевна

   

Ведущая организация:          

              Московский энергетический институт                                              (технический университет)

 

Защита состоится «24» октября 2006 года в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 144.001.01 в Государственном научном учреждении «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счётной палаты Российской Федерации» (НИИ СП) по адресу:

           119992, Москва, Зубовская улица, дом 2, зал заседаний Ученого совета.

 

           С диссертацией можно ознакомиться  в библиотеке Государственного  научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счётной палаты Российской Федерации»

 

Автореферат разослан «___» ___________ 2006 года.

 

Ученый секретарь диссертационного Совета,

кандидат экономических  наук                                             

 

Р.Е.Мешалкина




 

 

1. Общая характеристика  работы

 

Актуальность  темы исследования. Радикальная реформа имущественных отношений в Российской Федерации за последние 15 лет привела к сокращению государственного сектора в экономике и как его составляющей – количества государственных предприятий.

Тем не менее, в руках  государства все еще остается значительная часть собственности. По состоянию на: 01.01.06 г. по количеству – это более 16,6 тыс. унитарных предприятий, по основным фондам – более 26 % (по крупным и средним предприятиям). Кроме того, за 1992-2005 гг. в ходе приватизации было создано почти 32,4 тыс. акционерных обществ с государственным участием. Вполне естественно, что вопросы эффективного управления этой частью государственной собственности являются весьма актуальными.

Проводимая политика приватизации и ликвидации государственных предприятий привела к тому, что многие отрасли экономики стали в той или иной степени  неэффективными и неконкурентоспособными. Частные предприятия не заняли место ликвидированных государственных предприятий, продолжается снижение высокотехнологического потенциала страны и замена его сырьевой ориентацией.

С другой стороны, источником формирования государственной собственности  выступает государственное предпринимательство, т.е. развитие предприятий за счёт средств, полученных от использования государственной собственности.

В последние  несколько лет появилось понимание  того, что без эффективного государственного сектора дальнейшее развитие страны будет затруднено. Вопросы, связанные с необходимостью налаживания эффективного государственного сектора российской экономики, не раз поднимались на высшем государственном уровне, в том числе и Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

Важной, не решенной до сегодняшнего дня задачей, вызывающей определенную дискуссию, как в научных кругах, так и в органах управления, является осмысление и законодательное закрепление организационно-правовых форм государственных предприятий. Если в отношении участия государства в акционерном капитале принципиальные дискуссии не ведутся, то в отношении государственных предприятий мнения далеко не однозначны. В этой связи приобретает актуальность анализ форм государственного предпринимательства, совершенствование управления государственными предприятиями и повышение  эффективности их деятельности.

Представляется  важным выявить закономерности, присущие государственному сектору современной экономики России, а также дать теоретическое обоснование и разработать комплекс институциональных и других мер, направленных на совершенствование управления государственными предприятиями.

Государственные унитарные предприятия (далее – ГУП), а также предприятия муниципальных образований (МУП), продолжают занимать в отечественной экономике важное место.

Опыт индустриально  развитых стран показывает, что в  условиях глобализации экономики, динамичной конкуренции, перехода к инновационному пути развития, государственные предприятия могут играть заметную роль в определенных сферах деятельности.

В государственном секторе  экономики действуют два вида ГУП: основанных на праве хозяйственного ведения имуществом, предоставляемым им государством, и оперативного управления этим имуществом (казенные предприятия). Их статус и деятельность определяются прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В соответствии с указанными актами под ГУП понимаются предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником (т.е. государством) имущество. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли при эффективном распоряжении вверенным  им государством имуществом.

Несмотря на имеющиеся  законодательные и другие нормативные  акты, деятельность ГУП всех уровней  подчинения, на наш взгляд, пока еще  не достигла надлежащего уровня эффективности, многие проблемы управления этой частью государственной собственности до сих пор не решены.

Степень научной  разработанности темы. Изучению проблем совершенствования системы управления и функционирования ГУП в ходе экономической и административной реформ в стране посвятили свои работы многие ученые, на трудах которых базировалось исследование: Л.И. Абалкин, Е.В.Балацкий, С.Н.Братусь, А.В. Венедиктов, В.И.Данилов-Данильян, В.А.Дозорцев, В.И.Евстратов, Г.Б. Клейнер, А.С.Кузин, А. Лившиц, С.А.Лузан, Н.Л. Лукьянчикова, В.А.May, Л.Овсянников, Д.В.Петров, А.Д. Радыгин, А.В.Савченко, Е.А.Суханов, А. Фоминых, Д.Ю.Файков, С.М. Шахрай, К.А.Хубиев, В.Н.Черковец и других.

Вопросы проблем формирования финансового механизма ГУП в условиях рынка отражены в работах таких авторов, как И.В. Дойников, В.И. Кошкин, П.Д.Половинкин, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, Н.Ю.Шведова, В.М. Шупыро и других.

Значительный  вклад в указанные выше проблемы внесли зарубежные авторы: Э.Б.Аткинсон, А. Маршалл, Гж.Колодко, Р. Коуз, Д. Норт, А.Ослунд, Дж. Э. Стиглиц, Эклунд Клас и другие.

Различия в подходах и взглядах на проблему совершенствования  управления ГУП как на государственном, так и на отраслевом уровнях и  на уровне самого предприятия в условиях развития рыночных отношений в стране свидетельствуют о том, что данный вопрос находится в состоянии развития. Пока еще не выработан единый подход к инструментам, формам и методам, позволяющим кардинально решить проблему оптимального управления ГУП, повысить их экономическую эффективность, четко определить роль и место государственных предприятий в экономике страны.

Сложность, неоднозначность  и специфика выбранной темы обусловливают необходимость продолжения научных исследований в обозначенном  направлении.

Цель и задачи исследования состоят в исследовании теоретических вопросов и практических проблем, связанных с совершенствованием механизма управления ГУП, включая механизм финансирования, и повышения эффективности их деятельности; проведении анализа существующих организационно-правовых форм этих предприятий и разработке предложений, направленных на увеличение вклада государственной собственности в экономику в ходе экономической и административной реформ.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

  • раскрыть сущность ГУП, показать их место в экономике страны, основные направления регулирования их деятельности, проанализировать правовую базу, регламентирующую функционирование унитарных предприятий и выработать предложения по ее совершенствованию;
  • определить основные концептуальные положения совершенствования механизма управления, включая финансовый, и механизм повышения эффективности деятельности ГУП;
  • проанализировать тенденции развития форм управления ГУП на этапе углубления рыночных отношений;
  • разработать предложения по определению критериев эффективности функционирования ГУП в ходе рыночной и административной реформ;
  • определить     направления     и     разработать     рекомендации по совершенствованию управления на уровне предприятия.    

Объектом  исследования является система ГУП, собственность, которой они наделены, рассматриваемая как часть государственной собственности, трансформация ГУП в другие виды собственности в процессе экономической и административной реформ.

Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических механизмов и инструментов, применяемых для повышения эффективности управления предприятиями государственного сектора российской экономики на современном этапе ее развития.

Методологическую  основу исследования составляют общенаучные принципы познания экономических явлений, системный подход к решению поставленных задач с использованием методов диалектической логики и формально-логических методов, таких как сравнение, анализ и синтез.

Теоретической основой диссертационной работы являются научные исследования, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, в области экономики, финансов, управления, государственного контроля, в т.ч. финансового.

В ходе исследования использовались законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, материалы российских и зарубежных научных конференций, различные периодические издания, специальная научная литература по вопросам деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В качестве информационной базы для анализа использовались материалы и документы, регулирующие деятельность ГУП, определяющие механизм управления ими, устанавливающие показатели экономической эффективности.

Использованы официальные  данные Федеральной службы государственной  статистики, относящиеся к настоящему исследованию, отчеты руководителей ГУП, собственные расчеты, раскрывающие отдельные области функционирования предприятий.

Научная новизна исследования  заключается в комплексном исследовании автором вопросов места и роли государственного сектора в рыночной экономике страны, практических проблем совершенствования механизма управления государственной собственностью и как ее частью – ГУП, в т.ч. механизма их финансирования, разработке рекомендаций по повышению эффективности деятельности ГУП.

Автором получены следующие  теоретические и практические результаты исследования, выносимые на защиту:

  • раскрыты сущность и специфические проблемы, присущие ГУП, различающимися формами управления собственностью: государственной, собственностью субъектов федерации, а также муниципальных образований, которые дали возможность проведения дальнейшего исследования проблемы эффективного управления государственной и муниципальной собственностью;
  • на основе анализа действующей законодательной базы, регламентирующей деятельность ГУП показано, что для эффективного совершенствования системы управления предприятием в современных условиях необходимо создание адекватной нормативно-правовой основы;
  • с помощью мониторинга выявлены отличия поведения в рыночных условиях хозяйствования государственных предприятий от не государственных и на этом основании определен критерий эффективности работы ГУП;
  • обоснована необходимость разработки практических предложений по формированию комплекса институциональных мер, направленных на совершенствование управления и повышение эффективности деятельности ГУП;
  • разработаны рекомендации  об изменении организационно-правовой формы ГУП, которые основаны на праве хозяйственного ведения, на более прогрессивную форму – права оперативного управления, преобразование их в акционерные общества с долей государственного участия, создании на базе ГУП крупных государственных компаний; намечены пути дальнейшего повышения эффективности управления ГУП путем их реформирования в ходе экономической и административной реформ, в частности путем внедрения системы доверительного управления;
  • определены  основные направления и разработаны рекомендации по совершенствованию финансового механизма ГУП, обусловленного организационно-правовой формой;
  • разработаны предложения по совершенствованию механизма управления на уровне предприятий, которые позволяют разработать направления повышения эффективности их деятельности.

Информация о работе Проблемы совершенствования деятельности государственных унитарных предприятий в ходе экономической и административной реформ в Росси