Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:48, автореферат
Актуальность темы исследования. Радикальная реформа имущественных отношений в Российской Федерации за последние 15 лет привела к сокращению государственного сектора в экономике и как его составляющей – количества государственных предприятий.
Тем не менее, в руках государства все еще остается значительная часть собственности. По состоянию на: 01.01.06 г. по количеству – это более 16,6 тыс. унитарных предприятий, по основным фондам – более 26 % (по крупным и средним предприятиям). Кроме того, за 1992-2005 гг. в ходе приватизации было создано почти 32,4 тыс. акционерных обществ с государственным участием. Вполне естественно, что вопросы эффективного управления этой частью государственной собственности являются весьма актуальными.
На наш взгляд, необходимо иметь в виду, что во всех случаях функционирование ГУП должно исходить из примата общенациональных интересов. Поэтому критерием оценки эффективности использования государственной собственности могут быть только социально-экономические критерии, а сама природа государственной собственности в условиях рыночной экономики является двойственной, сочетающей в себе два начала – рыночное и нерыночное.
К оценке эффективности ГУП автором предлагается два подхода: с точки зрения рентабельности их хозяйственной деятельности и полезности для всего народного хозяйства с учетом макроэкономических факторов эффективности.
Исходя из этого определять их эффективность на макроуровне целесообразно по соотношению результатов и использованных разнообразных ресурсов для достижения стратегических целей и реализации общих государственных интересов, так как производство общественных благ может быть эффективным (т. е. экономичным) с точки зрения минимальных затрат, однако не эффективным в плане достижения поставленных социально-политических целей. Эффективная деятельность как результативная в социально-политическом аспекте далеко не всегда является экономичной и тем более рентабельной, так как результаты и последствия деятельности ГУП в области производства и поставки общественных благ проявляются в широком круге общественных процессов и общественных интересов. Эффективность ГУП можно также оценивать суммой показателей технической, социальной, экономической и общественной эффективности.
Для ГУП главным критерием эффективности работы должна быть оценка того, насколько успешно удается им реализовать макроэкономические и/или социальные цели. С этой точки зрения возможную неэффективность государственных предприятий (в узкорыночном, микроэкономическом понимании) следует признать допустимой, если они справляются с функциями встроенного стабилизатора макроэкономических и социальных пропорций.
Поэтому оценка эффективности
деятельности государственных
предприятий должна
включать два уровня:
микроэкономические
показатели хозяйственной деятельности
и степень удовлетворения
потребностей в общественных благах. Доказано,
что основным критерием
оценки эффективности функционирования
ГУП в рыночных условиях является её социально-экономическая
направленность.
Поскольку в настоящее время отсутствует какая - либо стройная система определения экономической эффективности использования государственного имущества, необходимы дальнейшие исследования в данном направлении.
Как уже указывалось выше само по себе сокращение ГУП и их преобразование в казенные предприятия не способно повысить эффективность управления. В этом плане предпочтительнее преобразовывать ГУП в АО с долей государственной собственности что, позволяет государству быть полноценным субъектом рыночных отношений и формировать эффективный механизм воспроизводства и использования государственной собственности.
ГУП и организованные в форме АО предприятия, акции которых принадлежат государству, могут интегрироваться с предприятиями частной формы собственности в любую из разрешенных законодательством организационно-правовую форму. Например, ГУП и АО могут объединяться и создавать крупные государственные холдинги.
В такой структуре управляемость достигается путем передачи прав собственности головному предприятию. Приоритетным при реализации предпринимательских функций в рассматриваемых структурах, является степень достижения народнохозяйственной эффективности, оцениваемой в макроэкономических показателях.
В настоящее время разработка планов и программ совершенствования управления на уровне ГУП и их внедрение в практику, а также координация деятельности в этой области осуществляется различными линейными и функциональными подразделениями под руководством руководителя предприятия.
Однако, такое положение дел на практике приводит к тому, что органы, осуществляющие планирование, координацию и контроль этих работ, не имеют никаких прав, а органы управления, обладающие распорядительными правами, эту работу не проводят. Все это говорит о том, что в структуре предприятий необходимо создать специализированное подразделения по совершенствованию управления.
В не меньшей степени эффективность функционирования ГУП зависит от того, насколько работники этих предприятий заинтересованы в результатах своего труда, улучшении показателей деятельности предприятий. Поэтому совершенствование методов организации и стимулирования труда на государственных предприятиях нам представляется очень важным.
Для ГУП в качестве материального и морального стимула может быть не только заработная плата, но и дополнительная система государственных социальных гарантий для работников и руководителей ГУП.
Кроме того, необходимо реформирование единой тарифной сетки, поскольку низкий уровень ставок первого разряда фактически закрепляет общий низкий уровень заработной платы в государственном секторе.
Оплата труда руководителя предприятия должна отражать не только его квалификацию, но и результат деятельности ГУП.
В заключение автор формулирует основные теоретические выводы и практические предложения, а также показывает пути дальнейшего исследования, рассматриваемой в диссертации проблемы.
Основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях: