Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:48, автореферат
Актуальность темы исследования. Радикальная реформа имущественных отношений в Российской Федерации за последние 15 лет привела к сокращению государственного сектора в экономике и как его составляющей – количества государственных предприятий.
Тем не менее, в руках государства все еще остается значительная часть собственности. По состоянию на: 01.01.06 г. по количеству – это более 16,6 тыс. унитарных предприятий, по основным фондам – более 26 % (по крупным и средним предприятиям). Кроме того, за 1992-2005 гг. в ходе приватизации было создано почти 32,4 тыс. акционерных обществ с государственным участием. Вполне естественно, что вопросы эффективного управления этой частью государственной собственности являются весьма актуальными.
Практическая значимость работы. Полученные автором результаты исследования могут использоваться в качестве элементов дальнейшего совершенствования регулирования деятельности ГУП, в частности для внесения необходимых поправок в действующее законодательство, для подготовки программ развития экономики России на различную временную перспективу, а также в качестве специфического элемента концепции развития долгосрочной национальной модели корпоративного сектора.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на 5-ой Всероссийской научно-практической конференции «Аудит, налоги и бухгалтерский учет в Российской Федерации (основы, теория и практика)». На основе обсуждения представлены тезисы.
Отдельные теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в настоящем исследовании, используются в работе Московского государственного университета технологий и управления.
Структура и объем работы. Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, списка литературы, включающего 113 наименований, 4-х приложений. Основное содержание диссертации изложено на 155 страницах машинописного текста, содержит 2 таблицы и одну схему.
2. Основное содержание работы
Во введении дается обоснование актуальности и новизны темы научного исследования, раскрывается степень ее изученности, формулируется основная цель и задачи диссертационной работы, определяется ее методологическая основа, научная и практическая значимость.
В первой главе диссертации – «Теоретические аспекты функционирования государственных унитарных предприятий в рыночной экономике» – рассматриваются вопросы сущности и классификации ГУП, показаны основные направления регулирования деятельности ГУП; анализируется правовая база, определяющая их статус и параметры функционирования.
В условиях развивающихся в стране экономической и административной реформ роль и значение ГУП разных уровней подчинения в экономике не теряет своей значимости, в особенности в социальной и инновационной сферах.
ГУП, являющимися частью
государственной собственности, присущ
ряд специфических черт, связанных
с различием в организационно–
В экономике России действуют два типа ГУП: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления государственным имуществом (казенные предприятия).
Процесс приватизации, начавшийся в 1991 г., кардинально изменил структуру форм собственности в стране, что можно проследить по данным таблицы.
«Стоимость основных фондов крупных и средних организаций в разрезе форм собственности»
(на начало года, по полной учетной стоимости)
Формы собственности |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
ВСЕГО ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ |
10544 |
11391 |
14593 |
17681 |
18421 |
17399 |
20897 |
в том числе: |
|||||||
Российская собственность |
10152 |
10698 |
10889 |
13407 |
13879 |
12569 |
13505 |
Государственная собственность |
2240 |
3106 |
3985 |
5022 |
5342 |
3567 |
3952 |
Федеральная собственность |
1545 |
2113 |
2983 |
3991 |
4413 |
2394 |
2685 |
Собственность субъектов федерации |
695 |
993 |
1002 |
1031 |
929 |
1173 |
1267 |
Муниципальная собственность |
2134 |
1965 |
1929 |
1719 |
1717 |
1594 |
1490 |
Собственность общественных |
12 |
9 |
8 |
8 |
9 |
9 |
10 |
Частная собственность |
2057 |
2282 |
2723 |
3681 |
3792 |
4294 |
4725 |
Собственность потребительской кооперации |
- |
10 |
8 |
7 |
7 |
6 |
6 |
Смешанная российская собственность (без иностранного участия) |
3709 |
3326 |
2236 |
2970 |
3012 |
3099 |
3322 |
Иностранная собственность |
15 |
30 |
51 |
103 |
153 |
252 |
326 |
Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием |
377 |
663 |
3653 |
4171 |
4389 |
4578 |
7066 |
Из таблицы вытекает, что стоимость основных фондов по всем формам собственности на начало 2005 г. увеличилась всего почти в 2 раза (на 98,2 %) по сравнению с 1999 г., в том числе российская собственность всего на 33 %, государственная – на 76,4 %, федеральная – на 73,8 %, собственность субъектов федерации – на 82,3 %, муниципальная – сократилась на 21,2 %. Одновременно, частная собственность увеличилась почти в 2,3 раза (на 129,7%), а иностранная – в 21,7 раза, смешанная российско-иностранная – в 18,7 раза. Эти данные наглядно свидетельствуют о глобальных изменениях, произошедших в экономике России всего за 7 лет.
В научном мире по-прежнему довольно сильно направление, в рамках которого отрицается необходимость государственного регулирования в экономике и провозглашается необходимость уменьшения его роли в общественных процессах. Вместе с тем, во всех развитых странах существует интенсивное вмешательство государства в экономику и значительный государственный сектор.
Как показывает практика, проблема заключается не во вмешательстве или невмешательстве государства в экономику, а в характере этого вмешательства. Государство вынуждено брать на себя отрасли, от которых отказывается частный капитал, но которые необходимы для нормального воспроизводства экономической системы в целом.
В соответствии с действующими в стране приватизационными программами предполагается почти полная ликвидация института ГУП. За исключением крайне ограниченного числа федеральных ГУП, все они должны стать казенными предприятиями или – через корпоратизацию – акционерными обществами с последующей приватизацией, или преобразовываться в иные прогрессивные организационно-правовые формы. Сложившаяся ситуация свидетельствует в пользу дальнейшего изменения принципов приватизации. Инновационно активные ГУП не должны приватизироваться, а если это все-таки происходит, то для них должны разрабатываться специальные меры по сохранению их инновационной ориентации.
В научной отечественной
Некоторые исследователи без серьезной аргументации, считают, что этот сектор слишком велик в настоящее время. Главной причиной такого подхода называют низкую эффективность ГУП. В противовес этой позиции значительная часть российских ученых не только не отвергает существующий размер государственного сектора, но и считает ошибкой его сокращение до сегодняшнего уровня. Ряд исследователей считает, что государственный сектор не просто должен существовать в стране, но играть ведущую роль в экономике.
Сторонники государственного сектора, к которым причисляет себя и автор диссертации, считают необоснованными, не подтвержденные фактами утверждения о врожденной неэффективности ГУП. Более того, существующие исследования свидетельствуют об обратном. Так, например, федеральные ГУП имеют более высокие показатели рентабельности продаж, ликвидности и финансовой устойчивости, чем частные предприятия, хотя и более низкую отдачу факторов производства.
Система управления ГУП начала выстраиваться с принятием в 1999 г. Концепции «Управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» и к 2003 г. была создана пусть далеко не полная, но уже реальная система управления ГУП.
Ряд экономистов утверждает, что в российском законодательстве создан механизм управления ГУП. Другие возражают, основываясь на данных об экономическом положении большинства ГУП. По нашему мнению, эти точки зрения одновременно и правильны, и не правильны.
Действительно, юридический механизм управления ГУП и реализации принятых актов был создан, но на практике он полностью не реализуется из-за отсутствия заинтересованности и ответственности должностных лиц государственных и муниципальных органов. В результате положение дел в секторе ГУП в целом остается неудовлетворительным, что связано главным образом с допущенными ошибками в системе управления и построении рыночной системы хозяйствования. Поэтому основной целью экономической политики как государства в целом, так и его субъектов и муниципальных образований, должна стать юридически правильная и экономически обоснованная организация системы управления государственной и муниципальной собственностью. Создание нового механизма управления позволит коренным образом изменить сложившуюся ситуацию, ибо не существует, как неэффективной собственности, можно говорить только о неэффективном собственнике и неэффективном управлении предприятием или хозяйственным комплексом.
По мнению ряда ученых,
современное российское законодательство
о государственный секторе
В законодательстве нет четкого обоснования, что относится к государственному сектору, какие структуры являются субъектом управления, каковы цели и задачи управления, кто и как определяет эти задачи, порядок взаимодействия субъектов между собой, как определяется эффективность деятельности и т.д.
Исследование показало, что государственный сектор — явление сложное, содержащее неоднородные элементы, подход к каждому из которых требует специальных методов и механизмов. В то же время явно необходим единый орган управления государственным сектором экономики. По нашему мнению Россия вернется к народнохозяйственному планированию, естественно, на принципиально новом по сравнению с прошлым качественном уровне. Это необходимо для перспектив развития экономики страны в целом. В первую очередь это касается государственного сектора. Государственная собственность, как в теории, так и на практике, не может существовать вне плановой формы функционирования, ее неэффективность проистекает именно из-за отсутствия реального планирования в этой области.
Системное законодательство должно быть иерархично. Думается, что упоминание о государственный секторе, как особом объекте экономики, выполняющем государственные функции, должно содержаться в Конституции. Следующим уровнем правовой иерархии должен стать отдельный закон о государственный секторе, который бы не только давал его однозначное определение, но и выстраивал бы систему целей деятельности государственного сектора, принципы и основу системы управления им.
Для эффективного управления требуется внедрение системы инвентаризации и учета собственности и предприятий государственного сектора. Соответствующие реестры должны быть доступны и едины для разных ведомств, в том числе, для статистики. Следовательно, принципы формирования и ведения таких реестров, должны быть сформулированы в законодательных актах высшего уровня, скорее всего, в законах. Думается, что в законе о государственный секторе, законе о статистике и др.
Неотъемлемой частью управления является контроль, в т.ч. финансовый. В целом наибольший эффект контрольной деятельности может быть достигнут только тогда, когда органы, представляющие различные институты государственного контроля в стране, будут взаимодействовать организованно и постоянно. Выступая на конгрессе Европейской организации высших органов финансового контроля в Москве, Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул важность взаимной прозрачности и взаимной дополняемости различных структур контроля.
К сожалению, именно в этом плане дело обстоит пока особенно неблагополучно. Основная причина – несовершенство законодательной базы: нет федерального закона, определяющего правовые основы контроля; нормативная база действующих органов контроля неоднородна и противоречива.
Во второй главе – «Тенденции развития форм управления государственными унитарными предприятиями на этапе углубления рыночных отношений» – рассматриваются и анализируются вопросы развития принципов, форм и методов управления ГУП; проблемы эффективного управления государственной собственностью; показаны пути совершенствования финансового механизма ГУП.
Организация управления
любой государственной собствен