Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование политики занятости населения в России. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучить теоретические аспекты безработицы, а именно исследовать различные подходы, существующие в экономической теории к объяснению необходимости и возможности существования безработицы, формы проявления, определение ее уровня;
- рассмотреть государственное регулирование занятости в России и особенности российской безработицы;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Безработица: причины, формы, уровень.........................................................5
1.1 Понятие и причины безработицы…...………………………………………5
1.2 Определение уровня безработицы……………..…………………………..12
1.3 Формы безработицы……….………………………………………………..13
2. Безработица и политика занятости в современной России…......................22
2.1 Особенности российской безработицы………..……………………….….22
2.2 Государственное регулирование занятости населения……………….…..27
3. Проблемы занятости населения и пути их решения…………….................35
3.1 Влияние экономического кризиса на занятость населения……………....35
3.2 Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с экономическим кризисизом……………………………………………..…...…37
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников……………
Скрытую безработицу следует
разделить на официальную и неофициальную.
К официальной скрытой
Региональная безработица
возникает в результате диспропорций
между спросом и предложением
рабочей силы на данной территории.
Она формируется под влиянием
неравномерного экономического развития
территорий, испытывает воздействие
демографических, исторических, культурных
и других специфических факторов.
Высказываются предложения о выделении
в особую форму конверсионной и экономической
безработицы, приобретающие особую значимость
вследствие проведения в переходный период
конверсии ВПК и усиления конъюнктурных
колебаний.
По продолжительности безработицы можно выделить застойную, текучую и сезонную формы. Продолжительность безработицы измеряется промежутком времени между потерей места работы и трудоустройством на новом рабочем месте.
Текучая форма безработицы
характеризуется увольнением
2. БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА
ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Особенности российской безработицы
В течение 2010 года российский рынок труда продолжал демонстрировать положительную динамику, как и в целом в период подъема (1999–2009 гг.). Экономический рост сопровождался улучшением основных показателей состояния рынка труда: наблюдался рост численности занятых и их доходов, показатели общей безработицы снижалась как в абсолютном (численность безработных), так и в относительном (уровень безработицы) выражении. безработицы) выражении.
Российский рынок труда
не соответствует представлениям о
традиционной модели рынка труда
с подстройкой к внешним «
Рынок труда в 2010 году формировался под влиянием позитивных экономических и социальных факторов, обеспечивающих существенные сдвиги в сфере занятости населения.
Согласно данным выборочных
обследований, численность занятых
в экономике в течение 2010 года
увеличилась с 69,2 до 70,7 млн. человек (на
2,2 процента). При этом большая часть занятого
населения была сосредоточена на крупных
и средних предприятиях и в организациях,
составив 54,4% общей численности занятых,
практически не изменившись (54,7% - в 2009
году).
Таблица 2.1
Динамика основных индикаторов состояния
рынка труда в 200–2010 гг. (стоимостные показатели
в сопоставимых ценах)[7]
22003 |
22004 |
22005 |
22006 |
22007 |
22008 |
22009 |
22010 | |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. |
65273 |
65124 |
66266 |
67152 |
67134 |
68603 |
69189 |
70500 |
Темпы роста среднегодовой численности занятых |
99,8 |
101,8 |
101,3 |
99,9 |
102,2 |
100,9 |
102,4 | |
Численность безработных, тыс. чел. |
7059 |
6288 |
6155 |
5683 |
5775 |
5208 |
4999 |
4600 |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению |
10,5 |
9,0 |
8,0 |
8,6 |
8,2 |
7,6 |
7,2 |
6,1 |
Численность безработных, зарегистрированных
в органах государственной |
1037 |
1123 |
1500 |
1639 |
1920 |
1830 |
1742 |
1560 |
Из их числа: |
||||||||
женщины |
||||||||
тыс. человек |
1 454,7 |
14,8 |
1 012,6 |
1 106,2 |
1 272,6 |
1 199,5 |
1132,5 |
982,7 |
процентов |
62,5 |
68,9 |
67,5 |
67,5 |
66,3 |
65,5 |
65,0 |
63,3 |
лица, проживающие в сельской местности |
||||||||
тыс. человек |
671,7 |
325,3 |
603,0 |
732,8 |
890,8 |
891,2 |
890,0 |
825,2 |
процентов |
28,9 |
31,4 |
40,2 |
44,7 |
46,4 |
48,7 |
51,1 |
53,1 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организация, руб. |
2223,4 |
3240,4 |
4360,3 |
5498,5 |
6739,5 |
8554,9 |
10633,9 |
13518 |
Среднемесячная реальная начисленная заработная плата |
120,9 |
119,9 |
116,2 |
110,9 |
110,6 |
112,6 |
113,3 |
116,2 |
Одновременно происходил
рост занятости в неформальном секторе
экономики, в котором сосредоточено
около 20% общей численности занятого
населения. По итогам обследования за
III квартал численность занятых
в данном секторе увеличилась
на 3,5% к соответствующему периоду
2009 года, составив 14,4 млн. человек. Развитие
неформальной занятости является следствием
продолжающегося запаздывания с формированием
правового поля для легализации малого
и среднего бизнеса, а также связано с
высокими издержками создания новых рабочих
мест в формальном секторе экономики.
Рис. 2.1. Численность занятых в экономике
на конец периода[8]
В целом по Российской Федерации численность экономически активного населения увеличилась с 74,2 млн. человек в 2009 году до 75,2 млн. человек в 2010 году.
Стабильное развитие экономики
способствовало формированию структуры
занятых, характерной для стран
с развитой экономикой (возрастание
спроса на рабочую силу в сфере
услуг и его сокращение в индустриальных
секторах экономики). В течение прошлого
года численность работающих возросла
по следующим видам экономической
деятельности: строительство; оптовая
и розничная торговля, ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного
Одновременно сокращение
численности работающих произошло
в следующих видах
Численность безработных, рассчитанная
по методологии МОТ, в 2010 году уменьшилась
по сравнению с 2009 годом на 0,7 млн. человек
и составила в среднем за год 4,6 млн. человек,
или 6,2% экономически активного населения.
Рис. 2.2. Общая численность безработных
на конец периода[9]
Нынешняя безработица
является во многом структурной (структура
рабочих мест не соответствует профессионально-
Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2010 год по сравнению с 2009 годом (1,77 млн. чел.) уменьшилась на 206 тыс. человек и составила 1,56 млн. человек, или 2,1% экономически активного населения. В 2010 году ежемесячно более 1,3 млн. безработных граждан получали пособие по безработице.
По уровню безработицы в России лидирует Чечня – число безработных свыше 313 тыс. человек. Следом идут Алтайский край (59,4), Дагестан (53,3 тыс.), Кабардино-Балкария (39 тыс.), Красноярский край (36,3 тыс.) и Приморские край (35,1 тыс.). Не менее остро по абсолютным показателям стоит проблема трудоустройства безработных Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ростовской области и Ставропольского края. Во всех республиках Северного Кавказа безработица носит затяжной характер - большинство безработных ищут работу более 10 месяцев. Самая тяжелая ситуация наблюдается в Чечне, где безработица остается на угрожающе рекордном уровне. Стоит отметить, что это не мешает республиканским властям привлекать на строительство рабочих из других регионов РФ.
В первом полугодии 2011 г. по сравнению с первым полугодием 2010 г. в большинстве субъектов Российской Федерации число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, сократилось. Однако в 9 субъектах Российской Федерации отмечен их рост (Приложение 1).
Таким образом, из Приложения
1 видно, что самый высокий уровень
зарегистрированной безработицы зафиксирован
в Чеченской Республике и Республике
Ингушетия. Наименьший уровень (до 1,0%)
отмечен в 13 субъектах: Краснодарском
крае, Калужской, Ленинградской, Липецкой,
Московской, Нижегородской, Оренбургской,
Пензенской, Смоленской, Тверской, Тульской
областях, г.Москве и г.Санкт-Петербурге.
2.2 Государственное
регулирование занятости
Государственное регулирование
рынка труда осуществляется по трем
основным направлениям: 1. Трудоустройство
незанятого населения и оказание
помощи в профподготовке и переподготовке
(биржи труда); 2) Стимулирование образования
гибкого рынка труда. Правовое обеспечение
трудовых отношений; 3) Социальная защита
пострадавших от безработицы людей
(система вспомоществования).
Правовые основы государственного регулирования
занятости в нашей стране разрабатывались
в полном соответствии с принятыми международными
обязательствами и ратифицированными
нашей страной основополагающими конвенциями
МОТ.
Основным законодательным
актом выступает федеральный
закон «О занятости населения
в Российской Федерации», в который
по мере изменения ситуации в стране
и направленности государственной
политики в сфере занятости вносились
изменения и дополнения. Им определены
права граждан в сфере
Весьма значительной вехой
в развитии законодательства о занятости
населения следует считать
В числе переданных полномочий
следует выделить контроль государственных
гарантий в области занятости
населения, приема на работу инвалидов
в пределах установленной квоты
и их регистрация в качестве безработных,
регистрация безработных
Органы местного самоуправления
получили право участвовать в
финансировании общественных работ
для граждан, испытывающих трудности
в поиске работы, а также временной
занятости несовершеннолетних граждан
в возрасте от 14 до 18 лет.
Характеризуя законодательную базу политики
занятости, необходимо подчеркнуть особую
роль других законодательных актов, касающихся
занятости населения, в частности, федерального
закона «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 14.06.1995 г. № 180-ФЗ, предусматривающего
поддержку малого предпринимательства
в рамках федеральных региональных, отраслевых
программ. Последние включают меры по
вовлечению в предпринимательскую деятельность
социально незащищенных слоев населения
и направлены на рост занятости. Вместе
с тем для крупномасштабного решения проблем
занятости в действующем в настоящее время
законодательстве отсутствуют акты по
регулированию трудовой миграции.
Анализируя принципы организации
и направления государственного
воздействия на занятость в переходный
период, можно сказать что в
условиях высокого уровня безработицы
и необходимости выплаты
Информация о работе Проблемы занятости населения и пути их решения