Проблемы занятости населения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование политики занятости населения в России. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучить теоретические аспекты безработицы, а именно исследовать различные подходы, существующие в экономической теории к объяснению необходимости и возможности существования безработицы, формы проявления, определение ее уровня;
- рассмотреть государственное регулирование занятости в России и особенности российской безработицы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Безработица: причины, формы, уровень.........................................................5
1.1 Понятие и причины безработицы…...………………………………………5
1.2 Определение уровня безработицы……………..…………………………..12
1.3 Формы безработицы……….………………………………………………..13
2. Безработица и политика занятости в современной России…......................22
2.1 Особенности российской безработицы………..……………………….….22
2.2 Государственное регулирование занятости населения……………….…..27
3. Проблемы занятости населения и пути их решения…………….................35
3.1 Влияние экономического кризиса на занятость населения……………....35
3.2 Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с экономическим кризисизом……………………………………………..…...…37
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 155.83 Кб (Скачать документ)

Скрытую безработицу следует  разделить на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице  относятся регистрируемые статистикой  лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу  следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто  ищет работу самостоятельно, не обращаясь  в службы занятости. Размеры и  формы существования этой части  скрытой безработицы определяются с помощью проведения специальных  выборочных обследований. Характерными признаками неофициальной скрытой  безработицы могут быть неполное и неэффективное использование  рабочего времени, недостаточное использование  квалификационных и профессиональных способностей работников и т.д. С  целью изучения скрытой безработицы  непосредственно на предприятиях осуществляются специальные обследования с использованием балансовых методов определения  потребности в рабочей силе. Проводятся опросы экспертов из числа руководителей  и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых. 

Региональная безработица  возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие  демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.  
Высказываются предложения о выделении в особую форму конверсионной и экономической безработицы, приобретающие особую значимость вследствие проведения в переходный период конверсии ВПК и усиления конъюнктурных колебаний. 

По продолжительности  безработицы можно выделить застойную, текучую и сезонную формы. Продолжительность  безработицы измеряется промежутком  времени между потерей места  работы и трудоустройством на новом  рабочем месте. 

Текучая форма безработицы  характеризуется увольнением работников с предприятий по собственному желанию  и инициативе администрации. О ее масштабах можно судить по данным раздельного учета увольнений по причинам, которые сообщаются предприятиями  государственной службе занятости.  
 
2. БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ  
2.1 Особенности российской безработицы 

В течение 2010 года российский рынок труда продолжал демонстрировать положительную динамику, как и в целом в период подъема (1999–2009 гг.). Экономический рост сопровождался улучшением основных показателей состояния рынка труда: наблюдался рост численности занятых и их доходов, показатели общей безработицы снижалась как в абсолютном (численность безработных), так и в относительном (уровень безработицы) выражении. безработицы) выражении. 

Российский рынок труда  не соответствует представлениям о  традиционной модели рынка труда  с подстройкой к внешним «шокам»  за счет динамичного изменения объемов  занятости (и, соответственно, уровня безработицы), при относительно негибкой цене на труд – заработной плате. Напротив, для модели российского рынка  труда, получившей название «атипичной», характерна высокая гибкость заработной платы при практически неизменной занятости. При этом российский рынок  труда, его механизмы функционирования, остаются неизменными на протяжении последних полутора десятков лет, реагируя на экономические «шоки», как положительные, так и отрицательные, примерно сходным  образом. Так, спад сопровождался значительным падением реальной заработной платы, ее задержками, распространением неоплачиваемых отпусков, рост безработицы был незначительным. В период экономического роста (1999–2010 гг.) расширение спроса на труд повлекло за собой незначительное увеличение занятости, при этом рост заработной платы оказался существенным, и опережал рост производительности труда. В течение последних семи лет ежегодные темпы прироста занятости редко превышали 2%, в то время как среднемесячная заработная плата ежегодно росла не менее чем на 10% (табл. 2.1).  

Рынок труда в 2010 году формировался под влиянием позитивных экономических и социальных факторов, обеспечивающих существенные сдвиги в сфере занятости населения. 

Согласно данным выборочных обследований, численность занятых  в экономике в течение 2010 года увеличилась с 69,2 до 70,7 млн. человек (на 2,2 процента). При этом большая часть занятого населения была сосредоточена на крупных и средних предприятиях и в организациях, составив 54,4% общей численности занятых, практически не изменившись (54,7% - в 2009 году).  
Таблица 2.1  
Динамика основных индикаторов состояния рынка труда в 200–2010 гг. (стоимостные показатели в сопоставимых ценах)[7] 

 

22003 

22004

22005

22006

22007

22008 

22009 

22010 

Среднегодовая численность  занятых в экономике, тыс. чел. 

65273 

65124 

66266 

67152 

67134 

68603 

69189 

70500 

Темпы роста среднегодовой  численности занятых 

 

99,8 

101,8 

101,3 

99,9 

102,2 

100,9 

102,4 

Численность безработных, тыс. чел. 

7059 

6288 

6155 

5683 

5775 

5208 

4999 

4600 

Уровень безработицы, в % к  экономически активному населению 

10,5 

9,0 

8,0 

8,6 

8,2 

7,6 

7,2 

6,1 

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. чел. 

1037 

1123 

1500 

1639 

1920 

1830 

1742 

1560 

Из их числа: 

               

женщины 

               

тыс. человек 

1

454,7 

14,8

1

012,6 

1

106,2 

1

272,6 

1

199,5 

1132,5 

982,7 

процентов 

62,5 

68,9 

67,5 

67,5 

66,3 

65,5 

65,0 

63,3 

лица, проживающие в сельской местности 

               

тыс. человек 

671,7 

325,3 

603,0 

732,8 

890,8 

891,2 

890,0 

825,2 

процентов 

28,9 

31,4 

40,2 

44,7 

46,4 

48,7 

51,1 

53,1 

Среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата работников организация, руб. 

2223,4 

3240,4 

4360,3 

5498,5 

6739,5 

8554,9 

10633,9 

13518 

Среднемесячная реальная начисленная заработная плата 

120,9 

119,9 

116,2 

110,9 

110,6 

112,6 

113,3 

116,2 


 

Одновременно происходил рост занятости в неформальном секторе  экономики, в котором сосредоточено  около 20% общей численности занятого населения. По итогам обследования за III квартал численность занятых  в данном секторе увеличилась  на 3,5% к соответствующему периоду  2009 года, составив 14,4 млн. человек. Развитие неформальной занятости является следствием продолжающегося запаздывания с формированием правового поля для легализации малого и среднего бизнеса, а также связано с высокими издержками создания новых рабочих мест в формальном секторе экономики.  
 
  
Рис. 2.1. Численность занятых в экономике на конец периода[8] 

В целом по Российской Федерации  численность экономически активного  населения увеличилась с 74,2 млн. человек в 2009 году до 75,2 млн. человек в 2010 году. 

Стабильное развитие экономики  способствовало формированию структуры  занятых, характерной для стран  с развитой экономикой (возрастание  спроса на рабочую силу в сфере  услуг и его сокращение в индустриальных секторах экономики). В течение прошлого года численность работающих возросла по следующим видам экономической  деятельности: строительство; оптовая  и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение. 

Одновременно сокращение численности работающих произошло  в следующих видах экономической  деятельности: сельское хозяйстве, охота  и лесное хозяйство; рыболовство  и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.  
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 0,7 млн. человек и составила в среднем за год 4,6 млн. человек, или 6,2% экономически активного населения.  
  
Рис. 2.2. Общая численность безработных на конец периода[9] 

Нынешняя безработица  является во многом структурной (структура  рабочих мест не соответствует профессионально-квалификационной структуре рабочей силы). В 2010 году около 35% безработных граждан находилось в возрасте моложе 30 лет, что свидетельствует о количественном и качественном несоответствии подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования требованиям рынка труда в условиях реструктуризации основных отраслей промышленности и других секторов экономики. 

Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2010 год по сравнению с 2009 годом (1,77 млн. чел.) уменьшилась на 206 тыс. человек и составила 1,56 млн. человек, или 2,1% экономически активного населения. В 2010 году ежемесячно более 1,3 млн. безработных граждан получали пособие по безработице. 

По уровню безработицы  в России лидирует Чечня – число  безработных свыше 313 тыс. человек. Следом идут Алтайский край (59,4), Дагестан (53,3 тыс.), Кабардино-Балкария (39 тыс.), Красноярский край (36,3 тыс.) и Приморские край (35,1 тыс.). Не менее остро по абсолютным показателям стоит проблема трудоустройства безработных Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ростовской области и Ставропольского края. Во всех республиках Северного Кавказа безработица носит затяжной характер - большинство безработных ищут работу более 10 месяцев. Самая тяжелая ситуация наблюдается в Чечне, где безработица остается на угрожающе рекордном уровне. Стоит отметить, что это не мешает республиканским властям привлекать на строительство рабочих из других регионов РФ. 

В первом полугодии 2011 г. по сравнению с первым полугодием 2010 г. в большинстве субъектов Российской Федерации число безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, сократилось. Однако в 9 субъектах Российской Федерации отмечен их рост (Приложение 1). 

Таким образом, из Приложения 1 видно, что самый высокий уровень  зарегистрированной безработицы зафиксирован в Чеченской Республике и Республике Ингушетия. Наименьший уровень (до 1,0%) отмечен в 13 субъектах: Краснодарском  крае, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Смоленской, Тверской, Тульской областях, г.Москве и г.Санкт-Петербурге.  

2.2 Государственное  регулирование занятости населения 

Государственное регулирование  рынка труда осуществляется по трем основным направлениям: 1. Трудоустройство  незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке (биржи труда); 2) Стимулирование образования  гибкого рынка труда. Правовое обеспечение  трудовых отношений; 3) Социальная защита пострадавших от безработицы людей (система вспомоществования).  
Правовые основы государственного регулирования занятости в нашей стране разрабатывались в полном соответствии с принятыми международными обязательствами и ратифицированными нашей страной основополагающими конвенциями МОТ. 

Основным законодательным  актом выступает федеральный  закон «О занятости населения  в Российской Федерации», в который  по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной  политики в сфере занятости вносились  изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной  политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной  государственной службы занятости  как единой федеральной системы  органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе –  оценка и составление прогнозов  развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в  поиске работы, а работодателям –  в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных  и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном  порядке безработными. Данным законом  определен и порядок финансирования политики занятости, в который с 2002 г. внесены существенные изменения. 

Весьма значительной вехой  в развитии законодательства о занятости  населения следует считать федеральный  закон РФ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием разграничения  полномочий» от 27.12.2005 г. № 199-ФЗ.  Вносимые им существенные изменения сводятся к четкому разграничению функций федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления в содействии занятости населения и к значительному расширению полномочий субъектов Российской Федерации и их органов в этой сфере. Это означало передачу значительного числа полномочий федерального центра органам государственной власти в регионах. 

В числе переданных полномочий следует выделить контроль государственных  гарантий в области занятости  населения, приема на работу инвалидов  в пределах установленной квоты  и их регистрация в качестве безработных, регистрация безработных граждан  и содействие им в поиске подходящей работы, включая определенные государственные  услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной переориентации безработных, социальных выплат и ряд других. Данным законодательным  актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень  полномочий посредством субвенций  из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения. 

Органы местного самоуправления получили право участвовать в  финансировании общественных работ  для граждан, испытывающих трудности  в поиске работы, а также временной  занятости несовершеннолетних граждан  в возрасте от 14 до 18 лет.  
Характеризуя законодательную базу политики занятости, необходимо подчеркнуть особую роль других законодательных актов, касающихся занятости населения, в частности, федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 180-ФЗ, предусматривающего поддержку малого предпринимательства в рамках федеральных региональных, отраслевых программ. Последние включают меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения и направлены на рост занятости. Вместе с тем для крупномасштабного решения проблем занятости в действующем в настоящее время законодательстве отсутствуют акты по регулированию трудовой миграции. 

Анализируя принципы организации  и направления государственного воздействия на занятость в переходный период, можно сказать что в  условиях высокого уровня безработицы  и необходимости выплаты пособий  большому числу безработных не были реализованы страховые принципы функционирования Государственного фонда  занятости, поскольку распределение  средств среди безработных осуществлялось вне зависимости от сделанных  ими отчислений. Пособия по безработице  определялись в зависимости от объема ресурсов этого фонда, средства которого использовались преимущественно в  рамках пассивной политики, в т.ч. и на другие виды материальной поддержки  безработным – оплату жилья, коммунальных услуг, пособия на транспорт, а также  выплаты, связанные с преждевременным  выходом на пенсию безработных. 

Информация о работе Проблемы занятости населения и пути их решения