Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование политики занятости населения в России. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучить теоретические аспекты безработицы, а именно исследовать различные подходы, существующие в экономической теории к объяснению необходимости и возможности существования безработицы, формы проявления, определение ее уровня;
- рассмотреть государственное регулирование занятости в России и особенности российской безработицы;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Безработица: причины, формы, уровень.........................................................5
1.1 Понятие и причины безработицы…...………………………………………5
1.2 Определение уровня безработицы……………..…………………………..12
1.3 Формы безработицы……….………………………………………………..13
2. Безработица и политика занятости в современной России…......................22
2.1 Особенности российской безработицы………..……………………….….22
2.2 Государственное регулирование занятости населения……………….…..27
3. Проблемы занятости населения и пути их решения…………….................35
3.1 Влияние экономического кризиса на занятость населения……………....35
3.2 Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с экономическим кризисизом……………………………………………..…...…37
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников……………
В рамках активной политики
наиболее значительными были следующие
виды расходов:
- инвестиционная помощь органов службы
занятости по поддержанию жизненно важных
предприятий и льготные кредиты малым
предприятиям;
- финансовая помощь крупным предприятиям
государственной формы собственности
в целях сохранения рабочих мест, а также
предприятиям социальной сферы;
- обучение и переобучение безработных
в соответствии с тенденциями спроса;
- организация общественных работ.
Главным инструментом реализации
политики в сфере занятости были
в 90-е годы федеральные программы
по содействию занятости, направленные
на преодоление безработицы в
условиях дефицита рабочих мест и
поддержания на определенном уровне
занятости.
В конечном счете, основными целями воздействия
государства на положение с занятостью
было:
- расширение доступа незанятых граждан
к активным программам содействия занятости;
- осуществление превентивных мер по предупреждению
высвобождения работников и смягчение
последствий массовых увольнений;
- дальнейшее развитие, повышение качества
и продуктивности системы профессионального
обучения, роста конкурентоспособности
и мобильности рабочей силы.
Весьма перспективным направлением содействия занятости следует считать деятельность государства по поддержке и ускорению развития малого предпринимательства, рост на его основе занятости в стране. Несмотря на возрастающие масштабы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства - в 2005 г. в объеме 1,5 млрд.руб., в 2010 г. 3 млрд.руб., а при реализации программы развития малого и среднего бизнеса на 2005-2011 гг. Минэкономразвития России – 17 млрд.руб. Россия отстает по уровню развития малого предпринимательства от стран с развитой рыночной экономикой. При доле занятости в этом секторе трудоспособного населения на уровне 17-19% его доля в ВВП составляет 10-12% по сравнению с 50-60% в других странах. Оценивая результативность государства в сфере занятости, необходимо подчеркнуть следующие моменты: государственное воздействие позволило добиться существенного сокращения безработицы и провести широкий комплекс мер по реализации активной политики. Вместе с тем, необходимо отметить основные негативные аспекты государственной политики, появившиеся в отсутствии долгосрочной концепции политики государства на рынке труда в изменившихся макроэкономических условиях, в хроническом кризисе государственного финансирования в лице такого института, как Государственный фонд занятости. Очевидна недостаточная эффективность реализованных государственной службой занятости программ и отсутствие их интеграции с программами социально-экономического развития.
Неравномерные процессы формирования рыночных отношений с учетом сложившейся в стране системы разделения общественного труда и территориального размещения производительных сил нашли свое выражение в непропорциональном размещении трудоспособного населения по территории и дифференциации в уровне и масштабах безработицы. В 17 субъектах Российской Федерации уровень безработицы превышал общероссийский в 2 и более раза.
Наряду с неравномерностью
в уровне безработицы и
Особенности социально-экономического
развития, а также состояние рынка
труда и занятости регионов как
объекта государственного регулирования
делали неизбежным различия в направленности
региональной политики занятости. Последняя
– это органическая часть национальной
государственной политики с применением
принципов дифференциации. Она постепенно
приводит к формированию самостоятельных
систем регулирования занятости
на региональном уровне, призванных способствовать
преодолению болезненных
Только на уровне регионов могут успешно решаться вопросы достижения сбалансированности спроса на рабочую силу и ее предложения, максимальной увязки долгосрочных и среднесрочных потребностей в рабочей силе со стороны предприятий и организаций региона с системой профессиональной подготовки рабочей силы. Вместе с тем региональная политика занятости не может быть признана достаточно эффективной. Из-за нехватки финансовых ресурсов в регионах не в полной мере развертывается работа по борьбе с безработицей. Недостаточное внимание уделяется повышению качества рабочей силы с учетом требований социально-экономического развития. При этом государство, реализуя политику выравнивания бюджетного обеспечения регионов, не может обеспечить приемлемый уровень оздоровления региональных бюджетов. В результате первоочередными в регионе становятся меры по организации материальной поддержки безработных.
Более того, трансформация
системы финансирования политики занятости,
связанная с ликвидацией
При неоднозначной оценке
результативности государственной
политики в сфере занятости в
регионе, необходимо подчеркнуть важность
накопленного опыта по регулированию
регионального рынка труда и
развертыванию активной политики в
этой сфере. Вместе с тем отсутствуют
методы оценки и анализа результативности
деятельности служб занятости на
местах и, прежде всего, оценки эффективности
затрат на мероприятия по содействию
занятости по основным направлениям,
что свидетельствует о многих
неиспользованных резервах совершенствования
их деятельности.
Проведенный анализ показывает, что на
российском рынке труда в 2009-2010 гг. общий
уровень безработицы снизился с 7,2% в 2009
г. до 6,1% в 2010 г. Но по-прежнему остается
огромным разрыв (в 3 раза) в показателях
общей безработицы в стране и официально
зарегистрированной безработицы, что
свидетельствует о слабой вере граждан
страны в способность государственных
служб занятости обеспечить их достойной
работой и соответственно низких стимулах
к регистрации в данных органах. По этому
вопросу отметим, что за рубежом данные
показатели в основном различаются незначительно,
а в некоторых странах идентичны. Также
нельзя положительно оценить и высокую
долю преобладающей части экономически
активного населения на крупных и средних
предприятиях и низкую динамику уменьшения
данного показателя, что подтверждает
низкий уровень развития и роль малого
бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация
обратная сложившейся во многих экономически
развитых странах.
На основе проведенного анализа
видно, что нет прогресса и
в выравнивании уровня безработицы
по территории страны. Высокая степень
дифференциации регионов по уровню безработицы,
сложившаяся еще с советских
времен в результате неравномерного
и «очагового» развития экономики,
за 2009-2010 гг. продолжает увеличиваться.
Все это в целом показывает низкую эффективность
деятельности госорганов занятости, а
соответственно и низкую эффективность
государственной политики на рынке труда.
3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Влияние экономического кризиса на
занятость населения
Число безработных в России по итогам октября 2011 года в соответствии с методологией Международной организации труда составило 4,624 миллиона человек, или 6,1% экономически активного населения. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,245 миллиона человек, в том числе один миллион человек получают пособие по безработице. По сравнению с сентябрем 2011 года общая численность безработных возросла на 1,7%, официальная безработица сократилась на 0,2%[10]. В связи с дальнейшим развитием финансового кризиса, на начало ноября об увольнении 45 тысяч сотрудников заявили 1076 предприятий. Через две недели ситуация намного ухудшилась. Так, на 13 ноября уже 3079 компаний из 80 субъектов РФ заявили о намерении уволить в общей сложности около 99 тысяч человек. По прогнозам Всемирного Банка, по итогам текущего года число безработных составит 5,9%, а в 2009 — 6,6%[11].
В связи с начавшимся финансовым
кризисом в России начались массовые
увольнения. Происходит сокращение рабочих
в металлургии, машиностроении, строительной
и других отраслях. Увольняют офисных
и торговых работников. Причина увеличивающихся
сокращений персонала – проблемы
испытываемые компаниями вследствие развития
экономического кризиса. По наблюдению
Института глобализации и социальных
движений (ИГСО), правительство стремится
побороть кризис исключительно денежными
вливаниями в коммерческие институты.
Наемным работникам не оказывается
никакой материальной либо административной
поддержки. Напротив – главными пострадавшими
от кризиса становятся они, поскольку
вынуждены рассчитывать только на собственные
силы.
Государство не препятствует
увольнениям и не принимает мер
направленных на трудоустройство лишившихся
заработка людей, число которых
продолжает стремительно возрастать.
В стране практически не существует
системы социальной поддержки безработных.
Отсутствуют специальные
Правительство стремится
всячески облегчить положение компаний.
Еженедельно крупные суммы
Считается, что как только
компании уволят «лишний персонал»
их положение улучшится. Однако это
не так. Сокращение зарплат и массовые
увольнения только ухудшат ситуацию
на внутреннем рынке, еще более ослабив
спрос. Вместе с тем недовольство
населения продолжит расти. В 2009
году можно ожидать стремительный
рост протестных выступлений.
3.2 Меры государственной поддержки рынка
труда в борьбе с экономическим кризисом
Констатировав возможный рост безработицы
в 2009 году, правительство впервые признало
социальные последствия финансового кризиса.
Поддержке рынка труда и социальной поддержке
населения в ходе кризиса посвящено четыре
пункта плана правительства из 55 и отдельная
глава проекта (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Поддержка рынка труда и социальная поддержка
граждан
Содержание мероприятия |
Вид документа (действий) |
Сроки |
Ответственные исполнители |
Проведение еженедельного
мониторинга по субъектам Российской
Федерации увольнения работников в
связи с ликвидацией |
ведомственные акты Минздравсоцразвития |
ноябрь 2011 г. |
Минздравсоцразвития России |
Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр |
ведомственные акты Минздравсоцразвития |
ноябрь 2011 г. |
Минздравсоцразвития России |
Увеличение объемов |
проект федерального закона, |
ноябрь 2011 г. |
Минздравсоцразвития России |
Увеличение размера |
проект федерального закона, |
I квартал |
Минздравсоцразвития России |
Информация о работе Проблемы занятости населения и пути их решения