Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование политики занятости населения в России. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучить теоретические аспекты безработицы, а именно исследовать различные подходы, существующие в экономической теории к объяснению необходимости и возможности существования безработицы, формы проявления, определение ее уровня;
- рассмотреть государственное регулирование занятости в России и особенности российской безработицы;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Безработица: причины, формы, уровень.........................................................5
1.1 Понятие и причины безработицы…...………………………………………5
1.2 Определение уровня безработицы……………..…………………………..12
1.3 Формы безработицы……….………………………………………………..13
2. Безработица и политика занятости в современной России…......................22
2.1 Особенности российской безработицы………..……………………….….22
2.2 Государственное регулирование занятости населения……………….…..27
3. Проблемы занятости населения и пути их решения…………….................35
3.1 Влияние экономического кризиса на занятость населения……………....35
3.2 Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с экономическим кризисизом……………………………………………..…...…37
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников……………
С ноября 2011 года Минздрав и
Роструд перешли на еженедельный мониторинг
состояния рынка труда, организовали сеть
консультаций для информационной поддержки
сокращаемого персонала. Минрегиону и
Минфину поручено подготовить проекты
документов по увеличению финансирования
пособий по безработице и мероприятий
по росту занятости в регионах.
Минздрав намерен
Реализация этих мер возложена
на органы службы занятости субъектов
федерации. И поскольку это прямая
обязанность службы занятости, эти
направления никоим образом не потребуют
выделения дополнительного
Кроме того, Минздрав совместно с негосударственными агентствами занятости и трудоустройства будет отслеживать тренды по вакансиям и требуемому персоналу почти во всех сферах экономики, в том числе и на рынках финансовых услуг и потребительском рынке. Таким образом, финансовый кризис может подтолкнуть реализацию обсуждаемой с 2010 года программы взаимодействия кадровых компаний и Роструда. Открытие в регионах консультационных пунктов, запуск телефонных «горячих линий» для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр позволит настроить систему обратной связи. Любой, кто оказался в сложной ситуации в связи с возможными изменениями условий труда, сможет обратиться к специалистам в своем регионе и получить исчерпывающуюся информацию по своим правам и обязанностям, получить сведения о наличии подходящих вакансий.
Второй этап, предусматривающий
увеличение финансирования программ активной
политики занятости, будет направлен
на повышение качества переподготовки
и повышение квалификации безработных
граждан. Будет увеличен срок, существенно
повышено качество переподготовки, а
также сумма, затраченная на каждого
безработного.
Также увеличивается с 1 января 2009 года
максимальный размер пособия по безработице
на 1,5 тыс. руб. — до 4,9 тыс. руб. В настоящее
время оно составляет 3,124 тыс. руб. Отметим,
что на днях правительство утвердило запланированный
минимальный размер пособия на 2009 год
в 850 руб., максимальный — в 3,4 тыс. руб.
По словам главы Минфина Алексея Кудрина,
выплаты по пособиям по безработице в
России в 2009 году составят около 30 млрд.
руб. Министр здравоохранения и соцразвития
Татьяна Голикова заявила, что «цифра
повышения выбрана неслучайно», поскольку
«окончательный размер пособия составит
примерно 30% от средней зарплаты, сложившейся
в высокотехнологичных отраслях».[15]
Помимо предложенных мероприятий, я считаю,
что для улучшения ситуации на рынке труда
необходимо вернуться к страховой системе
выплат пособия по безработице, которая
существовала до 2002 года. В рамках новых
ставок социальных платежей страхового
характера, которые правительство планирует
ввести с 2010 года, соответствующий элемент
страхования на случай безработицы должен
появиться. До 2002 года существовал фонд
занятости, в который работодатели и государство
выплачивало взносы. Размер взноса в воссозданный
фонд может быть 1-1,5% от фонда оплаты труда.
Работодатели не готовы повышать налоговую
нагрузку для выплат в фонд, но готовы
рассматривать вопрос перераспределения
страховых взносов.
Эти мероприятия направлены на краткосрочное решение проблем занятости. Я считаю, что в сфере занятости необходимо долгосрочная стратегия государства.
Существующие подходы
к регулированию занятости и
безработицы могут быть сведены
к нескольким отличным друг от друга
моделям, таким как:
модель внегосударственного обеспечения
избыточных работников;
модель смягчения последствий безработицы;
модель создания рабочих мест.
Но все эти модели, по
моему мнению, не могут служить
основой государственной
Альтернативой вышеописанным и изрядно
устаревшим подходам к урегулированию
рынка труда является комплексное регулирование
обществом всех процессов, происходящих
в сфере занятости, - подготовки кадров,
создания рабочих мест, помощи в трудоустройстве
или поиске кандидатов на вакантные места,
миграции и т.д. Назовем такой подход моделью
занятости. Ее реализация затрагивает
интересы всего населения, а потому должна
обеспечиваться и контролироваться обществом
в целом.
Государству нельзя оттеснять
население, предприятия, учебные заведения
от саморегулирования сферы
Участие государства должно
проявляться в регулировании
занятости конкретно в
Ясное понимание стратегических целей
в сфере занятости станет основой для
разработки федеральных и региональных
программ создания и обновления системы
рабочих мест. Такие программы должны
быть тесно увязаны с приоритетами в области
миграционной политики, поскольку нехватка
или избыток работников определенных
профессий всегда порождает миграционные
потоки. Если региональные власти не создают
условия для появления именно тех рабочих
мест, на которых хочет и может работать
местное население, им следует готовиться
к приему эмигрантов.
Альтернативой нежелательным
миграциям должна стать продуманная
политика в сфере создания рабочих
мест и профессиональной подготовки
местного населения и только в
последнюю очередь - запретительные
меры, которые, как показывает практика,
часто балансируют на грани прямого
нарушения конституционных прав
граждан.
Одним из важнейших элементов государственной
политики занятости должно стать развитие
законодательных и организационных механизмов,
обеспечивающих эффективное взаимодействие
между системой профессионального образования
и предприятиям.
Важной целью является
создание стабильной сети контактов
между работодателями, учреждениями
профессионального образования
и государством. При этом объединениям
работодателей и работников должна
принадлежать решающая роль в формировании
профессионально-
Государство должно наладить
эффективную обратную связь между
работодателями и институтами
Сегодня многие предприятия столкнулись
с основательно подзабытой проблемой
- дефицитом рабочих кадров. «Новый» дефицит
существенно отличается от «старого».
Полтора десятилетия назад при формальной
нехватке рабочей силы в стране насчитывался
многочисленный контингент квалифицированных
промышленных рабочих. Сегодня же найти
за воротами предприятия готовых квалифицированных
рабочих стало трудно. Многие из них перешли
в торговлю, бытовое обслуживание, сферу
бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую
среду. Другие утратили квалификацию или,
что еще хуже, потеряли себя, выпали из
общества. И хотя в стране, по прежнему,
немало официально зарегистрированных
безработных, далеко не все они могут и
хотят занимать вакансии квалифицированных
промышленных рабочих. В условиях экономического
роста основной проблемой становится
структурный дисбаланс рынка труда, при
котором соискатели рабочих мест не обладают
профессиональными качествами, необходимыми
работодателям. Общество в этой ситуации
вполне может болеть одновременно двумя,
казалось бы, несовместимыми недугами
- дефицитом кадров и безработицей.
В создавшейся ситуации многое зависит
от того, как поведут себя профессиональные
училища, колледжи, вузы, другие учреждения
профессионального образования. Но далеко
не факт, что они легко найдут общий язык
с предприятиями. Связи между предприятиями
и учреждениями профессионального образования,
изрядно ослабленные в начале реформ,
сейчас понемногу восстанавливаются[16],
но по-прежнему не имеют достаточно прочной
институциональной основы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, автор пришел
к следующим обобщениям и выводам.
1. По теоретической части.
Безработица — это неполное
использование трудовых ресурсов (и
капитала), в результате чего фактический
объем национального
Безработица возникает по
разным причинам, в зависимости от
которых ее можно разделить на
несколько групп:
а) вызванную избытком народонаселения
(мальтузианство);
б) обусловленную ростом органического
строения капитала (марксизм);
в) связанную с нежеланием работать за
низкую заработную плату (нео- классики);
г) обусловленную недостаточностью совокупного
спроса (кейнсианцы).
Безработица принимает разные
формы в зависимости от причин,
вызывающих ее. Фрикционная безработица
возникает вследствие того, что определенная
часть рабочей силы находится
в состоянии смены работы, места
жительства, поиска работы после окончания
учебы, незанятости по причине рождения
ребенка, ухода за больными родственниками
и т. п. Структурная безработица
является следствием изменения в
структуре спроса на труд, которое
вызывает несоответствие между спросом
работников определенной квалификации
в данном районе и предложением их
или расхождение между
В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработииы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла. Именно поэтому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3% (в России — 5%).
Безработица порождает не
только экономические потери в виде
недопроизводства ВВП, но и социальные,
нравственно-психологические и
2. По практической части
Рынок труда в России никак нельзя назвать устоявшимся и сбалансированным, хотя во многих его сферах отмечаются позитивные изменения. Анализ российского рынка труда показывает, что на российском рынке труда в 2009-2010 гг. общий уровень безработицы снизился с 7,2% в 2009 г. до 6,1% в 2010 г. Но по-прежнему остается огромным разрыв (в 3 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах. По этому вопросу отметим, что за рубежом данные показатели в основном различаются незначительно, а в некоторых странах идентичны.
Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.
На основе проведенного анализа
видно, что нет прогресса и
в выравнивании уровня безработицы
по территории страны. Высокая степень
дифференциации регионов по уровню безработицы,
сложившаяся еще с советских
времен в результате неравномерного
и «очагового» развития экономики,
за 2009-2010 гг. продолжает увеличиваться.
Все это в целом показывает низкую эффективность
деятельности госорганов занятости, а
соответственно и низкую эффективность
государственной политики на рынке труда.
В связи с экономическим
кризисом борьба с безработицей названа
одной из антикризисных мер
На российском рынке труда
необходимо активный тип воздействия
на уровень занятости, который заключается
в стимулировании создания новых
рабочих мест и предложении труда
и мерах по сохранению и повышению
уровня занятости на предприятиях.
Для увеличения масштабов занятости населения
необходимо следующее:
1. развитие законодательных и организационных
механизмов;
2. государство обязано сформулировать
общероссийские и региональные приоритеты
в сфере занятости;
3. создание стабильной сети контактов
между работодателями, учреждениями профессионального
образования и государством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1) Закон Российской Федерации «О занятости
населения в Российской Федерации» от
19 апреля 1991 года №1032-1
2) Постановление Правительства Российской
Федерации от 8 декабря 2011 года № 915 «О
размерах минимальной и максимальной
величин пособия по безработице на 2009
год»
3) Белокрылова А.С., Заиченко А.А. Занятость
и рынок труда в переходной экономике:
теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс,
2004
4) Булатов А.С. Общая экономика. М.: Юристъ,
2002
5) Всемирный банк опубликовал прогнозы
по безработице в России// www.rabotagrad.ru
6) Дятликович В. Жизнь без работы// Русский
репортер. № 44. 20.11.2011
7) Калашников С. Развитие рынка труда -
неотъемлемый элемент государственной
политики//Человек и труд. 2011. № 5. С. 34-36
8) Кемпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю.
Экономикс: Принципы, проблемы и политика.
В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1992
9) Корон Е. Оборотная сторона прогресса//
Известия. Ru. 13.02.2011
10) Козырев В.М. Основы современной экономики.
М.: Финансы и статистика, 2010
11) Кокшаров А. Перегрев российского рынка
труда – 2012/ Эксперт. 2012. № 2. с. 16-18
12) Куликов Л.М. Основы экономических знаний:
Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика,
2007
13) Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю., Каньковская
А.Р. Основы экономики: Учебное пособие.
СПб.: Питер, 2010
14) Ляховская Н. Обзор российского рынка
труда// Коммерсант-Деньги. 14.08.2011
15) Малеева Т. Политика на рынке труда на
этапе экономического роста// Человек
и труд. 2011. № 1. С. 26-31
16) Массовые увольнения усиливают недовольство
работников// Институт глобализации и
социлаьных движений. http://www.igso.ru
17) Мониторинг социально-экономического
развития Российской Федерации, февраль,
2011 г.//Министерство экономического развития
и торговли РФ// http://www.budgetrf.ru
18) О социально-экономическом положении
субъектов Российской Федерации в I полугодии
2011 года// www.rosttud.ru
19) Полетаев А. Российская модель рынка
труда и заработная плата//Население и
общество. 2010. № 11. С. 81-85
20) Российская экономика в 2010 году. Тенденции
и перспективы// Институт экономики переходного
периода. http://www.iet.ru
21) Российский статистический ежегодник.
Официальное издание. М.: Росстат, 2011
22) Староверова Е. Три ключевые проблемы
российского рынка труда// Труд. 29.08.2011
23) Теоретическая экономика/ Под ред. Г.П.Журавлевой,
Н.Н.Мильчаковой. М.: ИНФРА-М, 2008
24) Терлецкий В. Не место красит специалиста//
Эксперт-Урал. № 2. 10.07.2010
25) Томилин М. Координация на рынке труда
– путь к эффективной занятости// Биржа
труда. 2010. № 8. 21 декабря
26) Филь М.С. Рынок труда в России: новый
объект государственной политики?// http://www.superjob.ru
27) Экономика: Учебное пособие. Под ред.
А.С.Булатова. М.: БЕК, 2006
28) Экономическая теория/ Под ред. Л.И.Архипова
Л.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.:НОРМА-М
, 2009
29) Экономическая энциклопедия. М.: Изд-во
«Советская энциплопедия», 1972
Информация о работе Проблемы занятости населения и пути их решения