Процесс становления и тенденции развития российского малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание

Реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности является развитие конкуренции. Это является самым надежным долгосрочным фактором инвестиционной привлекательности России, средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Снижение доходов бюджета от сырьевого экспорта можно компенсировать только оживлением хозяйственной деятельности внутри страны.

Работа состоит из  1 файл

Arepovskaya sdacha.doc

— 323.00 Кб (Скачать документ)

    Конкуренция - достаточно дорогое удовольствие. Его можно себе позволить, если есть избыточные мощности. Ведь монополия может снизить издержки (за счет, в частности, экономии на масштабе) и, соответственно, тарифы. А с внедрением конкуренции в некоторые монопольные сектора издержки начинают расти. Кроме того, в отраслях услуг монополии нередко могут предложить клиентам более качественное обслуживание. Так что надо было отдавать отчет в том, что большой экономии на реструктуризации железных дорог мы бы не получили. И задачу сохранения единой инфраструктуры надо было как-то решать. В 1997-98 годах проводились расчеты в МПС, которые показали, что при сохранении в монопольном владении путей и диспетчерского центра приватизация всего комплекса грузовых и пассажирских перевозок, в том числе - вагонного парка, приводит к удорожанию оборота вагонов (в частности, за счет того, что у мелких компаний возрастает пробег вагонов порожняком),что уже показывало на невыгодность демонополизации данного сектора.

    С Газпромом главная проблема состояла в другом: он препятствовал нефтяникам транспортировать попутный газ и фактически вел торговлю квотами. А построить свою, "альтернативную" трубу нефтяники не могли. Был, единственный такой проект у "Лукойла", но он был далек от реализации. Это еще один аргумент за то, что труба должна была оставаться госмонополией, иначе демонополизация могла привести к усложнению проблем.

    Третье  средство - способствование самостоятельному образованию конкурентов путем диверсификации производств существующих предприятий.

    Диверсификация, как известно, лишь одна из форм конкуренции  потому способствовать ей можно было созданием препятствий для реализации других форм. Это как раз согласовалось  с задачей ограничения ценовой конкуренции в целях затруднения конкуренции между спросом и предложением, когда в условиях высокомонополизированной  экономики функционировали монопсонист и монополист.

      В Кузбассе был интересный  опыт диверсификации крупных  предприятий: АО «КМК», АО «ЗСМК» и др. Например, в АО «ЗСМК» успешно было освоено производство хлеба, колбасы, мебели и других товаров народного потребления.

    Например, ОАО «Нэфис Косметикс». Ей принадлежат торговые марки которые являются одними из самых известных в России брендов бытовой химии (BiMax, Sorti, АОS, Биолан и другие). Помимо этого, предприятие проводило и проводит диверсификацию производства. Так например, компания запустила Казанский маслоэкстракционный завод, который первый в России был ориентирован на переработку рапса.

    При рассмотрение вопроса – особенности  формирования в России конкурентной среды, нельзя конечно же оставить без рассмотрения такой элемент, как криминал. Когда в начале 90-х годов началось массовое создание частных фирм, и соответственно началось постепенное формирование конкурентной среды, предприниматели оказались не готовы к тем новым условиям, в которых они оказались. Не имея опыта конкурентной борьбы, они пытались решить свои проблемы, используя опыт ведения боевых действий (он в свою очередь был весьма богат), политических интриг, криминальных разборок, т.е. методами, осуждаемыми цивилизованным бизнесом. Сыграл свою роль и процесс приватизации, когда под конкуренцией подразумевалась ожесточенное соперничество за передел собственности, сопровождавшийся банкротством предприятий и распродажей их активов.

    Незаконная  деятельность, которую еще называют "теневой экономикой", в России не имеет себе равных до сих пор. Ее размах - судя по цифрам, приводимым российскими властями - превышает предельный уровень, который может считаться нормальным для любой современной экономики. По сообщениям МВД, уже в 1990-91 годах 10-11% ВВП производился теневой экономикой. В 1993 году этот показатель составил 27%, в 1994 - 39%, в 1995 - 45% и в 1996 - 46%. Эти же источники сообщают, что примерно 58-60 млн. россиян в той или иной степени занимались деятельностью, имеющей отношение к теневой экономике. Эти цифры не слишком превышают те, которые сообщил сам президент России Путин. В ходе встречи с руководством МВД в марте 2000 года он заявил, что 40% российского ВВП производится теневой экономикой [5].

    После завершения процесса приватизации в 1995 году в России было примерно 2 500 "мафиози", под контролем которых находились около 40 000 предприятий - из них примерно 2 000 еще были государственными, среди  которых было 400 банков и бирж. В целом, на тот период 85% российской торговли контролируется мафией. По последним данным, 1 500 государственных предприятий, около 500 совместных предприятий и 550 банков находятся под контролем "мафиози". Конечно в таких условиях формироваться чему-либо было очень сложно, когда экономическое соревнование проводилось не путем достижения эффективности производства и  других аспектов, а получением поддержки наиболее могущественных криминальных структур, которые в свою очередь конкурировали между собой опираясь исключительно на свой «боевой» потенциал [3].

    Дальнейший  обзор  формирования конкурентной среды  в России будет представлен в  следующий главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Процесс становления  и тенденции развития российского  малого бизнеса.
 

    В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство всегда являлось мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания,  шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание.

    В России оно призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований. Однако возрождение отечественного предпринимательства и связанного с ним довременного менеджмента – задача исключительной сложности, а ее решение требовало и будет требовать больших усилий и времени. Отдельные экономисты и предприниматели утверждали что государственная поддержка развития свободного рынка должна сводиться к одному - не мешать бизнесу работать. Произошедшие перекосы и злоупотребления показали, что в специфических условиях нашей экономики и системы управления возродить предпринимательство без целенаправленной поддержки государство было просто невозможно.

    В 1993 году впервые в истории России предпринимательская деятельность получила конституционную основу, нашедшую развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации. На уровне закона были прямо установлены такие принципы регулирования экономических отношений, как признание равенства их участников, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость вмешательства в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления прав и их судебной защиты.  Средний и малый бизнес, однако и сегодня требует всесторонней социальной защиты предпринимательства и предпринимателей, по большей мере от криминальных структур, изменения социального страхования.

    Большое значение имело формирование общественного  мнения. Так как люди с советским  менталитетом представляли под предпринимателем чистого спекулянта, который при  СССР преследовался по закону,  и  поменять мнение, которое складывалось десятилетиями в одночасье было просто невозможно. Лишь с течением времени в постсоветской России население и властные структуры стали более лояльно относиться к малому и среднему бизнесу, в определенной степени оказывая моральную поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого и среднего бизнеса. В свою очередь это создает по сей день нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение.

     По  официальным данным Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, председателем которого является Хакамада И.М, в России бум малого бизнеса пришелся на 1990-1994 гг. [6]. 

     Таблица 1 -  Динамика развития малого бизнеса в России 1993-2001гг.[16]. 

Годы 1993 1994 1995 1996 1997 нач1998 нач2001
Число предприятий ,тыс. 560 865 869,9 840 877,3 923 850
Человек, млн 7,2 11,2 11,66 10,92 11,4 11 11,1
ВВП,% 6,6 10,4 10,73 30,1 10,5 12 10,2
 

    Подавляющее большинство МСП в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост. В 1999 году 15,8% МСП относилось к строительному сектору. Почти такое же количество МСП (15,7%) относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимались машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое значение рост МСП в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем в 1994-95 гг. их количество уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться.

    Так же следует обратить внимание на значительный спад числа малых предприятий  на период 1998-2001гг. Причиной этому, явился финансовый кризис 1998 года, который  сыграл огромную роль в российской экономике и сказался на работе фирм всех размеров. Однако существуют разные взгляды на точный характер его влияния на сектор малого бизнеса. Очень немногие фирмы не почувствовали обвала спроса на товары и услуги, когда покупательная способность быстро сократилась (на 23% за осень 1998 г.). Приблизительно 30% малых предприятий были вынуждены прекратить торговлю после августа 1998 г., из которых 10% прекратили торговлю навсегда. В дополнение к этому около половины челноков были вытеснены из бизнеса [17].

     Кризис  привел к тому, что предприятия стали испытывать проблемы в получении оплаты от своих клиентов, к увеличению давления на денежный оборот. По данным обзора деятельности 400 предпринимателей, 59% испытывали проблемы с поставщиками и клиентами в октябре-ноябре 1998 года, а 52% с коммерческими банками. Немедленный отклик малых предприятий на кризис должен был привести к снижению объемов производства и/или к поиску уменьшения себестоимости. По данным Госкомстата, объем продукции МСП в 1998 году уменьшился почти на 1/3, хотя в торговле и общественном питании уменьшение объема услуг произошло на 46%. В дополнении к этому, данные «ИРР» (исследование российского рынка) показали, что 45% исследуемых фирм показали снижение продаж в 1998 г. по сравнению со всего лишь 19% компаний, которые показали прирост и с 35% компаний, объем продаж которых оставался стабильным. Несмотря на то, что у малых предприятий меньше экономических резервов, чем у больших фирм, они часто демонстрируют более гибкую реакцию на снижение продаж [14].

     МСП предприняли значительные усилия для снижения затрат. По данным исследования, проведенного в 20 российских городах Торговой Палатой США, основными формами стратегии уменьшения расходов, которыми пользовались фирмы, были: снижение зарплаты (98%), снижение транспортных расходов (70%), снижение затрат на рекламу (48%), отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск, а 38% компаний просто не знали, что делать. Однако, данные исследований, проведенных “ИРР” указывают на другой набор стратегических методов посткризисной адаптации, использованных фирмами в конце 1998 года: 56% снизили зарплаты, включая отправку сотрудников в административный отпуск, 51% сократили офисные расходы, 40% изменили рыночную стратегию, 32% увольняли сотрудников, 5% продавали собственность, 20% не предпринимали ничего [17].

     В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Причиной являются возникновение  экономических барьеров на пути входа  на рынок, с одной стороны, и неудавшийся  попытки уменьшить административные барьеры – с другой. Необходимость уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более равноправно распределить управленческую ответственность среди различных государственных исполнительных органов, была признана президентским указом. Но на практике ситуация лишь немного улучшилась. Как следствие этого владельцы малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое давление, что, по их мнению, является основными барьерами, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий .

Информация о работе Процесс становления и тенденции развития российского малого бизнеса