Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа
Реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности является развитие конкуренции. Это является самым надежным долгосрочным фактором инвестиционной привлекательности России, средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Снижение доходов бюджета от сырьевого экспорта можно компенсировать только оживлением хозяйственной деятельности внутри страны.
Делая краткий обзор развития сектора малого бизнеса за последние 12 лет, можно выделить 5 стадий:
Стадия I (1988-91 гг.): это был период быстрого роста числа малых и средних предприятий, связанный с процессом либерализации и спонтанной приватизации. В этот период институциональная поддержка развития малого бизнеса в большой степени просто отсутствовала.
Стадия II (1992-94 гг.): этот период характеризовался экономической либерализацией на макроуровне и обязательной приватизацией многих малых предприятий муниципалитетами. Несмотря на это и на стимуляцию малого бизнеса путем налоговых льгот, это был период замедленного роста числа МСП.
Стадия III (1995-97гг.): это был период относительной макроэкономической стабильности, сопровождавшийся всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержке МСП на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, роста общего количества зарегистрированных предприятий не произошло.
Стадия IV (1998-2000 гг.): начавшись с финансового и экономического кризиса 1998 г., современный период развития малого бизнеса прошел через изменение рынков в результате девальвации, и отечественная продукция оказалась в выигрышном положении по сравнению с импортной продукцией. В то же время программы поддержки МСП были в значительной степени урезаны.
Стадия V: сейчас может быть выделена пятая стадия развития МСП, так как положительные последствия девальвации 1998 года кончились, хотя российская экономика, возможно, вступает в фазу экономического роста. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого бизнеса нуждается в фундаментальном пересмотре [7].
В 1990 годы также произошли важные качественные изменения в роли малых и средних предприятий в российской экономике, также как и перемены в количестве:
Сложно строятся отношения между малым бизнесом и естественными монополиями. Для предприятий – естественных монополистов никогда не было разницы, крупное или малое предприятие является его клиентом. Крупное предприятие объективно является более предпочтительным клиентом в силу масштабов потребления услуги. У крупного и среднего предприятия, как правило, не было проблем с доступом к услугам естественной монополии, поскольку их присоединение произошло еще в советское время. Малый же бизнес – это в подавляющем большинстве вновь организованные предприятия, и поэтому для большинства из них плата за подключение означает отвлечение так необходимых и всегда недостаточных на начальном этапе ресурсов.
Ситуация актуальна и по сей день, она нуждается в законодательном регулировании, ибо сама логика требует защитить законом защитить объективный экономический интерес предприятий – естественных монополистов в увеличении клиентской базы от влияния субъективных факторов, в том числе от стремления получить незаработанную выгоду. Другой аспект отношений естественных монополий и малого бизнеса, нуждающихся в законодательственном регулировании, - это когда монополисты проводят избирательную политику, то есть предлагают разные условия предприятиям, работающим на одном и том же товарном рынке и тем самым влияют на конкуренцию между ними.
Рост
малого бизнеса не получил развития на
последующих этапах, включая нынешний.
Административно-
Развитию бизнеса способствовало бы снижение совокупного налогообложения фонда заработной платы (подоходный и единый социальный налог). Большой эффект дало бы освобождение малых предпринимателей от налога на прибыль в первые три года деятельности и от налога на вмененный доход в первый год работы при введении добровольного перехода на него. Нужно расширить возможности применения этого налога, а также упрощенной системы налогообложения земли и имущества.
Нужно отметить, что родившись в монопольной, неконкурентной среде, российский бизнес нашел способ продлить ее жизнь, путем сращивания бизнеса и власти. Формы его многообразны. Начиная от взяток за получение госзаказа (или благоприятных условий доступа к инфраструктуре, или земельных участков под строительство, и т.п.) и кончая прямым подавлением конкурентов с использованием государственной власти.
Российский
бизнес использует и традиционные
способы обхода конкуренции, включая
ценовой сговор. В последние годы
антимонопольное
В последние годы государство начинает играть все более активную роль в экономике в качестве непосредственно хозяйствующего субъекта, что явно не способствует развитию конкуренции. В стране в массовом масштабе сохраняется такой пережиток социалистической экономики, как государственные и муниципальные предприятия. Формально находясь в рынке, они имеют привилегированные отношения с государством, что выводит их из поля полноценной конкурентной борьбы. По статистике, число вновь создаваемых государственных предприятий и учреждений превышает в последние годы число приватизируемых.
Контролируемые государством компании по-прежнему играют ключевую роль практически во всех значимых сферах экономики. Достаточно упомянуть «Газпром», «Аэрофлот», «Российские железные дороги», ВТБ, «Рособоронэкспорт», «Транснефть», «Роснефть». Административный ресурс является для этих компаний главным аргументом в конкурентной борьбе. В последние годы начался процесс деприватизации частных компаний по причине неуплаты налогов или нарушений процедур приватизации. Примером этого процесса стал ЮКОС. Подконтрольным государству структурам на нерыночных условиях передаются гигантские активы [10].
Заметным
явлением возрождающегося
Постоянное
расширение нерыночного сектора
экономики снижает конкуренцию
в стране и лишает экономику главного
фактора экономического роста. Возможно
некоторое время поддерживать высокие
темпы роста путем наращивания государственных
расходов, формируемых за счет благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры. По
мнению министра финансов А. Кудрина, дальнейшее
увеличение государственных расходов
за счет притока нефтедолларов «может
стать для России катастрофическим».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной темы, хотелось бы отметить, что суть либеральных реформ на протяжении последних 15 лет можно описать тремя словами: приватизация, либерализация, стабилизация. Частная собственность, рыночное ценообразование, свободное трансграничное перемещение товаров, услуг и капитала и низкоинфляционная политика властей должны были трансформировать российскую экономику из централизованно-планируемой в свободно-рыночную. Надо отметить, что эти направления российских реформ соответствовали общемировому представлению о принципах трансформации переходных экономик, зафиксированных в Вашингтонском консенсусе.
Сегодня совершенно очевидно, что в рецепте реформ, выписанных России, отсутствовала важнейшая составляющая под названием «конкуренция». Считалось, что конкуренция возникнет автоматически по мере проведения приватизации, либерализации, стабилизации.
В действительности, поменяв форму собственности и превратившись в акционерные общества, российские компании устремились к монопольному положению на рынке, включая региональные и местные, и монопольному ценообразованию. Значительное опережение роста тарифов всех без исключения естественных и государственных монополий над темпом инфляции хорошо подтверждает эту мысль.
Реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности является развитие конкуренции. Это является самым надежным долгосрочным фактором инвестиционной привлекательности России, средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Снижение доходов бюджета от сырьевого экспорта можно компенсировать только оживлением хозяйственной деятельности внутри страны.
Переход
от административно-плановой экономики
к рыночной сопровождается коренным
изменениями в различных областях жизни
общества, исчезают, отторгаются присущие
другой формации институты, появляются,
крепнут и развиваются новые. Одним из
важнейших имманентных феноменов рыночной
экономики, является малый бизнес. В постсоветской
России он имел (и отчасти имеет до сих
пор) затянувшийся характер развития из-за
достаточно широкого спектра проблем,
так как по существу не решен ни один принципиальный
вопрос нормального развития малого предпринимательства,
да и бизнеса в целом как в постсоветской
так и в современной России. Однако, несмотря
на все, стоит отметить что, ситуация меняется,
российский бизнес постепенно адаптируется
к рыночным условиям и конкуренция в России
становится в последние годы реальностью
для участников отечественного бизнеса
на внутреннем рынке. Конкуренция же между
российской и мировой продукцией существовала
всегда. Особенность нынешней ситуации
заключается лишь в том, что зарубежным
фирмам противостоит теперь не единый
соперник в лице советского государства,
а отдельные российские производители.
Список
использованной литературы:
15. URL: http://www.mergers.ru (дата обращения: 28.04.2011).
16. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 28.04.2011).
17. Ревенков
А. Планирование в системе государственного
регулирования экономики. //Экономист
№8 2001.
Информация о работе Процесс становления и тенденции развития российского малого бизнеса