Процесс становления и тенденции развития российского малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание

Реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности является развитие конкуренции. Это является самым надежным долгосрочным фактором инвестиционной привлекательности России, средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Снижение доходов бюджета от сырьевого экспорта можно компенсировать только оживлением хозяйственной деятельности внутри страны.

Работа состоит из  1 файл

Arepovskaya sdacha.doc

— 323.00 Кб (Скачать документ)

     Делая краткий обзор развития сектора малого бизнеса за последние 12 лет, можно выделить 5 стадий:

     Стадия I (1988-91 гг.): это был период быстрого роста числа малых и средних предприятий, связанный с процессом либерализации и спонтанной приватизации. В этот период институциональная поддержка развития малого бизнеса в большой степени просто отсутствовала.

     Стадия II (1992-94 гг.): этот период характеризовался экономической либерализацией на макроуровне и обязательной приватизацией многих малых предприятий муниципалитетами. Несмотря на это и на стимуляцию малого бизнеса путем налоговых льгот, это был период замедленного роста числа МСП.

     Стадия III (1995-97гг.): это был период относительной макроэкономической стабильности, сопровождавшийся всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержке МСП на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, роста общего количества зарегистрированных предприятий не произошло.

     Стадия IV (1998-2000 гг.): начавшись с финансового и экономического кризиса 1998 г., современный период развития малого бизнеса прошел через изменение рынков в результате девальвации, и отечественная продукция оказалась в выигрышном положении по сравнению с импортной продукцией. В то же время программы поддержки МСП были в значительной степени урезаны.

     Стадия V: сейчас может быть выделена пятая стадия развития МСП, так как положительные последствия девальвации 1998 года кончились, хотя российская экономика, возможно, вступает в фазу экономического роста. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого бизнеса нуждается в фундаментальном пересмотре [7].

     В 1990 годы также произошли важные качественные изменения в роли малых и средних  предприятий в российской экономике, также как и перемены в количестве:

    • в начале большинство малых предприятий организовывалось с целью использования ресурсов больших государственных предприятий для промышленного производства, а сейчас сектор малого бизнеса в большей степени нацелен на предоставление услуг крупным учреждениям, включая учреждения, занимающихся посреднической и субподрядческой деятельностью;
    • в течение первоначальной стадии развития деятельность малых предприятий расширялась путем заполнения рынка товарами и услугами, которых не хватало. Сегодня ее успех зависит в большей степени от гибкости и меньшей стоимости сделок.
    • в первые годы перестройки малые предприятия поглощали наиболее квалифицированных и энергичных менеджеров и сотрудников, которые искали новые возможности, связанные с большим политическим и экономическим риском. Сегодня малые предприятия более разнообразны. Параллельно с развитием высокотехнологичных фирм и профессиональных услуг малые предприятия все в большей степени вносят свой вклад в трудоустройство групп населения, находящихся в невыгодном положении.

    Сложно  строятся отношения между малым  бизнесом и естественными монополиями. Для предприятий – естественных монополистов никогда не было разницы, крупное или малое предприятие является его клиентом. Крупное предприятие объективно является более предпочтительным клиентом в силу масштабов потребления услуги. У крупного и среднего предприятия, как правило, не было проблем с доступом к услугам естественной монополии, поскольку их присоединение произошло еще в советское время. Малый же бизнес – это в подавляющем большинстве вновь организованные предприятия, и поэтому для большинства из них плата за подключение означает отвлечение так необходимых и всегда недостаточных на начальном этапе ресурсов.

    Ситуация  актуальна и по сей день, она  нуждается в законодательном  регулировании, ибо сама логика требует  защитить законом защитить объективный экономический интерес предприятий – естественных монополистов в увеличении клиентской базы от влияния субъективных факторов, в том числе от стремления получить незаработанную выгоду. Другой аспект отношений естественных монополий и малого бизнеса, нуждающихся в законодательственном регулировании, - это когда монополисты проводят избирательную политику, то есть предлагают разные условия предприятиям, работающим на одном и том же товарном рынке и тем самым влияют на конкуренцию между ними.

    Рост  малого бизнеса не получил развития на последующих этапах, включая нынешний. Административно-бюрократическое давление, коррупция, усложненная система налогообложения, неравенство налогоплательщиков и налоговых органов, низкая доступность финансовых ресурсов, сложности в получении госзаказа являются основными препятствиями для развития малого бизнеса. Поддержка малого и среднего бизнеса – одно из ключевых направлений формирования конкурентной среды в российской экономике. Для снижения административного давления на бизнес необходимо изменить законодательство, сократить и упорядочить проверки предприятий при ужесточении регламентации этих проверок, сократить число лицензируемых видов деятельности, ускорить введение технических регламентов [12].

    Развитию  бизнеса способствовало бы снижение совокупного налогообложения фонда заработной платы (подоходный и единый социальный налог). Большой эффект дало бы освобождение малых предпринимателей от налога на прибыль в первые три года деятельности и от налога на вмененный доход в первый год работы при введении добровольного перехода на него. Нужно расширить возможности применения этого налога, а также упрощенной системы налогообложения земли и имущества.

    Нужно отметить, что родившись в монопольной, неконкурентной среде, российский бизнес нашел способ продлить ее жизнь, путем сращивания бизнеса и власти. Формы его многообразны. Начиная от взяток за получение госзаказа (или благоприятных условий доступа к инфраструктуре, или земельных участков под строительство, и т.п.) и кончая прямым подавлением конкурентов с использованием государственной власти.

    Российский  бизнес использует  и традиционные способы обхода конкуренции, включая  ценовой сговор. В последние годы антимонопольное законодательство было существенно ужесточено, однако его применение оставляет желать лучшего. Это можно объяснить пассивностью антимонопольных служб, использованием телефонного права, резко усилившейся по мере укрепления вертикали власти, и откровенной коррупцией.

    В последние годы государство начинает играть все более активную роль в экономике в качестве непосредственно хозяйствующего субъекта, что явно не способствует развитию конкуренции. В стране в массовом масштабе сохраняется такой пережиток социалистической экономики, как государственные и муниципальные предприятия. Формально находясь в рынке, они имеют привилегированные отношения с государством, что выводит их из поля полноценной конкурентной борьбы. По статистике, число вновь создаваемых государственных предприятий и учреждений превышает в последние годы число приватизируемых.

    Контролируемые  государством компании по-прежнему играют ключевую роль практически во всех значимых сферах экономики. Достаточно упомянуть «Газпром», «Аэрофлот», «Российские  железные дороги», ВТБ, «Рособоронэкспорт», «Транснефть», «Роснефть». Административный ресурс является для этих компаний главным аргументом в конкурентной борьбе. В последние годы начался процесс деприватизации частных компаний по причине неуплаты налогов или нарушений процедур приватизации. Примером этого процесса стал ЮКОС. Подконтрольным государству структурам на нерыночных условиях передаются гигантские активы [10].

    Заметным  явлением возрождающегося государственного монополизма стало создание государственных  корпораций. Примером может служить  образование корпорации «Ростехнологии», которой передаются огромные активы в нескольких десятках секторов экономики.

    Постоянное  расширение нерыночного сектора  экономики снижает конкуренцию  в стране и лишает экономику главного фактора экономического роста. Возможно некоторое время поддерживать высокие темпы роста путем наращивания государственных расходов, формируемых за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. По мнению министра финансов А. Кудрина, дальнейшее увеличение государственных расходов за счет притока нефтедолларов «может стать для России катастрофическим». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В заключение данной темы, хотелось бы отметить, что суть либеральных реформ на протяжении последних 15 лет можно описать тремя словами: приватизация, либерализация, стабилизация. Частная собственность, рыночное ценообразование, свободное трансграничное перемещение товаров, услуг и капитала и низкоинфляционная политика властей должны были трансформировать российскую экономику из централизованно-планируемой в свободно-рыночную. Надо отметить, что эти направления российских реформ соответствовали общемировому представлению о принципах трансформации переходных экономик, зафиксированных в Вашингтонском консенсусе.

    Сегодня совершенно очевидно, что в рецепте  реформ, выписанных России, отсутствовала важнейшая составляющая под названием «конкуренция». Считалось, что конкуренция возникнет автоматически по мере проведения приватизации, либерализации, стабилизации.

    В действительности, поменяв форму  собственности и превратившись  в акционерные общества, российские компании устремились к монопольному положению на рынке, включая региональные и местные, и монопольному ценообразованию. Значительное опережение роста тарифов всех без исключения естественных и государственных монополий над темпом инфляции хорошо подтверждает эту мысль.

    Реальным  экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности является развитие конкуренции. Это  является самым надежным долгосрочным фактором инвестиционной привлекательности  России, средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Снижение доходов бюджета от сырьевого экспорта можно компенсировать только оживлением хозяйственной деятельности внутри страны.

    Переход от административно-плановой экономики  к рыночной сопровождается коренным изменениями в различных областях жизни общества, исчезают, отторгаются присущие другой формации институты, появляются, крепнут и развиваются новые. Одним из важнейших имманентных феноменов рыночной экономики, является малый бизнес. В постсоветской России он имел (и отчасти имеет до сих пор) затянувшийся характер развития из-за достаточно широкого спектра проблем, так как по существу не решен ни один принципиальный вопрос нормального развития малого предпринимательства, да и бизнеса в целом как в постсоветской так и в современной России. Однако, несмотря на все, стоит отметить что, ситуация меняется, российский бизнес постепенно адаптируется к рыночным условиям и конкуренция в России становится в последние годы реальностью для участников отечественного бизнеса на внутреннем рынке. Конкуренция же между российской и мировой продукцией существовала всегда. Особенность нынешней ситуации заключается лишь в том, что зарубежным фирмам противостоит теперь не единый соперник в лице советского государства, а отдельные российские производители.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 

  1. Административные  барьеры на пути развития малого предпринимательства. // Отчет консалтингового центра «Шаг». – М.: Аспект Пресс, 2006. - 120 с.
  2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 192 с.
  3. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. - 2006. - N 6. - С. 14-22.
  4. Блинов А. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса / А.Блинов, Н.Эрматова // Рос. экон. журн. - 2004. - N 1. - С. 44-47.
  5. Веревкин Л.П. Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей // Мониторинг обществ. мнения. - 2007. - N 5-6. - С. 30-35.
  6. Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства // Экон. журн. ВШЭ. - 2007. - N 2. - С. 246-256.
  7. URL: http://www.economist.com (дата обращения: 27.04.2011).
  8. URL: http://www.wikipedia.ru (дата обращения: 28.04.2011).
  9. Алексеев И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // РЭЖ — 1998. — №4.
  10. Батчиков С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике //РЭЖ. – 1997. - №12.
  11. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы //Вопросы экономики. – 1997. - №1.
  12. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1.
  13. Розинский И. Приватизация, фондовый рынок и перспективы «директорской модели» // РЭЖ — 1997. — №9.
  14. Брагина Е. Малый бизнес: состояние и перспективы //Свободная мысль. – 1997. - №11.

15. URL: http://www.mergers.ru (дата обращения: 28.04.2011).

16. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 28.04.2011).

17. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. //Экономист №8 2001. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Процесс становления и тенденции развития российского малого бизнеса