Прогнозирование уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание

Обеспечение корректного прогноза уровня жизни населения - это гарантия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха, принадлежащая к числу важнейших национальных приоритетов.

Проблемы уровня и качества жизни являются одними из наиболее актуальных. Причиной служит экономический кризис 2008-2010 гг., на фоне которого в обществе произошло глубокое падение уровня и качества жизни основной массы населения россиян.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. ....3

1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения………………………………………………………………………..…5
Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Основные показатели уровня жизни населения ………………………………………. 5
Нормативно-правовая база формирования социальной политики в субъектах РФ ………………………………………………………………...12

2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения субъекта РФ………………………………………………………………………16

2.1 Анализ динамики уровня жизни в РФ………………………………..……18

2.2 Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения ………………………………………………………………………...26

3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ…………………………………………………………………………………28

3.1 Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решений …………………………………………………………...28

3.2 Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ ………………………………………………………….....32

3.3 Прогнозные расчеты показателей уровня жизни и качества населения…36

Заключение………………………………………………………………………45

Литература………………………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 241.22 Кб (Скачать документ)

Основными показателями, характеризующими уровень  жизни населения (используемыми  Федеральной службой государственной  статистики) являются:

Денежные  доходы (в среднем на душу населения) - включают доходы лиц, занятых предпринимательской  деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые  возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов  по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и  взносов представляют собой располагаемые  денежные доходы населения;

Реальные  располагаемые денежные доходы - доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских  цен.

 Среднемесячная  начисленная заработная плата  одного работника: номинальная  и реальная. Среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата  исчисляется делением фонда начисленной  заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату. Реальные размеры денежных доходов населения, начисленной заработной платы, назначенных месячных пенсий - относительные показатели, исчисленные путем деления индексов номинальных размеров. (Под номинальным понимается фактически сложившийся в отчетном периоде размер доходов, заработной платы, пенсий соответственно) денежных доходов населения, начисленной заработной платы, назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Нормативно-правовая  база формирования социальной  политики в субъектах РФ

Говоря  о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.

Социально ориентированная рыночная экономика  предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что  рыночная экономика не гарантирует  трудящимся право на труд, стандартное  образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость  вмешательства государства в  сферу распределения дохода путем  проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального  дохода через бюджет, государство  реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй Мировой войны и получила название «государства благосостояния».

В социальной сфере господствующее положение  занимает государственный сектор (в  отличие от экономики, где главные  функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная  социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Социальная  политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение  государством минимальных условий  жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

Под термином социальная защита населения подразумевается  система экономических отношений, гарантирующая каждому человеку достойный уровень жизни и  обеспечивающий его необходимыми благами  при утрате тех или иных его  способностей.

Основными составляющими  системы соц. Защиты являются:

  • защита от безработицы;
  • обеспечение пособий для нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных;
  • оплата труда и пособия, обеспечивающие нормальный образ жизни;
  • минимальное обеспечение жильем, услугами культуры, здравоохранения, образования и др..

Социальная  защита населения проявляется в  разных формах таких как соцстрах, государственный трансферты, индексация и др.  Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи нуждающимся, не связанные с их участием в хозяйственной деятельности. Механизм индексации доходов связан с увеличением номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Этот механизм может применяться только в бюджетной сфере. Социальное страхование это вид социальной защиты, направленный на обеспечение соцгарантий по защите граждан от социальных и профессиональных рисков. К государственному социальному страхованию относятся пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование (ОМС), выплата пособий по государственной социальному страхованию в случае безработицы, потери трудоспособности и т.п.

В настоящее  время основную работу по соцзащите  населения выполняют следующие  органы:

  • Государственные органы социальной защиты населения;
  • Специализированные  общественные и профессиональные организации;
  • Негосударственные коммерческие структуры;
  • Фонды благотворительности и милосердия;
  • Религиозные организации;
  • Профессиональные организации педагогов, юристов, социальных работников;
  • Политические партии и общественные движения.

Для обеспечения  государственных гарантий в области  охраны труда необходимо:

  • Провести сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям безопасности;
  • Организовать систему подготовки специалистов в данной отрасли;
  • Продолжить разработки по совершенствованию законодательной базы, стандартов безопасности труда;
  • Ратифицировать  конвенции Международной организации труда;
  • Упорядочить систему контроля за соблюдением требований охраны труда;
  • Завершить формирование государственной системы управления охраной труда.

 

Ситуация  на рынке труда за годы экономических  реформ существенно изменилась: выросла  безработица, поменялась структура  занятости по отраслям и секторам экономики. Существует сложное положение на предмет занятости женщин и молодежи. Для преодоления негативных явления в сфере занятости необходимо: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, более полное использование имеющихся рабочих мест плюс создание новых; разработка генеральной схемы развития рабочих мест; разработка специальных программ для стабилизации занятости в регионах и отраслях; развитие новых гибких форм занятости; полный пересмотр системы выплаты пособий; новые пути поиска работы безработным; создание социальных программ, направленных на расширение занятости отдельных социальных групп (молодежи, инвалидов и др.).

Можно привести некоторые социальные гарантии, предоставляемые  государством населению: минимальный  размер оплаты труда, минимальный размер пенсий по старости, единовременное пособие при рождении каждого ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком.

Существуют  также  установленные законодательством  нормативы бюджетных расходов на:

  • образование – не менее 10% национального дохода;
  • высшее образование – не менее 3% расходной части федерального бюджета;
  • науку – не менее 4% расходной части федерального бюджета;
  • культуру и искусство – не менее 2% расходной части федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ современного состояния  уровня и качества жизни населения  субъектах РФ

В 2003-2004 гг. Москва вернула себе первое место, отчасти потому, что в Тюменской  области индекс дохода (душевого ВРП  по ППС) стал «зашкаливать» за верхнюю  планку 40 тыс. долл. на человека по ППС  из-за стремительного роста цен на нефть. В соответствии с методикой  расчетов он достиг максимального значения – 1, и больше не растет. В целом  лидеры рейтинга почти не меняются.

По охвату образованием детей и молодежи лидером  остается Москва, в которой учатся жители и других регионов. По этой причине  в Москве уровень охвата образованием уже превышает 100% населения в  возрасте 7–24 лет.

Сравнение индекса регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и  Мальтой, Тюменская область –  с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург  и Татарстан – с Болгарией, при этом вторая столица заметно  уступает странам Балтии. 

Москва  – наиболее успешным административным субъектом не только в ЦФО, но и  в целом в нашей стране. Эффективность  использования в нем экономического потенциала была наиболее высокой в  данном округе. Столица нашей страны входила в число наиболее плодотворных субъектов РФ как по эффективности использования экономического потенциала, так и по уровню жизни. Душевой ВРП в г. Москве значительно превышал средний российский уровень. Покупательная способность москвичей составляла 4,4 прожиточных минимумов. Это позволяло им предъявлять достаточно высокий платежеспособный спрос и обеспечивать в целом потребление, на среднем, но тяготеющем к высокому уровню.  
     В Москве сочетались высокие, по мировым критериям, экономическое неравенство, а также низкая по российским меркам абсолютная бедность. Последняя была примерно в 2,7 раза ниже среднего российского показателя, а коэффициент Джини примерно в 1,4 раза превышал его общероссийское значение.  
     Таким образом, в столице нашей страны были созданы социально-экономические условия наиболее благоприятные по сравнению с другими административными субъектами. Они позволяли распределять бедным такие потребительские ресурсы, которые обуславливали сравнительно низкую абсолютную бедность при высоком экономическом неравенстве, значительно большем, чем в целом по Российской Федерации, уровне благосостояния среднего и высоко-доходного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Анализ динамики уровня жизни  в РФ

Как сообщили в пресс-службе администрации региона, тщательный анализ результатов первого  после кризиса года особенно важен  для того, чтобы исправить недочеты в работе, отметил руководивший заседанием адмсовета глава области Олег Королев. 
Первые три квартала 2010 года продемонстрировали положительную динамику по основным макроэкономическим показателям, заявил выступивший с основным докладом заместитель руководителя исполнительной власти региона Сергей Салогубов. Так, валовой региональный продукт по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 4 %, среднедушевые доходы населения - на 14 %, реальные располагаемые доходы - на 8 %. Рост оборота розничной торговли и объема бытовых услуг составил 105,5 % и 109 % соответственно. На 11,5 % увеличился выпуск промышленной продукции (в аналогичном периоде 2009 года отмечалось снижение почти на 23 %).  
Инвестиции в основной капитал выросли на 9 % и составили 55,5 млрд. рублей. В расчете на душу населения инвестиции в среднем по области достигли почти 48 тыс. рублей, увеличившись почти на 11 %. Наивысший объем - в Лев-Толстовском районе (126 тыс. рублей), в Липецком и Лебедянском - 73 и 70 тыс. рублей соответственно. Построено и введено в эксплуатацию 385,5 тыс. кв. м жилья, что на 7 % выше прошлогоднего показателя (в РФ - 94,5%).  
За девять месяцев с помощью господдержки в малом и среднем бизнесе создано 8 тыс. новых рабочих мест. В 2011 году будут введены новые виды поддержки предпринимательства. Планируется также принять дополнительные льготы для резидентов особых экономических зон, что положительно повлияет на уровень инвестиционной привлекательности региона.  
Среднедушевые доходы населения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли на 14 % и составили 15 тыс. рублей, реальные располагаемые доходы увеличились на 8 % и превысили докризисные показатели. Номинальная среднемесячная заработная плата возросла на 12 %. Одним из самых низких в Центральном федеральном округе и России в целом остается уровень зарегистрированной безработицы (0,8 %). Область выполнила все социальные обязательства перед населением, подчеркивалось на заседании. В целом на социальную поддержку граждан было направлено 2,9 млрд. рублей (на четверть выше прошлогоднего объема), в том числе из областного бюджета - около 1,6 млрд. рублей.  
В сложных погодных условиях снизился уровень валовой продукции сельского хозяйства, однако селяне полностью обеспечили область продовольственной продукцией, а в животноводстве даже превысили прошлогодние показатели. Задача органов власти - помочь сельхозпредприятиям в преодолении последствий засухи, содействуя в пролонгации долгосрочных кредитов, отмечалось на адмсовете.  
Особое внимание на заседании было уделено развитию малых форм хозяйствования на селе и расширению заготовительной деятельности. За последние два года в регионе организовано 100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Несмотря на засушливое лето, ими закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 538 млн. рублей или в 13 раз больше соответствующего периода 2009 года. Сельская кооперация наиболее развита в Чаплыгинском, Добринском, Грязинском районах. При этом один рубль бюджетной помощи в организации кооперативов обеспечил семь рублей оборота. "Развитие малого бизнеса, заготовительной деятельности на селе, легализация пока необлагаемых налогами доходов селян от реализации выращенной продукции - вот дополнительный источник пополнения казны территорий", - заявил глава администрации области. Олег Королев выразил уверенность, что сконцентрированные на решении этой проблемы усилия органов власти дадут результат уже в следующем году, а полностью область справится с этой задачей за два года, как уже сумела обеспечить увеличение темпов жилищного строительства и благоустройство городов и сел. Ежемесячное пособие на ребенка за девять месяцев текущего года назначено на 40,9 тыс. детей, которые воспитываются в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума. Ежемесячное пособие на ребенка за девять месяцев текущего года назначено на 40,9 тыс. детей, которые воспитываются в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в области. Общая сумма, выделенная из областного бюджета в соответствии с областным законодательством, составила 87,7 млн. рублей. Как сообщили в управлении социальной защиты населения Липецкой области, за аналогичный период 2010 года пособие получили 44,5 тыс. детей на сумму 90,9 млн. рублей. Сокращение число получателей при росте рождаемости в регионе свидетельствует о росте доходов граждан, так как это пособие выплачивается от прожиточного минимума семьи. Право на ежемесячное пособие на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку или попечительство ребенка малоимущая семья имеет до достижения им возраста 16 лет, а на ребенка, обучающегося в общеобразовательном учебном учреждении, - до окончания обучения, но не более чем до достижения им 18 лет.

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни населения