Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 07:38, курсовая работа
курсоваяф Цель данной работы – дать представление финансово-промышленных группы в рыночной экономике, определить их роль в настоящее время, влияние и значение, которое они оказывают на экономику страны.
Основные задачи данной работы:
раскрыть понятие финансово-промышленных групп
установить сущность финансово-промышленных групп
определить структурные элементы финансово-промышленных групп
рассмотреть мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп
изучить финансово-промышленные группы в российской экономике работа по экономике предприятия, представляем собой анализ финансовой деятельности предприятия
Введение 4
Сущность финансово - промышленных групп 6
1.1. Понятие финансово – промышленных групп и их участники . 6
1.2. Структурные элементы финансово-промышленных групп. 10
Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп 15
2.1.Особенности строения и развития финансово-промышленных 15
объединений в странах с рыночно ориентированной финансовой
системой.
2.2. Финансово-промышленные объединения континентальной 16
Европы.
2.3. Государственные холдинговые компании и финансово- 21
промышленные объединения.
2.4. Финансово-промышленные объединения Юго-восточной 24
Азии.
3. Анализ финансовой деятельности General Motors 31
Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании ("Кора", "Интермарше", "Ошан") стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков ("Банк аккорд", "Банк шабриер"), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.
Характерной особенностью
финансово-промышленных групп Швеции
является преобладание промышленных объединений,
связанных с семьями крупных шведских
бизнесменов и финансистов. В целом, данные
ФПГ демонстрируют характеристики, близкие
финансово-производственным объединениям
Германии. Так же как и в германских группах,
в них широкое распространение получило
перекрестное владение акциями, доходящее
до 25%.
2.3. Государственные холдинговые компании и финансово-промышленные объединения
Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово- промышленных объединений . Многие из них создавались путем объединения различных национализированных компаний одной отрасли, либо ряда отраслей. В условиях переходного периода опыт западных стран по организации управления государственным сектором промышленности представляет для России не меньший интерес, чем чисто рыночные структуры. Специфическая форма государственного контроля над промышленном сектором, да и над всей экономикой страны, осуществляемого посредством механизмов деятельности государственных банков впервые была реализована на практике в Италии.
Организационной структурой управления государственным имуществом многочисленных частных акционерных компаний, чьи контрольные пакеты акций были выкуплены государством, являются государственные холдинговые компании, которые позволяют правительству последовательно реализовывать свою экономическую политику в различных областях хозяйственного и социального развития. На сегодняшний день под эгидой Министерства государственного имущества находятся три крупных государственных межотраслевых холдинга: ИРИ (Институт промышленной реконструкции), ЭНИ (Национальное управление жидкого топлива) и ЭФИМ (Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности).
Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии. Менеджерам компаний предоставлена возможность проводить независимую политику, способствующую повышению эффективности работы фирмы и поддержанию ее автономности. Степень государственного вмешательства в деятельность предприятий, управляемых государственными холдингами, определяется по таким направлениям, как назначение высшего управленческого персонала и инвестиционная политика. Наиболее ярким примером государственного холдинга в Италии, ознаменовавшим рождение системы государственного акционерного участия в экономике страны, несомненно, является ИРИ. Общее количество занятых составляло на конец 1999 г. 430 тыс. человек.
С момента основания в
1937 г. и по настоящий день механизм
деятельности Институт реконструкции
индустрии выглядит следующим образом.
На средства, полученные, частично из госбюджета
(от различных государственных
2.4. Финансово-промышленные объединения Юго-восточной Азии
Характерной особенностью промышленного
комплекса Японии на сегодняшний
день являются шесть универсальных
многоотраслевых финансово-
Седаны представляют собой самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, образованные по определенным общим принципам. В организационную структуру включаются финансовые институты (банки, страховые и трастовые компании), торговые фирмы, а также набор производственных предприятий, составляющих полный спектр отраслей народного хозяйства. Все седаны характеризуются взаимоучастием компаний в капитале друг друга и ведущей ролью банка в деятельности группы.
Предшественниками нынешних седанов до второй мировой войны были крупнейшие семейные холдинговые компании "дзайбацу" (Zaibatsu). Процесс создания семейных групп происходил поэтапно. Сначала осуществлялось накопление капитала в ходе коммерческой деятельности. На этой базе создавалось и развивалось производство. И только затем образовывались банки и финансовые компании. После Второй мировой войны, в ходе деконцентрации японской экономики "дзайбацу", под давлением американских оккупационных властей, были ликвидированы, а холдинг-компании запрещены по сей день. С пересмотром антимонопольного закона в 1953 г. старые финансово-промышленные объединения возродились вновь.
Связи между участниками группы достаточно тесные, но перекрестное владение акциями незначительно - в среднем по группам всего 1,5-2%. Только около 30% акций таких групп, как "Мицубиси" и "Сумитомо" распределены между предприятиями данных групп. В группах "Дай-Ити Кангё", "Фуё", "Санва" этот показатель еще ниже - 15-16%.
Каждый из названных седанов имеет свои особенности. Например, "Мицубиси" контролирует преимущественно тяжелую индустрию, военное производство и строительство атомно-энергетических объектов, а также разработку сырьевых и энергетических ресурсов. Поскольку деятельность этой группы осуществляется в стратегически важных секторах экономики, то ее отличают тесные связи с государственным аппаратом. "Сумитомо" имеет сложившиеся связи с отраслями, производящими промышленные материалы (медь, цемент, алюминий, стекло и т.п.). Она также включает корпорации электротехнической и электронной промышленности, химической и нефтехимической промышленности, занимающие внушительные позиции в отраслевой иерархии. Отраслевая структура "Мицуи" характеризуется большой долей в ней химической промышленности, производства синтетических волокон, угольной промышленности и других традиционных производств.
Внутри седанов действует принцип не конкуренции, а целенаправленно организуемой внутренней специализации (когда сферы деятельности фирм не должны пересекаться). Поэтому в отношениях поставщик - потребитель здесь утвердилась взаимная монополия. Таким образом, экономическая среда внутри седанов оказывается нерыночной. А существующая в японской промышленности организационная структура приводит к закреплению четкой олигопольной системы на рынке конечных продуктов. Тем не менее, интенсивная конкуренция участников олигополии обеспечивает устойчивый процесс развития в соответствующей отрасли.
Промышленные объединения (японский вариант названия - "кэйрэцу" (keiretsu) ), входящие в седаны (финансово-промышленные объединения), построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции. В рамках кэйрэцу лежит формула "объединения смежников". А иерархические вертикали возникают из естественной направленности технологических цепочек смежников к конечному продукту. Тот же принцип реализуется на следующих структурных уровнях. В итоге возникает многоуровневая и иерархическая структура. Всего же таких ярусов насчитывается до четырех, поскольку многие дочерние по отношению к головной фирме имеют под своим началом другие, включая всевозможные субподрядные. Система иерархического контроля принимает, таким образом, форму вертикальной пирамиды, в общей сложности вбирающей в себя многие тысячи фирм (юридических лиц).
К компетенции японских коммерческих банков относится не только предоставление займов, но также:
Другим обязательным членом группы (седана) является универсальная торговая фирма. По масштабам своих торговых и информационных сетей и объему деловых операций торговые фирмы относятся к числу крупнейших в мире и играют важную роль в ФПГ. Они выполняют в седане функции универсального "сбытовика" и "снабженца", более того - своеобразного "департамента внешних связей" при освоении новых сфер деятельности, в которых фирмы седана практически вообще не имеют возможностей сбыта и снабжения. Типичным примером японских седанов является группа "Мицуи". Главным банком группы "Мицуи" является Сакура банк. Главной торговой компанией - Мицуи Бусан. Основными промышленными предприятиями группы "Мицуи" являются: "Мицуи Кэмикел" и "Мицуи Петрокэмикел" (химическая промышленность), "Онода Цемент" (производство стекла и цемента), "Джэпен Стил Вокс" (черная металлургия), "Мицуи Майнинг энд Смелтинг" (добыча и переработка металлов), "Тошиба" (электротехническая промышленность), "Мицуи Инж" и "Тойота" (автомобилестроение), "Мицуи Реал Истет" (торговля и управление недвижимостью).
В свою очередь, головная компания кэйрэцу - "Тойота" ("Тойота групп") объединяет под своим началом 64 подконтрольных компании (в свою очередь, например, кэйрэцу Хитачи объединяет 190 компаний, а Ниссан аж 231), которые занимаются производством компонентов ("Тойота ауто боди" - кузовов для автомобилей и других изделий); готовых изделий ("Хино мотор" - крупнотоннажных грузовиков и автобусов); фундаментальными исследованиями; экспортом и импортом сырьевых продуктов. "Тойота" располагает пакетом акций в каждой из подконтрольных компаний - от 22,7% акций в "Аити стил уоркс" до 39,8% в "Тойота ауто боди". Есть варианты, когда вообще нет акционерного капитала, то есть долевого участия нет вовсе. Но, тем не менее, во всех случаях связи исключительно крепки и надежны. Та же "Тойота" получает автозапчасти и компоненты от двух ассоциаций - "Кехокай", состоящей из 231 компании, и "Эйхокай", объединяющей 77 компаний. "Тойота" не участвует в капитале членов ассоциаций. Связи с ними развиваются на основе контрактных отношений.
Японские седаны не имеют статуса юридического лица, поэтому внутригрупповое взаимодействие в японских ФПГ обеспечивается следующими способами.
Помимо шести названных
групп можно также выделить группу,
связанную с "Японским промышленным
банком" ("Нихон коге гинко").
Данная группа занимает специфическое,
особое место. Дело в том, что в
период послевоенной индустриализации
и высоких темпов роста Японский
промышленный банк выступал в роли
"банка государственной
Информация о работе Прямое и косвенное государственное регулирование цен. Антимонопольная политика