Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих и рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
- исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере конкретного предприятия;
- разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Введение………………………………………………………………………….…..4
1. Конкурентоспособность предприятия………………………………………..…6
1.1. Понятие о конкурентоспособности предприятия ……………………………6
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия…………….....11
1.3. Оценка конкурентоспособности предприятия………………………………16
2. Пути достижения конкурентоспособности…………………………………….23
2.1. Проблемы конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь….23
2.2. Пути решения существующих проблем……………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список использованных источников…………………………
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 с., 1 табл., 8 источников, 3 приложения.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЕЕ ОЦЕНКА И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ.
Объект исследования – конкурентоспособность предприятия.
Предмет исследования – механизм управления конкурентоспособностью предприятия.
Цель работы: исследовать механизм управления конкурентоспособностью на примере конкретного предприятия и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнительный анализ, корреляция, индукция и дедукция.
Исследования и разработки: исследованы механизмы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере конкретного предприятия, на базе проведенного анализа конкурентоспособности разработаны предложения по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия.
Элементы научной новизны: использование возможности социально-психологической диагностики и аттестации персонала предприятий Республики Беларусь как направления совершенствования кадровой политики
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Конкурентоспособность предприятия………………………………………..…6
1.1. Понятие о конкурентоспособности предприятия ……………………………6
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия…………….....11
1.3. Оценка конкурентоспособности предприятия………………………………16
2. Пути достижения конкурентоспособности………………………
2.1. Проблемы конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь….23
2.2. Пути решения существующих проблем……………………………………...27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….…..
Приложение А Общая схема оценки конкурентоспособности………………….
Приложение Б Показатели конкурентоспособности………………………
Приложение В Общая характеристика предприятия ИЧТУП «Сибирский берег-Белоруссия» …………………………………………………………………..……
ВВЕДЕНИЕ
По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг нередко оказывается недостаточно квалифицированной.
Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности, в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере конкретного предприятия и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих и рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
- исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере конкретного предприятия;
- разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Поставленные задачи определили структуру данной работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В первой главе раскрыто понятие «конкурентоспособность», рассмотрены ее виды, критерии и факторы ее определяющие, рассмотрены методы анализа конкурентных преимуществ, и указаны стратегии достижения конкурентоспособности на рынке.
Во второй главе изучен механизм обеспечения конкурентоспособности на рассматриваемом предприятии ИЧТУП «Сибирский берег-Белоруссия», представлены предложения по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Основными методами изучения проблем конкурентоспособности являются анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при исследовании проблем управления конкурентоспособности.
Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые научные знания на основе обобщения фактов. Дедукция дает возможность получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов – к новым знаниям, от результатов – к причине, от практики – к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин – к результатам, от теории – к прогнозам развития кадровой политики. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области управления персоналом, таких как Виханский О.С., Волков О.И., Краюхин Г.А. Уткин Э. А. и других.
В числе информационных источников работы использовались публикации в периодической печати, в том числе в общеотраслевых журналах.
Следует отметить, что вопросы, связанные с рассматриваемой темой освещены в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.
1. Конкурентоспособность предприятия
1.1. Понятие о конкурентоспособности предприятия
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на мой взгляд, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на мой взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [5]
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия к клиенту.
3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
6. Умение твёрдо стоять на своём.
7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия. [2]
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).
Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.
В литературе определяется, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке . Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления. [4]
Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.
Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.
Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.
К коммерческим условия конкурентоспособности относят: