Пути достижения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих и рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
- исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере конкретного предприятия;
- разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..4
1. Конкурентоспособность предприятия………………………………………..…6
1.1. Понятие о конкурентоспособности предприятия ……………………………6
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия…………….....11
1.3. Оценка конкурентоспособности предприятия………………………………16
2. Пути достижения конкурентоспособности…………………………………….23
2.1. Проблемы конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь….23
2.2. Пути решения существующих проблем……………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

                    рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

                    анализируются направления развития аналогичных разработок;

                    рассматриваются сферы возможного использования продукции;

                    анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства товаров.

На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.

Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.

Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также- для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако, факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:

          изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;

          изменение порядка проектирования продукции;

          изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

          изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

          изменение порядка реализации продукции на рынке;

          изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

          изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

          изменение системы стимулирования поставщиков;

          изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:

                    комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;

                    разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;

                    оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;

                    разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;

                    контроле качества продукции;

                    установлении цен на продукцию;

                    отборе продукции при покупке через тендеры и торги;

                    аттестации продукции;

                    подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;

                    решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;

                    подготовка информации для рекламы продукции;

                    решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;

                    разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков

Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.

Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:

                   параметров качества (технических);

                   экономических параметров.

К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения.

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке.

Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности показана в приложении Б. [7]

При оценке уровня конкурентоспособности продукции можно применять следующие методы:

- дифференциальный;

- комплексный;

- смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности.

При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам [8]:

              (i = 1………,n)                                                                      (1)

                                                                                                                (2)

где Pi - значение i-го показателя;

Рi*б - базовое значение i-го показателя;

n-количество показателей.

Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода топлива по формуле (2).

Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3):

                                                                      (3)

где I(t), Iб(t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца; П, Пб- суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (5):

                                          (5)

где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца; q - отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов; mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах; T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;

- относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1………….,n);

miб – доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……..,+mnб = 1;

Pi, Piб – значение i -го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат [34, с.86].

При К(t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К(t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

Для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки.

Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.

Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.

На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в Республике Беларусь получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Минстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер. [3].


2. Пути достижения конкурентоспособности

2.1. Проблемы конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь

В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.

Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует комплекс маркетинга на ИЧТУП «Сибирский Берег-Белоруссия».

Основной целью создания отдела маркетинга является обеспечения сбыта продукции ИЧТУП «Сибирский Берег-Белоруссия» на основании постоянного анализа рынка для изучения спроса и предложения на нем, а также проведение различных рекламных компаний для продвижения продукции.

В целом можно сказать, что отдел маркетинга на предприятии функционирует достаточно эффективно, так как ведется постоянный мониторинг рынка, проводится исследование динамики рынка и предпочтений потребителей продукции, изменения структуры покупательского спроса, участие в выставках, реклама, обеспечение сбыта и т.д., то есть отдел маркетинга ИЧТУП «Сибирский Берег-Белоруссия» в своей деятельности, определенной положением об отделе и должностными инструкциями охватывает все сферы маркетинговой деятельности на предприятии.

Основной продукцией, которую реализует ИЧТУП «Сибирский Берег-Белоруссия», являются продукты питания. Потребителями  продукции предприятия являются юридические лица.

Весь ассортимент продукции был разработан и производится компанией-учредителем – ЗАО «Сибирский Берег» в Российской Федерации.

В ассортименте компании постоянно появляются новые виды продукции, и ассортимент товаров расширяется.

Вся продукция соответствует требованиям нормативно-технической документации, что подтверждается сертификатом соответствия на каждый вид продукции. Вся продукция фирмы изготавливается из высококачественных экологически чистых компонентов.

Информация о работе Пути достижения конкурентоспособности