Пути совершенствования лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основании литературных источников и законодательных актов изучить сущность и особенности лизинга на промышленном предприятии, его преимущества и недостатки.
В данной курсовой работе при изучении темы “лизинг” мною были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность лизинга, его формы и виды;
- определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций;
- выявить преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала;
- ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими лизинговую деятельность в РБ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
…3
1. СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
…5
1.1. Лизинг: понятие, функции и возможности применения
…5
1.2. Субъекты и виды лизинга. Лизинговый процесс
…7
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

…13
2.1. Развития лизинговых отношений в Республике Беларусь и их анализ

…13
2.2. Особенности лизинга в Республике Беларусь
…22
2.3. Пути совершенствования лизинговых операций
…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
…28

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая по лизингу.docx

— 76.57 Кб (Скачать документ)

Лизинговыми операциями активно занимается АСБ  “Беларусбанк”, ОАО “Белпромстройбанк”, ОАО “Белгазпромбанк”. Среди лидеров  следует назвать такие банковские лизинговые компании, как “Белбизнеслизинг”, “Белинтерфинанс” и др.

К следующей  группе относятся компании, созданные  крупными товаропроизводителями (“Беларустракторолизинг”  и др.). Заметное место на рынке  занимают компании, принадлежащие физическим лицам (“Лотос”, “Лизинг-сервис”, “Лизинговые  операции” и др.).

Параллельно с внутренним лизингом развивался и  международный лизинг. Начиная с 1991 года, в республику стали поступать  автопоезда в форме лизинга. Их передавали белорусским автопредприятиям лизинговые компании заводов-производителей Мерседес, Рено, а затем и Вольво, МАН, Ивеко, Скания, ДАФ. На сегодняшний день на белорусском рынке представлены все европейские заводы-производители  тягачей и полуприцепов, поставляющие машины в лизинг. Фактически сформировалась новая отрасль - международные транспортные перевозки, базирующаяся в основном на лизинговом оборудовании. В настоящее  время в лизинге находится  более 4,5 тысяч единиц подвижного состава 

Начиная с 1994 года, европейскими компаниями в  лизинг передаются машины по деревообработке, оборудование легкой промышленности. В большинстве своем эти сделки непосредственно связаны с организацией совместных или иностранных предприятий. Иностранный инвестор, внеся минимальный  размер уставного фонда, основную часть  инвестиций ввозит в республику в  форме лизинга. Или же, передав  современное оборудование в лизинг, иностранное предприятие заключает  с этим же предприятием-лизингополучателем договор на выполнение определенных работ на лизинговом оборудовании из давальческого сырья.

Современная нормативно-правовая база лизинга складывалась в несколько  этапов. Как было отмечено, весной 1994 года были приняты Методические указания по ведению бухгалтерского учета  лизинговых операций. Среди стран СНГ это был первый документ по лизингу. При всей важности методических указаний они определяли правила только одной стороны лизинговой операции — бухгалтерского учета. Фактически лизинг существовал и даже развивался, но ни в Гражданском кодексе, ни в других законодательных актах он не был описан. Таким образом, получалось, что он находился вне закона. На практике возникало множество проблем, связанных с налогообложением, юридическими и другими вопросами, были даже судебные процессы.

1996 год был следующим этапом  в нормативном становлении лизинга.  29 февраля 1996 г. было разработано Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное Министерством экономики. Это положение является основополагающим: лизинг признается как вид деятельности, даются его четкие признаки, указывается, что является предметом лизинга, рассматриваются основные правила построения договорных отношений и т.д.

Конец 1997 года начало 1998 года - последний этап в разработке нормативных правил. Если предыдущие два этапа инициировались Белорусским союзом лизингодателей, то последний этап начался с Указа  Президента Республики Беларусь № 587 от 13 ноября 1997 года "О лизинге", в  котором устанавливалось, что:

  • при таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет;
  • лизингодателям-нерезидентам Республики Беларусь гарантируется беспрепятственный перевод за границу лизинговых платежей в иностранной валюте после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В этом же документе Президент Республики дает указ Совету Министров до 1 января 1998 года разработать и утвердить  положение о лизинге, а также  мероприятия по развитию лизинга  в республике, и в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с данным Указом.

30.12.97 года вступило в силу  новое Положение о лизинге,  как основополагающий документ. На основании его проведена  доработка Методики бухгалтерского  учета лизинговых операций, правил  начисления амортизации по объектам  лизинга, валютного и таможенного  регулирования.                                                                                                                         Новое Положение устанавливает  единые правила проведения как  международных, так и внутренних  лизинговых операции. Предусмотрено  регулирование трех аспектов  лизинга: 

  • как вида деятельности;
  • как вида договора между лизингодателем и лизингополучателем;
  • как проекта, включающего в себя не только сам договор лизинга, но и договор купли-продажи между лизингодателем и продавцом объекта лизинга, договор страхования объекта лизинга, договор кредитования лизингодателя по данной сделке, договора гарантии, залога и иные договорные отношения.

В связи с этим, в Положении  дается определение лизинговой деятельности, лизингового договора, и излагаются правила проведения лизингового  проекта.

Действующая нормативная база лизинга  Беларуси распространяется на оперативный  и финансовый лизинг и строится для  этих видов сделок по единым правилам. Небольшие, но существенные различия имеются  в таможенном оформлении объектов лизинга.

По большинству объектов лизинга  таможенные платежи, как по оперативному, так и по финансовому лизингу  уплачиваются с рассрочкой на срок договора, но не более 5 лет. Проценты за предоставленную отсрочку (рассрочку) не начисляются и не взимаются. Однако по оперативному лизингу транспортных средств, используемых для международных  перевозок, предоставляется полное освобождение от обложения таможенными  пошлинами и налогами. В силу этого, в Положении дано четкое отличие  оперативного лизинга от финансового.

Признаки финансового лизинга:

  • срок договора не менее одного года;
  • лизинговые платежи в течение договора лизинга возмещают лизингодателю не менее 75% стоимости объекта лизинга.

Классификация финансового лизинга  не зависит от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга  лизингополучателем, его возвратом  или продлением договора лизинга  на других условиях.

Признаки оперативного лизинга:

  • лизинговые платежи в течение договора лизинга возмещают лизингодателю менее 75% стоимости объекта лизинга;
  • по окончании договора объект лизинга возвращается лизингодателю.

С целью создания условий для  активной работы белорусских лизингодателей с иностранными компаниями в форме "лизинг - сублизинг", в Положении  уделено внимание сублизингу. В свою очередь, в таможенные правила внесены  поправки, касающиеся этой формы отношений. Новая нормативная база Беларуси снимает значительную часть преград  для развития деловых контактов  между иностранными и национальными  лизинговыми компаниями.

Особое внимание уделено требованиям, предъявляемым к лизинговому  договору. Отмечены обязательные условия  договора и дополнительные условия, которые могут быть включены в  договор по согласованию сторон.

Важным  моментом, на мой взгляд, является защита прав лизингодателя при регистрации  объекта лизинга в государственных  органах, если этого требуют правила  Беларуси. Например, автомашины в обязательном порядке регистрируются в органах  государственной автоинспекции. Исходя из правил, установленных Положением, объект лизинга может регистрироваться на имя лизингодателя или на имя  лизингополучателя в зависимости  от условий договора. Кроме того, если регистрация объекта осуществляется на имя лизингополучателя, то в регистрационных  документах в обязательном порядке  указывается собственник-лизингодатель, без письменного согласия которого не могут быть внесены изменения  в регистрационные документы. В  случае расторжения договора лизинга  и изъятия лизингодателем объекта  лизинга, лизингополучатель обязан аннулировать регистрацию данного  объекта.

На основании Положения страхование  объекта лизинга осуществляется по согласованию сторон. Права же и  обязанности лизингодателя и  лизингополучателя при наступлении  страхового случая определяются договором  лизинга.

Положение о лизинге устанавливает  и особые правила начисления амортизации  по объекту лизинга.

"Величина амортизации (износа) объекта лизинга устанавливается  договором лизинга по согласованию  между лизингодателем и лизингополучателем. При этом по условиям договора  за срок его действия сторона,  на которую возложено начисление  износа, имеет право начислять  его в сумме, не превышающей  разницу между контрактной стоимостью  объекта лизинга и его выкупной (или остаточной) стоимостью, определяемой  условиями договора лизинга. 

Объект лизинга в период действия договора лизинга не подлежит переоценке.

Амортизация объектов лизинга, использование  которых не относится к хозяйственной  деятельности лизингополучателя (предметы интерьера, включая офисную мебель, а также предметы для отдыха, досуга и развлечений, легковые автомобили, используемые в качестве служебных), производится по утвержденным в установленном  порядке правилам и нормам начисления амортизации (износа)".

Если условиями договора не определен  размер начисляемого износа по объекту  лизинга, то амортизационные отчисления (износ) производятся в размерах и  в соответствии с общепринятыми  нормами и правилами. Указанные  правила начисления амортизации  нашли отражение и в новой  Методике бухгалтерского учета.

Свободная форма амортизации - это  форма выражения государственной  поддержки лизинга.

В бухгалтерском учете оперативный  и финансовый лизинги ведутся  по единым правилам.

  1. Предмет лизинга в течение срока лизинга состоит на бухгалтерском учете как у лизингодателя, так и у лизингополучателя, если иное не установлено законодательством для банков-лизингодателей и (или) банков-лизингополучателей, а по договорам международного лизинга - в обязательном порядке на бухгалтерском учете у лизингодателя.
  2. Лизинговый платеж делится на две части. Одна часть отражает затраты по приобретению и вводу в эксплуатацию объекта лизинга. Другая часть содержит непосредственные затраты лизинговой компании по ведению лизинговой сделки, а также прибыль лизинговой компании. В бухгалтерском учете лизингодателя и лизингополучателя каждая из этих частей лизингового платежа учитываются по-своему. В силу этого, деление лизингового платежа на две указанные части является обязательным условием договора.
  3. У белорусского лизингодателя выручкой от реализации считается только вторая часть лизингового платежа, и только она облагается различными видами налогов.
  4. У лизингополучателя весь лизинговый платеж входит в состав затрат. Причем величина начисленного износа по объекту лизинга, независимо у кого он начислялся, у лизингодателя или у лизингополучателя, входит в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость. Это правило не относится к международному оперативному лизингу, если амортизацию начисляет иностранный лизингодатель. В этом случае весь лизинговый платеж не облагается налогом на добавленную стоимость.

На сегодняшний день в Беларуси имеет место обязательная продажа  государству 30% валютной выручки предприятий  за исключением средств, предназначенных  для лизинговых платежей иностранным  лизингодателям. Таким образом, если лизингополучатель работает на внешнем  рынке и имеет валютные поступления, то он сможет беспрепятственно уплачивать лизинговые валютные платежи. Если же он не имеет собственной валюты, то должен приобретать ее на общих  основаниях на белорусском валютном рынке. Данное обстоятельство должно обязательно  учитываться иностранными лизингодателями  при выборе потенциальных лизингополучателей.

На основании  Закона Республики Беларусь "О налогах  на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" доход  иностранных лизингодателей облагается 15% налогом и перечисляется белорусским лизингополучателем в бюджет республики. В силу этого, в договоре в составе лизингового платежа должен быть четко выделен доход иностранного лизингодателя, в противном случае весь лизинговый платеж будет рассматриваться как доход иностранного лизингодателя, и облагаться налогом. С рядом стран подписан и ратифицирован договор об избежании двойного налогообложения. Это такие страны как Польша, Швеция, Литва, Латвия, Россия, и ряд стран СНГ. Лизингодатели этих государств уплачивают в своей стране налог на доход, полученный на территории Беларуси. С такими странами как Бельгия, Великобритания, Иран, Китай подписаны договора об устранении двойного налогообложения и в настоящее время находятся в стадии ратификации. Выгоды-то для нас в международном лизинге сверхочевидные. Потому что международный лизинг оборудования — это не что иное, как привлечение зарубежных инвестиций (но не в денежной форме, а в натурально-вещественной форме) в экономику РБ, да еще на условиях более льготных, чем отечественное долгосрочное кредитование из-за более низких процентных ставок, длительных сроков и экспорта налоговых льгот, предоставляемых правительствами развитых стран своим компаниям.

Республика  Беларусь особенно нуждается в иностранных  инвестициях. Однако, для успешного  проведения международных лизинговых сделок одной благоприятной нормативно-правовой базы недостаточно. Необходимо, чтобы  сделки проходили с учетом белорусского менталитета, государственного режима, общей экономико-правовой обстановки, экономического состояния страны. Организационные  аспекты проведения лизинговой сделки в Западной Европе и в Беларуси существенно отличаются. Имеются  различия даже между Россией и  Беларусью.

Из вышесказанного следует, что одна из основных причин недостаточного развития лизинга в  нашей стране — несовершенство действующего законодательства, в первую очередь, в области налогообложения, ценообразования, лицензирования, защиты прав собственника-инвестора.

Информация о работе Пути совершенствования лизинговых операций