Пути совершенствования лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основании литературных источников и законодательных актов изучить сущность и особенности лизинга на промышленном предприятии, его преимущества и недостатки.
В данной курсовой работе при изучении темы “лизинг” мною были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность лизинга, его формы и виды;
- определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций;
- выявить преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала;
- ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими лизинговую деятельность в РБ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
…3
1. СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
…5
1.1. Лизинг: понятие, функции и возможности применения
…5
1.2. Субъекты и виды лизинга. Лизинговый процесс
…7
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

…13
2.1. Развития лизинговых отношений в Республике Беларусь и их анализ

…13
2.2. Особенности лизинга в Республике Беларусь
…22
2.3. Пути совершенствования лизинговых операций
…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
…28

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая по лизингу.docx

— 76.57 Кб (Скачать документ)

Таким образом  можно обозначить четыре особенности  лизинговых сделок в Беларуси:

Во-первых, в Беларуси достаточно сильна государственная  власть, и налажена строгая система  государственного контроля. Если белорусские  предприятия-лизингополучатели неправильно  уплачивают налоги или неверно оформили режим таможенного ввоза по объекту  лизинга, то возможны очень серьезные  штрафные санкции, которые являются платежами первостепенными. Только после их уплаты белорусский лизингополучатель  сможет продолжить вносить лизинговые платежи. Это так называемый риск налоговой и таможенной недобросовестности лизингополучателя, может даже и  непреднамеренной. Данный вид риска  белорусские лизингодатели в  значительной степени уменьшают, осуществляя  постоянный контроль за каждым этапом движения объекта лизинга, а также  за правильностью отражения в  бухгалтерском учете лизинговой операции. Это значительный объем  работы лизинговой компании, но педантично осуществлять его необходимо для  успешного проведения сделки.

Во-вторых, исходя из сегодняшних белорусских  правил лизинга, договора по международному лизингу нередко можно классифицировать как договора купли-продажи в  рассрочку, по которым у нас в  стране иная форма бухгалтерского учета, иные налоговые и таможенные правила. Этот вид договорных отношений, в  отличие от лизинга, не получил таможенных и налоговых льгот. Нормативно-правовая база лизинга дает возможность налоговой  инспекции четко отличать сделки лизинга от купли-продажи и проверять  правильность их отражения в бухгалтерском  учете.

В-третьих, нормативно-правовая база Беларуси находится на стадии становления  и в силу этого претерпевает частые изменения, которые могут повлиять на характер протекания лизинговой сделки. Учет этих изменений, своевременное  отражение их в лизинговых договорах, в характере взаимоотношений  между лизингодателем и лизингополучателем - постоянная забота белорусских лизинговых компаний. Зарубежные же лизинговые компании не всегда в состоянии отследить  эти изменения и своевременно адекватно прореагировать на них. Местные же предприятия-лизингополучатели не специалисты в области лизинга, у них иные профессиональные задачи. Практика показывает, что их реакция на нормативно-правовые изменения бывает запоздалой. В силу этого, для международного лизинга весьма велик риск изменения белорусской правовой базы.

В-четвертых, белорусский рынок  за рубежом считается зоной повышенного  предпринимательского риска. В силу этого, проведение лизинговых операций осуществляется с использованием различного рода гарантий. Традиционные схемы  далеко не всегда обеспечивают устойчивость сделки. Для работы в области лизинга  в условиях неустойчивой экономики  необходимы нетрадиционные схемы с  использованием системы договоров (страхования, поручительства, залога и др.), в котором лизинговый договор  является ключевым, взаимоувязывающим  все сопутствующие договора в  единое целое, в единый проект, а  лизингодатель становится основным лицом, управляющим реализацией  всего лизингового проекта. Именно по такому пути пошли белорусские  лизинговые компании, именно такой  подход к лизингу обеспечил им устойчивость в условиях экономического кризиса, инфляции.

Я  полагаю, что указанные особенности проведения лизинговых сделок в Республике Беларусь должны учитывать иностранные лизинговые компании. Наибольшего результата в  обеспечении устойчивости международных  сделок можно добиться при объединении  международного и белорусского опыта  в области лизинга.

 

 

2.3. Пути совершенствования лизинговых операций

 

Лизинг  в Беларуси — сравнительно новый  вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности  отечественных производителей нашей  стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно  создать соответствующие условия. Как показывает опыт передовых стран  мира, этому уделяют самое пристальное  внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Нашим производителям и предпринимателям нужно создать  условия, при которых они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в первую очередь  следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками  действия (не менее 3-х лет). Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику.

Мне кажется, правительство, прежде всего, должно если не освободить, то хотя бы снизить в  два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями  от реализации договоров по лизингу  со сроком действия три и более  лет. Также следует стимулировать  банки предоставлять кредиты  лизинговым компаниям, которые заключают  длительные договора.

Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность  снижения таможенных пошлин и налогов  по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь и являющимся объектами  международного финансового лизинга.

Существующие  формы лизинговых компаний (банковская, производственная, комбинированная) не позволяют осуществлять лизинговые операции в достаточном объеме из-за ограниченных финансовых возможностей и зависимости от внешнего источника  финансирования. На современном этапе  наиболее эффективными формами организации  лизинговых компаний в Беларуси могут  быть не принявшиеся ранее лизинговые холдинги, отличающиеся способами формирования головной и зависимых компаний. Холдинги могут быть образованы в результате горизонтальной интеграции или в  результате объединения пакетов  акций, что позволит привлечь значительные объемы финансовых ресурсов, осуществлять дорогостоящие лизинговые проекты, эффективно управлять финансовыми, трудовыми, материальными ресурсами  компании.

Оптимальной экономической моделью лизинговой компании является структура, в которой  нет дублирующих и недостающих  элементов, позволяющая прогнозировать деятельность компаний и адекватно  реагировать на изменение окружающей среды. Модель лизинговой компании, в  отличие от существующих, содержит службу маркетинга, четкое разделение на финансово-аналитический блок (кредитный, финансовый, лизинговый, аналитический, внешнеэкономический отделы), коммерческий блок (клиентский, рекламный, юридический, таможенный отделы, отдел страхования, экспертную службу) и сервисный (отдел  справок, отдел сбыта для лизингодателей-производителей, сервисный центр, отдел экстренной помощи). Эффективный процесс управления предполагает также наличие информационных баз данных с использованием интернет-технологий, содержащих подробную информацию о  работе всех отделов и деятельности компании в целом. Данная структура  позволяет четко разграничивать функции между отделами, эффективно управлять финансовыми и информационными  потоками компании.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, применение лизинга помогает создавать  и укреплять собственный бизнес частным предпринимателям. В развитых странах треть инвестиций приходится на лизинговые операции. В Беларуси их доля не поднялась выше даже 5 %. Хотя, на мой взгляд, именно лизинг, мог  бы решить  широкомасштабную задачу экономики Республики Беларусь по обновлению основных средств и, в частности, для малых и средних предприятий, имеющих значительно меньший  «запас прочности» по сравнению с  крупными организациями.

Принимая  во внимание, что по своей природе  и действующему в Республике Беларусь законодательству лизинговая деятельность не может нанести ущерб государству, а финансовые и имущественные  потоки при осуществлении лизинговых операций в силу простоты и прозрачности договора лизинга не только легко  отслеживаются, но и находятся под  постоянным контролем банков-кредиторов и страховых организаций, Правительство  республики отказалось от лицензирования этого вида деятельности и ограничения  размера уставного фонда.

На рынке  лизинговых услуг Беларуси работают около 50 лизинговых компаний. Более 90% из них частные. Дочерними структурами банков  являются порядка 8% компаний, около 10% фирм созданы при крупных предприятиях. В структуре объектов лизинга преобладает:

  • машины и оборудования – 55,6%;
  • транспортные средства -25,9%;
  • здания и сооружения – 17,9%;
  • остальное – 0,6%

Вместе  с тем, несмотря на положительную  тенденцию развития лизинговой деятельности, рынок лизинговых услуг в Беларуси развит слабо.

Успешному развитию лизинга в республике препятствует ряд обстоятельств, основные из которых  сводятся к следующему:

• недостаточность  финансового, в том числе валютного  потенциала;

• нехватка стартового капитала для организации  лизинговых компаний;

• слабая диверсификация предоставляемых услуг;

• неразвитость связей с другими страховыми компаниями (практическое

отсутствие  рынка перестраховочных услуг);

• отсутствие системы информационного обеспечения  лизинга, которая

предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную  информацию о

предложениях  лизинговых услуг, и, связанное с  этим, недостаточное

понимание сущности лизинга, его достоинств, как у  потенциальных

лизингодателей, так и предпринимателей - потенциальных

лизингополучателей.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- с.243-248.
  2. Батищев В. Финансовый лизинг - особенности учета и налогообложения//Бизнес.-Документы, комментарии, консультации.-1998.-№40(299). - с.91-94.Внукова Н. Ни по понятиям, ни по закону//Бизнес.-1998.-№11(270). - с.34.
  3. "Лизинг: как его использовать на практике "Аносов В.М.//Финансы //Экономика, финансы, управление, № 9 сентябрь 2006.
  4. Проблемы и перспективы развития микрофинансирования в Республике Беларусь: экономические и правовые аспекты// Программа развития ООН Представительство ООН/ПРООН в Республике Беларусь
  5. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. – М.: Фонд «Правовая культура», 2003. – 295 с.                                                                                                               
  6. Горемыкин В.А. Лизинг. Практическое учебно – справочное пособие. – М.:   ИНФРА – М.2009. – 384 с.
  7. Горемыкин В.А. Основы технологии лизинговых операций. Учебное пособие. – М.: Ось – 89, 2004. – 512 с.
  8. Джуха В.М. Лизинг. Серия «Учебники, учебные пособия.» - Ростов н\ Дону: «Феникс», 2002. – 320 с.
  9. История лизинга в РБ//http://www.sintez.by/leasing
  10. Лизинг в Республике Беларусь //www.audit.by
  11. "Лизинг: как его использовать на практике "Аносов В.М.//Финансы //Экономика, финансы, управление, № 9 сентябрь 2006.
  12. Проблемы и перспективы развития микрофинансирования в Республике Беларусь: экономические и правовые аспекты// Программа развития ООН Представительство ООН/ПРООН в Республике Беларусь
  13. "Экономическая политика: анализ и перспектива" Киркорова Нелли Ивановна
  14. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
  15. Указ Президента от 13 ноября 1997 г. № 587 «О лизинге».
  16. Постановление Совета Министров от 29 сентября 1997 г. № 1280 «Об освобождении временно ввозимых товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами».
  17. Закона «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции от 16 ноября 1999 г.)
  18. Закон от 23 декабря 1991 г. «О налоге на недвижимость».
  19. Указ Президента от 22 декабря 2000 г. № 706 «О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. № 587».

21.Закон от 22 декабря 1991 г. «О налогах на доходы и прибыль».

22. Положение о лизинге от 4 июня 2010г. № 865.              

 


Информация о работе Пути совершенствования лизинговых операций