Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель данной работы – дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.
Введение
Глава 1. Платежная система Российской Федерации
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
Глава 2. Характеристика платежных систем Российской Федерации
2.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
2.2 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложения
Таким образом, платежную
систему можно определить как
особый принятый в стране порядок
и процедура перевода финансовых
средств между банками и
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
Наличие эффективной платежной
системы способствует осуществлению
контроля над денежно-кредитной
сферой, помогает банкам активно управлять
ликвидностью, снижая тем самым потребность
в крупных и избыточных резервах.
В результате этого упрощается процесс
составления денежно-кредитной
Основные функции платежных систем, как правило, сводятся к следующему:
Необходимо отметить, что любая платежная система может испытывать ряд рисков, в том числе:
На наш взгляд, отсутствие
должного внимания к любому из рисков
и способов управления им может привести
к очень серьезным
Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным системам, который действует в рамках Базельского комитета по банковскому надзору. [7, C. 140] Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:
Правовая среда согласно данному принципу включает общую правовую инфраструктуру соответствующей юрисдикции (законы, касающиеся договоров, платежей, ценных бумаг, банковского дела, отношений должник - кредитор и банкротства), а также частные законы, прецедентное право, договоры (например, правила платежной системы) и другие соответствующие документы. [26]
Участники, оператор системы и другие вовлеченные стороны (в некоторых случаях включая клиентов) должны четко осознавать финансовые риски системы и где именно они концентрируются. Важными факторами, определяющими место концентрации рисков, являются правила и процедуры системы. Они должны четко регулировать права и обязанности всех сторон, снабженных актуальным разъяснительным материалом. В частности, должны четко пониматься и разъясняться отношения между правилами системы и другими компонентами правовой среды. Ключевые правила, касающиеся финансовых рисков, должны быть доступны общественности. [26]
Правила и процедуры платежных систем являются не только базой для определения, где именно система подвержена кредитным рискам и рискам нехватки ликвидности, но также и для распределения обязанностей по нейтрализации и управлению рисками. Поэтому они являются важным механизмом ограничения финансовых рисков, которые могут возникнуть в платежной системе, и должны обеспечивать всем сторонам стимулы и возможности для управления и ограничения каждого из своих рисков и установления лимитов на максимальный уровень кредитного риска каждого участника. [26]
Данный принцип касается
ежедневных расчетов в нормальных обстоятельствах.
Между моментом, когда платежи
принимаются платежной системой
для расчета (включая любые проверки
уровня риска, например, соблюдения лимитов
на кредиты или наличия
В некоторых платежных системах предусматривается минимальное использование расчетного актива. Например, они могут производить расчеты путем взаимозачета требований. [26]
Участники рынка зависят от платежных систем при расчетах по операциям на финансовых рынках. Для обеспечения точности и честности этих операций система должна включать разумные с коммерческой точки зрения стандарты безопасности, отвечающие стоимости проводимых операций. Эти стандарты повышаются с развитием технологий. Для обеспечения завершения ежедневной обработки система должна поддерживать высокий уровень операционной эластичности. Для этого следует располагать не только надежной технологией и надлежащим дублированием всего оборудования, программного обеспечения и сетей, но и эффективными операционными процедурами и хорошо подготовленным и компетентным персоналом, который может обеспечить надежное и эффективное управление системой и соблюдение всех надлежащих процедур. Вместе с качественной технологией это поможет правильной и быстрой обработке платежей и соблюдению процедур управления рисками, например, определенных лимитов.
Требующийся для обеспечения адекватной безопасности и эффективности уровень надежности зависит от важности системы, а также от других факторов. Уровень надежности может, например, зависеть от доступности альтернативных механизмов проведения платежей в чрезвычайных ситуациях. [26]
Операторы, пользователи (т.е. участники, например, банки и их клиенты) и надзорные органы одинаково заинтересованы в эффективности системы. Они стремятся избежать пустой траты ресурсов и при прочих равных факторах хотели бы использовать меньше ресурсов. Обычно идет поиск баланса между минимизацией издержек и другими целями, например, максимальной безопасностью. В рамках достижения этих целей конструкция системы, включая выбранную технологию, должна ориентироваться на экономию издержек и практичное расходование ресурсов в зависимости от конкретных особенностей системы и с учетом последствий для экономики в целом.
Разработчики и операторы
системы должны стремиться обеспечить
заданный уровень качества с точки
зрения функциональности, безопасности
и эффективности при
Критерии доступа, стимулирующие конкуренцию между участниками, содействуют предоставлению эффективных и дешевых платежных услуг. Это преимущество, однако, следует сопоставить с необходимостью защиты системы и ее участников от участия в системе институтов, которые могут подвергнуть ее чрезмерному правовому, финансовому или операционному рискам. Любые ограничения доступа должны быть объективными и основываться на надлежащих критериях риска. Все критерии доступа должны быть формально утверждены и раскрыты заинтересованным сторонам. [26]
Поскольку платежные системы способны влиять на все финансовое и экономическое сообщество, существует особая потребность в эффективном, подотчетном и прозрачном управлении вне зависимости от того, является ли собственником и оператором системы центральный банк или частный сектор.
Эффективное управление стимулирует
менеджеров действовать в интересах
системы, ее участников и более широкой
общественности. Оно также гарантирует
наличие у менеджеров инструментов
и возможностей для достижения поставленных
целей. Механизмы управления должны
обеспечивать подотчетность перед
собственниками (например, перед акционерами
системы частного сектора) и перед
широким финансовым сообществом. Институты,
обслуживаемые платежной
Глава 2. Характеристика платежных систем Российской Федерации
2.1 Особенности
национальной и частных
Информация о работе Пути совершенствования платежной системы РФ