Пути совершенствования платежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.

Содержание

Введение
Глава 1. Платежная система Российской Федерации
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
Глава 2. Характеристика платежных систем Российской Федерации
2.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
2.2 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

пути совершенствования платежной системы РФ.docx

— 109.39 Кб (Скачать документ)

Таким образом, платежную  систему можно определить как  особый принятый в стране порядок  и процедура перевода финансовых средств между банками и другими  кредитно-финансовыми учреждениями. Платежной системой также является совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирование долговых обязательств между участниками. Платежная система имеет сложную  структуру и состоит из таких  элементов, как определенные финансовые инструменты, институты и контрактные  соглашения. Все они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Платежные системы  можно классифицировать по иерархии, условиям приема участников, порядку  резервирования средств и ряду других критериев. Подобная классификация  поможет быстрее определиться с  характерными моделями, используемыми  в системах перевода средств.

 

1.2 Принципы организации  и функции платежной системы

 

Наличие эффективной платежной  системы способствует осуществлению  контроля над денежно-кредитной  сферой, помогает банкам активно управлять  ликвидностью, снижая тем самым потребность  в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс  составления денежно-кредитной программы  и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики. [7, C.139] Эффективной платежной системе присущи определенные функции.

Основные функции платежных  систем, как правило, сводятся к следующему:

  • открытие и ведение виртуальных счетов клиентов;
  • предоставление клиентам возможности пополнить свои виртуальные счета различными способами (банковским переводом, внесением наличных, почтовым переводом, активацией специальных карт, эмитируемых платежной системой, и т. д.);
  • предоставление клиентам возможности вывода денег из платежной системы на банковские счета, в наличной форме и т. д.;
  • осуществление транзакций (переводов) между счетами клиентов, хранение данных по истории транзакций;
  • урегулирование и зачет долговых обязательств участников платежного оборота;
  • обеспечение безопасности счетов (предотвращение несанкционированного доступа) и защиты клиентской информации;
  • консультационная поддержка клиентов;
  • бесперебойное функционирование программно-аппаратного комплекса платежной системы;
  • обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота.

Необходимо отметить, что  любая платежная система может  испытывать ряд рисков, в том числе:

    • кредитный риск: риск того, что одна из сторон в системе не сможет полностью выполнить свои финансовые обязательства в системе на данный момент или на любой момент в будущем;
    • ликвидный риск: риск того, что одна из сторон в системе будет иметь недостаточно средств для выполнения финансовых обязательств в системе в полной мере и в срок, хотя, возможно, сможет это сделать когда-то в будущем;
    • юридический риск: риск того, что плохая юридическая база или правовые инструменты вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;
    • операционный риск: риск того, что такие операционные факторы, как технические неполадки или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;
    • системный риск: в контексте платежных систем это риск того, что неспособность одного из участников выполнить свои обязательства или нарушение в работе самой системы приведут к тому, что другие участники системы или финансовые учреждения в других секторах финансовой системы будут не в состоянии выполнить свои обязательства в срок. Такое нарушение может вызвать обширные ликвидные или кредитные проблемы и в итоге поставить под угрозу стабильность системы или финансовых рынков. [16, C.48]

На наш взгляд, отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом, вызывая кризис платежной системы. Поэтому для снижения рисков платежных  систем важно соблюдать определенные принципы их организации.

Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом  по платежным системам, который действует  в рамках Базельского комитета по банковскому надзору. [7, C. 140] Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:

    • Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях. [16, C. 48]

Правовая среда согласно данному принципу включает общую  правовую инфраструктуру соответствующей  юрисдикции (законы, касающиеся договоров, платежей, ценных бумаг, банковского  дела, отношений должник - кредитор и банкротства), а также частные  законы, прецедентное право, договоры (например, правила платежной системы) и другие соответствующие документы. [26]

    • Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе. [16, C.48]

Участники, оператор системы  и другие вовлеченные стороны (в  некоторых случаях включая клиентов) должны четко осознавать финансовые риски системы и где именно они концентрируются. Важными факторами, определяющими место концентрации рисков, являются правила и процедуры системы. Они должны четко регулировать права и обязанности всех сторон, снабженных актуальным разъяснительным материалом. В частности, должны четко пониматься и разъясняться отношения между правилами системы и другими компонентами правовой среды. Ключевые правила, касающиеся финансовых рисков, должны быть доступны общественности. [26]

    • Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными и ликвидными рисками, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и ее участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и из сдерживания. [16, C.49]

Правила и процедуры платежных  систем являются не только базой для  определения, где именно система  подвержена кредитным рискам и рискам нехватки ликвидности, но также и  для распределения обязанностей по нейтрализации и управлению рисками. Поэтому они являются важным механизмом ограничения финансовых рисков, которые  могут возникнуть в платежной  системе, и должны обеспечивать всем сторонам стимулы и возможности  для управления и ограничения  каждого из своих рисков и установления лимитов на максимальный уровень  кредитного риска каждого участника. [26]

    • Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или в крайнем случае на его конец.

Данный принцип касается ежедневных расчетов в нормальных обстоятельствах. Между моментом, когда платежи  принимаются платежной системой для расчета (включая любые проверки уровня риска, например, соблюдения лимитов  на кредиты или наличия ликвидности), и моментом фактического произведения окончательного расчета участники  могут подвергаться кредитному риску и риску нехватки ликвидности. При продлении до следующего дня (“овернайт”) эти риски увеличиваются частично потому, что наиболее подходящим временем для закрытия неплатежеспособных институтов соответствующими надзорными органами является период между операционными днями. Ускорение окончательного расчета помогает ограничить эти риски. Минимальный стандарт требует проведения окончательного расчета к концу дня валютирования. Принцип касается расчета в намеченный день валютирования. Ничто в нем не мешает системе предложить механизм регистрации платежной операции ранее этого дня. [26]

    • Система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна как минимум быть способна обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов в случае, если участник с крупнейшим отдельным расчетным обязательством не способен произвести расчет. [16, C.49]

В некоторых платежных  системах предусматривается минимальное  использование расчетного актива. Например, они могут производить расчеты  путем взаимозачета требований. [26]

    • Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день. [16, C.49]

Участники рынка зависят  от платежных систем при расчетах по операциям на финансовых рынках. Для обеспечения точности и честности  этих операций система должна включать разумные с коммерческой точки зрения стандарты безопасности, отвечающие стоимости проводимых операций. Эти  стандарты повышаются с развитием  технологий. Для обеспечения завершения ежедневной обработки система должна поддерживать высокий уровень операционной эластичности. Для этого следует  располагать не только надежной технологией  и надлежащим дублированием всего  оборудования, программного обеспечения  и сетей, но и эффективными операционными  процедурами и хорошо подготовленным и компетентным персоналом, который  может обеспечить надежное и эффективное управление системой и соблюдение всех надлежащих процедур. Вместе с качественной технологией это поможет правильной и быстрой обработке платежей и соблюдению процедур управления рисками, например, определенных лимитов.

Требующийся для обеспечения  адекватной безопасности и эффективности  уровень надежности зависит от важности системы, а также от других факторов. Уровень надежности может, например, зависеть от доступности альтернативных механизмов проведения платежей в чрезвычайных ситуациях. [26]

    • Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.

Операторы, пользователи (т.е. участники, например, банки и их клиенты) и надзорные органы одинаково  заинтересованы в эффективности  системы. Они стремятся избежать пустой траты ресурсов и при прочих равных факторах хотели бы использовать меньше ресурсов. Обычно идет поиск  баланса между минимизацией издержек и другими целями, например, максимальной безопасностью. В рамках достижения этих целей конструкция системы, включая выбранную технологию, должна ориентироваться на экономию издержек и практичное расходование ресурсов в зависимости от конкретных особенностей системы и с учетом последствий  для экономики в целом.

Разработчики и операторы  системы должны стремиться обеспечить заданный уровень качества с точки  зрения функциональности, безопасности и эффективности при минимальных  издержках. Наличие ликвидности  в системе может стать важным фактором ее плавного беспрепятственного функционирования.

    • Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие справедливый и открытый доступ. [16, C.50]

Критерии доступа, стимулирующие  конкуренцию между участниками, содействуют предоставлению эффективных  и дешевых платежных услуг. Это  преимущество, однако, следует сопоставить с необходимостью защиты системы и ее участников от участия в системе институтов, которые могут подвергнуть ее чрезмерному правовому, финансовому или операционному рискам. Любые ограничения доступа должны быть объективными и основываться на надлежащих критериях риска. Все критерии доступа должны быть формально утверждены и раскрыты заинтересованным сторонам. [26]

    • Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными. [16, C.50]

Поскольку платежные системы  способны влиять на все финансовое и экономическое сообщество, существует особая потребность в эффективном, подотчетном и прозрачном управлении вне зависимости от того, является ли собственником и оператором системы  центральный банк или частный  сектор.

Эффективное управление стимулирует  менеджеров действовать в интересах  системы, ее участников и более широкой  общественности. Оно также гарантирует  наличие у менеджеров инструментов и возможностей для достижения поставленных целей. Механизмы управления должны обеспечивать подотчетность перед  собственниками (например, перед акционерами  системы частного сектора) и перед  широким финансовым сообществом. Институты, обслуживаемые платежной системой, должны иметь возможность влиять на ее общие цели и функционирование. Существенным аспектом достижения подотчетности  является прозрачность управленческих механизмов, т.е. доступ всех заинтересованных сторон к информации о решениях, воздействующих на функционирование системы, и о механизмах их принятия. Сочетание  эффективного, подотчетного и прозрачного  управления является основой для  соблюдения всех принципов в целом. [26]

 

 

 

Глава 2. Характеристика платежных систем Российской Федерации

 

2.1 Особенности  национальной и частных платежных  систем России

Информация о работе Пути совершенствования платежной системы РФ