Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель данной работы – дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.
Введение
Глава 1. Платежная система Российской Федерации
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
Глава 2. Характеристика платежных систем Российской Федерации
2.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
2.2 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования
национальной платежной системы
России заключается в назревшей
необходимости обобщения
Современная платежная система
- это новая концепция
Поводом к возникновению
новой концепции послужило
Термин «платежная система»
вошел в обиход банковских работников
России во второй половине 90-х годов
и по сути заменил ранее применявшийся
термин «система безналичных расчетов».
Появление и широкое
Система безналичных расчетов определяется как совокупность правил и учреждений, формирующих механизм безналичных расчетов и обеспечивающих их проведение.
Платежная система представляет собой совокупность правил, учреждений и технических механизмов для перевода денег. Эти определения показывают некоторую тождественность, преемственность данных понятий.
Основное различие между
этими понятиями заключается
в большем внимании во втором из
них к технической стороне
перевода денег, поскольку в 1990-е
годы информационные технологии стали
основой существенного
Причем, если до 1990 г. решающую
роль играло национальное законодательство,
то в настоящее время идеологом
совершенствования платежной
Несмотря на существенные изменения технологий, правила и субъекты платежных систем во многом остались теми же, что были до применения электронных систем безналичных расчетов. Технологии платежных систем основываются на самой простой и массовой форме расчетов – посредством платежного поручения. Допускается проведение платежа на основании других видов расчетных документов, но по единообразным реквизитам, как в платежном поручении.
Из всех способов платежа платежные системы признают только перевод депозитных денег. Вместо термина «способ платежа» все больше употребляется термин «метод перевода денег», например, валовой или клиринговый.
Инструментом платежа
вместо расчетного документа теперь
является файл с набором платежных
реквизитов, передаваемый участниками
платежной системы. Участники и
клиенты платежной системы
Основными функциями платежной системы нашей страны являются урегулирование и зачет долговых обязательств участников платежного оборота, организация отношений между субъектами платежной системы (операторами и пользователями) по поводу перевода денежных средств, которые регулируются едиными правилами и стандартами. Роль платежной системы заключатся в ускорении расчетов, чему способствует реализация концепции расчетов в режиме реального времени и оформление расчетно-клиринговой инфраструктуры денежно-финансового рынка.
Основными элементами платежной
системы являются субъекты платежной
системы и объект - деньги как
средства платежа. В качестве субъектов
выступают расчетный банк и оператор
системы, которые забирают часть
функций центрального банка. За проведение
межбанковских расчетов отвечает расчетный
банк. Разработку правил и процедур,
надзор за их выполнением, разрешение
конфликтов осуществляет оператор системы.
Он передает на аутсорсинг создание, внедрение
и первичную поддержку
Платежная система делится на системно значимые и частные подсистемы, которые имеют свои расчетно-платежные комплексы. В отечественную платежную систему входят один «системно значимый» комплекс - расчетные центры Банка России и расчетно-платежные комплексы банков - частные платежные подсистемы. Частная платежная система - совокупность субъектов (участники, расчетный центр), программных и технических средств, единых организационных правил и процедур, используемых для осуществления безналичных переводов.
За последние 12-15 лет в
организации и технологиях
Однако, несмотря на очевидные
технологические новации и
В прежней экономической системе ориентация была на крупные предприятия. Сейчас в нашей стране действует более 3 млн предприятий и предпринимателей, тогда как в конце 90-х годов предприятий было на порядок меньше. Значительно увеличилось число посредников при каждом крупном предприятии, многие структурные подразделения крупных предприятий выделились в самостоятельные юридические лица. Развитие торговли и сферы услуг привело к значительному увеличению числа малых предприятий, где небольшой масштаб деятельности объективно оправдан. Благодаря более льготному налоговому режиму малых предприятий на порядок даже без учета других факторов уже привело к значительному росту количества платежей.
Раньше хозяйственные
связи были стабильные, все предприятия
были государственными, расчеты в
основном осуществлялись плановыми
ежемесячными платежами. Сейчас, в условиях
конкуренции и частной
Рост числа реально работающих предприятий за последние три-четыре года сменился ростом количества частных предпринимателей из-за упрощенного налогового режима. Количество клиентов, пользующихся платежными услугами банков, продолжает стремительно увеличиваться также за счет физических лиц в рамках карточного бизнеса. Очевидно, рост количества платежей по выплате заработной платы на карточки в ближайшие годы сохранится. [6, C.40]
Конкуренция, усложнение и
динамизм хозяйственных связей не только
привели к увеличению количества
платежей, но и повысили требование
к скорости проведения платежей. В 1980-е
годы считалось приемлемым проведение
платежа в течение недели. Но уже
в 1990-х годах столь длительное
проведение платежей стало неприемлемым.
Необходимость ускорения
В 1990-е годы лишь крупнейшие банки и для крайне ограниченного числа предприятий создавали индивидуальные решения по проведению межрегиональных платежей. Сейчас практически каждое крупное предприятие желает управлять своими региональными подразделениями в реальном времени. Предприятиям уже недостаточно простого быстрого проведения платежей. Они требуют автоматизации бухгалтерского учета расчетов в управляющей компании по всем региональным подразделения. Требования предприятий по повышению эффективности платежных систем не только не исчерпались, а, наоборот, набирают силу. [6, C.41]
Что касается развития электронных технологий, то новые технологии, заменив старые, не получили массового распространения. По-прежнему менее 10% торгующих организаций принимают к оплате пластиковые карточки. Несмотря на очевидное преимущество чиповых карт и их опережающее внедрение в российские карточные системы, с учетом международных систем число чиповых карт пока не превышает число старых магнитных карт.
Развитие электронных
технологий не останавливается, в ближайшие
10 лет они вполне могут создать
основу для еще больших новаций
в технологиях платежных
Что касается недостатков
отечественных платежных
2.2 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации
Состояние платежных систем
развитых стран Запада на современном
этапе характеризуется высоким
уровнем технической и
В отечественной банковской системе проблема специализированного сервиса для различного типа платежей еще не получила широкого распространения, но, на наш взгляд, российские кредитные организации могут, опираясь на зарубежный опыт, внедрить соответствующие банковские технологии в практику проведения безналичных расчетов.
Опыт большинства стран
Западной Европы, США и Японии показывает,
что там параллельно
Одной из последних новаций в области удаленного банковского обслуживания является мобильная система платежей, превращающая беспроводные телефоны в кошельки мобильной коммерции. Она разработана европейским объединением Mobey Forum (группой финансовых учреждений и производителей сотовых телефонов). Для банков при разработке платежных систем, рассчитанных на мобильных клиентов, предпочтительным является подход, основанный на создании кошелька в виде сервера. [15, C.42] Это дает возможность проводить платежи на расстоянии. Подобная система подходит для массового рынка, она позволяет потребителю иметь возможность выбора, так как он не зависит от конкретного оператора или банка.
Указанные тенденции, безусловно, затрагивают и российскую банковскую систему, однако, как правило, с некоторым опозданием. В то же время в российских банках как небольших структурах по сравнению с крупными западными банками в известной мере легче вводить инновации, потому что нет такого сопротивления внутренней среды.
В последние годы со стороны
российских банков особенно возрос интерес
к call-центрам, когда все большее
число кредитных организаций
стало обращать внимание на розничный
сектор и всерьез занялось ритейлом.
Ожидается, что в ближайшие годы
отечественный рынок этих услуг
будет развиваться очень
Информация о работе Пути совершенствования платежной системы РФ