Пути совершенствования платежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.

Содержание

Введение
Глава 1. Платежная система Российской Федерации
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
Глава 2. Характеристика платежных систем Российской Федерации
2.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
2.2 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

пути совершенствования платежной системы РФ.docx

— 109.39 Кб (Скачать документ)

26. www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikCBR/2002/vestnikcbr 09042002/vestnikcbr09042002010.htm

27. www.bankir.ru/analytics/classic/r/351/19013

28. www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_51888.html

 

 

Приложения

 

Таблица 1. Классификация  платежных систем


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Роль центрального банка в развитии платежной системы.

Роль

Содержание

Оператор или поставщик платежных  услуг

Предоставление и развитие платежных  и кредитных услуг посредством:

  • эмиссии наличных денег как прямого платежного инструмента и депозитных требований как активов в расчетах для межбанковских платежей;
  • владения, оперирования или участия в управлении системно важными клиринговыми и расчетными системами;
  • владения или распоряжения неважными в системном отношении платежными клиринговыми и расчетными механизмами, возможного участия в их управлении;
  • управления расчетными счетами и предоставления кредита для расчетов на протяжении дня или до конца дня для участников платежных систем.

Ускоритель

Центральный банк может участвовать  в реформировании и развитии платежной  системы путем:

  • инициирования, координации, исследования и проведения консультаций по конструкции платежной системы, ее операций и политики;
  • предоставления рекомендаций и, в случае необходимости, подготовки проектов, изменений в законодательной базе для национальной платежной системы.

Контролер

В качестве органа надзора за платежной  системой центральный банк может:

  • осуществлять мониторинг существующих и создаваемых платежных систем и оценивать их из соображений надежности и эффективности;
  • предоставлять рекомендации, консультации и, если необходимо, вносить предложения по изменениям в конструкции операций платежной системы;
  • публиковать свои принципы, политики и процедуры надзора.

Пользователь

Как пользователь платежных услуг  в своей операционной деятельности центральный банк может принимать  участие в клиринговых и расчетных  системах путем:

  • использования систем, которые находятся во владении и распоряжении внешних сторон, для осуществления и получения платежей от своего имени либо от имени своих клиентов (правительства и его агентов);
  • использования расчетных и депозитарных систем для ценных бумаг, находящихся в его собственном распоряжении;
  • использования сети банков-корреспондентов в других центральных банках и финансовых институтах.

 

Таблица 3. Факторы развития рынка платежных услуг и технологий платежных систем России.

Факторы

Результат действия факторов

Институциональные реформы:

  • рост количества пользователей
  • усложнение хозяйственных связей
  • реформа банков

Дестабилизация и рост издержек денежного обращения; заинтересованность клиентов к повышению эффективности  платежа;

конкуренция в обслуживании клиентов и проведении платежей; рост количества платежей.

Внешнеэкономическая открытость:

  • заимствование из-за рубежа платежных технологий
  • допуск на российский рынок западных банков и платежных систем

Новые технологические решения; новые  преставления и требования клиентов к работе платежных систем; усиление конкуренции за клиента.

Развитие электронных технологий:

  • рост производительности и удешевление компьютеров и средств связи
  • развитие технологий и снижение издержек программирования
  • массовое использование интернета и мобильной телефонии

Устранение ручного труда в  обработке и проведении платежей; повышение разнообразия и функциональности платежных систем; массовое дистанционное  обслуживание клиентов

Общий результат действия факторов

Требования клиентов к повышению  эффективности платежа; кардинальное снижение издержек платежа по требованию клиентов.


 

 

 

 

 

 

В результате написания курсовой работы нами были последовательно рассмотрены  основные теоретические вопросы  организации платежной системы  нашей страны.

Во-первых, мы рассмотрели  понятие платежной системы и  ее основные элементы, принципы ее организации  и функции. Мы выяснили, что платежная  система представляет собой сложную  систему, включающую в себя определенные финансовые инструменты, институты  и контрактные соглашения, взаимосвязанные  друг с другом. Безусловно, для эффективной  работы такой системы необходимо выполнения ряда принципов, которые  помогают снизить риски в работе платежной системы.

Далее были изучены особенности  платежных систем нашей страны, рассмотрены  преимущества и недостатки брутто- и нетто-расчетов. Мы выяснили, что  современные платежные системы  России отличаются довольно медленным  внедрением новых электронных технологий и низким уровнем использования  безналичных расчетов. В большей  степени на развитие платежных систем в России повлияли институциональные  изменения экономики. Существенные изменения произошли в финансово-банковской сфере. Была введена налоговая форма  формирования доходов государственного бюджета, появилось большое количество коммерческих банков. В качестве главного положительного момента расчетов на валовой основе мы выделили существенное снижение рисков неплатежей, а у  нетто-расчетов - существенно меньшие  требования к ликвидности участников расчета, упрощение процедур обмена платежами.

В заключении данной работы мы постарались определить пути совершенствования  действующей платежной системы  в России. Для этого мы предложили воспользоваться зарубежным опытом, например, параллельное использование  систем валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополнят друг друга и  обеспечат надежное функционирование платежной системы. Такая практика широко распространена в странах  Западной Европы, США и Японии, полагаем, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике. Также для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России мы предложили изменить подход к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России.

Такая логика позволила рассмотреть  основные теоретические вопросы  рассматриваемой проблемы, сделать  выводы и дать рекомендации по совершенствованию  механизма и нормативной базы расчетов.

 


Информация о работе Пути совершенствования платежной системы РФ