Пути совершенствования платежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты платежной системы;
дать характеристику состояния платежной системы России;
разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.

Содержание

Введение
Глава 1. Платежная система Российской Федерации
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
1.2 Принципы организации и функции платежной системы
Глава 2. Характеристика платежных систем Российской Федерации
2.1 Особенности национальной и частной платежных систем России
2.2 Пути совершенствования платежной системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

пути совершенствования платежной системы РФ.docx

— 109.39 Кб (Скачать документ)

Одним из направлений активного  внедрения инноваций в российскую банковскую практику является использование  интернет-банкинга. Пока интернет-банкинг  рассматривается чаще всего как  дополнительный сервис банка, хотя многие клиенты не исключают возможность  полного перехода на интернет-обслуживание, если это будет для них выгоднее, чем традиционное. Распространенным является вариант позиционирования интернет-банка как вспомогательного офиса для оплаты текущих счетов. Он требует минимальных инвестиций. Банк может ограничиться относительно несложной системой безопасности, так  как текущие остатки по счетам будут небольшими, дополнительно  можно использовать схемы страхования  вкладов для минимизации oпeрационных  рисков. [14, C.14]

По нашему мнению, будущее  интернет-банкинга в России тесно  связано с развитием розничного банковского обслуживания. Крупным  клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный  сервис и персональное внимание, а  уж затем интерактивность осуществления всех необходимых операций. Что же касается мелких и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц, то обслуживание в системе интернет-банкинга более продуктивно, поскольку позволяет предоставить массовый высококачественный и недорогой сервис.

Однако можно также  отметить, что в настоящее время  в платежной системе России существует ряд недостатков, препятствующих ее эффективному развитию.

Анализируя содержание нормативных  актов, изданных Банком России за период с середины 90-х годов по вопросам безналичных расчетов через Банк России, можно сказать, что установленные  правила осуществления расчетных  операций изложены без использования  таких понятий, как платежная  или расчетная система, система  перевода денежных средств, и ряда других терминов, связанных, например, со специализацией систем по крупным или розничным  платежам и применяемых для характеристики любой современной платежной  системы как единого целого. Ряд  понятий, таких, как безотзывность  и окончательность расчетов, достаточность  средств для исполнения платежа  и т.п., требует в современных  условиях уточнений. [23]

Еще одним свойством действующих  правил, касающихся платежной системы  Банка России и не изменившихся в  течение последнего десятилетия, о  котором следует упомянуть, является отсутствие в них норм, прямо устанавливающих  требования относительно организационных  структур, управляющих функционированием  платежной системы в целом  или отдельных ее компонент, например на уровне региона (территориального учреждения Банка России). Следствием этого  становится все более усиливающееся  противоречие относительно декларированных, то есть установленных нормативно и  реально выполняемых задач и  функций расчетно-кассовых центров: ответственность РКЦ за осуществление  расчетов обслуживаемых клиентов практически  ничем (в смысле используемых инструментов и механизмов) не подкреплена в  условиях электронного документооборота и полной автоматизации обработки  информации в процессе проведения платежей. [23]

Для повышения эффективности  функционирования платежной системы  Банка России потребуются изменения  подхода к разработке нормативных  актов, регулирующих порядок осуществления  расчетов через Банк России. Состав нормативных требований хотя и является взаимоувязанным, но тем не менее  воплощен в весьма обширном перечне  неоднократно переизданных и дополненных  нормативных актов Банка России, каждый из которых устанавливает  правила осуществления отдельных  операций:

  • правила документооборота между учреждениями Банка России и его клиентами;
  • правила внутрибанковских операций;
  • особенности тех и других в зависимости от технологии совершения платежа;
  • бухгалтерский учет расчетных операций и т.п.

Логическим следствием отмеченных характеристик и свойств действующей  нормативной базы безналичных расчетов является ряд следующих принципов, определяющих новый подход к разработке нормативных документов в сфере  расчетов.

Один из ключевых принципов  — нацеленность на практический результат, поскольку в практике применения действующих нормативных актов  накоплено достаточно большое множество  вопросов и задач, требующих разрешения в ближайшей перспективе. Это  предопределяет необходимость установить в момент утверждения нормативных  документов точную дату вступления их в силу. Практика утверждения нормативных  актов в сфере расчетов свидетельствуют  о том, что, как правило, дата утверждения  отличается от даты вступления в силу не более чем на полгода и определяется в основном объемом работ по подготовке автоматизированных систем.

В основу подхода, соответствующего современным представлениям, должно быть положено целостное описание платежной  системы Банка России, в которой совокупность банковских правил и процедур, платежных инструментов, устанавливаемых исходя из требований законодательства для перевода денежных средств, представлена как система взаимосвязанных компонент, образующих в целом автоматизированную расчетную систему Банка России (АРС).

Важным свойством новой  нормативной базы по платежной системе  Банка России должна быть инвариантность к объектам технической и административной инфраструктуры, а также к функциям и задачам бухгалтерского учета  расчетных операций. [24, C.60] На смену действующим принципам, характеризующим обработку платежей в регионе в настоящее время (централизованная/децентрализованная обработка в территориальном учреждении, межрегиональные/внутрирегиональные расчеты и т.п.), должны прийти новые. [23]

Состав перечисленных  свойств, вполне вероятно, может быть неполным, однако наряду с другими  свойствами, которые могут быть выявлены в процессе разработки новых документов и рабочих дискуссий, они должны обеспечить видение перспектив развития платежной системы в сближении  свойств региональных расчетных  систем, унификации регламентов с  постепенным переходом к единому  регламенту, определенному по московскому  времени, что в плане архитектуры  проявляется в последовательности этапов «укрупнения» региональных компонент  и уменьшения их количества в целом.

Другое свойство нормативных  актов Банка России по безналичным  расчетам, которое весьма важно отметить, относится к термину «счет». Понятие  «счет» в одних случаях рассматривается  с позиций понятия банковского  счета клиента банка (в том  числе корреспондентского счета  кредитной организации в Банке  России) как объекта платежной  системы и норм, регулируемых прежде всего гражданским законодательством  и вытекающими из него договорами, в других случаях — как объекта  бухгалтерского учета и соответствующих  ему операций, выполняемых в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете». [20, C.13] В международной практике уже обычной нормой стало не только понимание отличий применения понятия «счет» в каждом из указанных случаев, но и реализация этого представления в изложении правил функционирования платежных систем: счет и операции по счету, открытому участнику в платежной системе, отличаются от счета и операций по счету, используемых в бухгалтерской системе. Это можно было бы применить и к нашей стране. [23]

 

 

Заключение

 

В результате написания курсовой работы нами были последовательно рассмотрены  основные теоретические вопросы  организации платежной системы  нашей страны.

Во-первых, мы рассмотрели  понятие платежной системы и  ее основные элементы, принципы ее организации  и функции. Мы выяснили, что платежная  система представляет собой сложную  систему, включающую в себя определенные финансовые инструменты, институты  и контрактные соглашения, взаимосвязанные  друг с другом. Безусловно, для эффективной  работы такой системы необходимо выполнения ряда принципов, которые  помогают снизить риски в работе платежной системы.

Далее были изучены особенности  платежных систем нашей страны, рассмотрены  преимущества и недостатки брутто- и нетто-расчетов. Мы выяснили, что  современные платежные системы  России отличаются довольно медленным  внедрением новых электронных технологий и низким уровнем использования  безналичных расчетов. В большей  степени на развитие платежных систем в России повлияли институциональные  изменения экономики. Существенные изменения произошли в финансово-банковской сфере. Была введена налоговая форма  формирования доходов государственного бюджета, появилось большое количество коммерческих банков. В качестве главного положительного момента расчетов на валовой основе мы выделили существенное снижение рисков неплатежей, а у  нетто-расчетов - существенно меньшие  требования к ликвидности участников расчета, упрощение процедур обмена платежами.

В заключении данной работы мы постарались определить пути совершенствования  действующей платежной системы  в России. Для этого мы предложили воспользоваться зарубежным опытом, например, параллельное использование  систем валовых расчетов и нетто-расчетов, которые дополнят друг друга и обеспечат надежное функционирование платежной системы. Такая практика широко распространена в странах Западной Европы, США и Японии, полагаем, что данный успешный опыт может быть применен и в отечественной банковской практике. Также для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России мы предложили изменить подход к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России.

Такая логика позволила рассмотреть  основные теоретические вопросы  рассматриваемой проблемы, сделать  выводы и дать рекомендации по совершенствованию  механизма и нормативной базы расчетов.

 

 

Список литературы

 

1. Российская Федерация.  Законы. О центральном банке Российской  Федерации (Банке России): федеральный  закон [от 10.07.2002. № 86-ФЗ].

2. Российская Федерация.  Центральный банк. О безналичных  расчетах в Российской Федерации:  Положение ЦБ РФ [от 3.10.2002. № 2-П].

3. Российская Федерация.  Центральный банк. О правилах  обмена электронными документами  между Банком России, кредитными  организациями (филиалами) и другими  клиентами Банка России при  осуществлении расчетов через  расчетную сеть Банка России: Положение ЦБ РФ [от 12.03.98. № 20-П].

4. Российская Федерация.  Центральный банк. О порядке эмиссии  кредитными организациями банковских  карт и осуществления расчетов  по операциям, совершаемым с  их использованием: положение ЦБ  РФ [от 09.04.98. № 23-П].

5. Российская Федерация.  Центральный банк. О порядке осуществления  безналичных расчетов физическими  лицами в Российской Федерации:  Положение ЦБ РФ [от 01.04.2003. № 222-П].

6. Ануреев С.В. Платежные  системы и их развитие в  России. М.: «Финансы и статистика», 2004. – 288 с.

7. Деньги. Кредит. Банки./ Под  ред. Белоглазовой Н.М. М.: «Юрайт-Издат», 2007. – 620 с.

8. Деньги, кредит, банки/ Под  ред. О.И. Лаврушина М.: «Финансы  и статистика», 1998. – 420 с.

9. Кочеткова, Н.М. Цели, задачи и функции Банка России  в сфере регулирования платежных  систем и расчетов [Электронный  ресурс] / Н.М. Кочеткова // Расчеты  и операционная работа в коммерческом  банке. – 2005. - №1. (www.reglament.net/bank/raschet/2005_1_article.htm)

10. Кочеткова Н.М. Цели  и методы наблюдения за платежными  системами / Н.М. Кочеткова // Деньги  и кредит. – 2003. - №1. – С. 12-15.

11. Криворучко, С.В. Организационная  структура наблюдения за платежными  системами / С.В. Криворучко // Финансы  и кредит. – 2007. – №12. – С. 71-76.

12. Криворучко, С.В. Процесс  наблюдения за платежными системами:  различие между наблюдением за  платежными системами и надзором  за банками / С.В. Криворучко // Финансы и кредит. – 2007. - №  11. – С. 18-25.

13. Криворучко, С.В. Аспекты  регулирования платежных систем  Центральными банками [Электронный  ресурс] / С.В. Криворучко // Расчеты  и операционная работа в коммерческом  банке. – 2006. – № 12 (76). (www.reglament.net/bank/raschet/2006_12_article.htm)

14. Латышева, Н.В. Некоторые  аспекты развития платежных технологий  в России и странах дальнего  зарубежья / Н.В. Латышева // Финансы  и кредит. – 2007. - №12. – С. 14-17

15. Летуновская, А.В. Современные  карточные платежные системы  европейских стран / А.В. Летуновская  //Деньги и кредит. – 2007. - №10. –  С. 42-50

16. Милоянина, В.В. Отдельные  направления развития платежных  систем и расчетов / В.В. Милоянина  // Деньги и кредит. – 2003. – №2. – С. 48-56.

17. Мозанов, Ю.Е. Анализ  и планирование развития платежной  системы / Ю.Е. Мозанов // Финансы  и кредит. – 2005. - №28. – С. 21-24.

18. Наибуллина, Г.А., Комаров  А.Г. Основные проблемы и тенденции  развития электронных платежных  систем. [Электронный ресурс] / Г.А.  Наибуллина // Проблемы современной  экономики. – 2007. - № 3 (19) (www.m-economy.ru/art.php3?artid=21475)

19. Ответы на некоторые  вопросы по применению законодательства  и нормативных актов Банка  России в сфере безналичных  расчетов [Электронный ресурс] // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2006. - №7-8 (72) (www.reglament.net/bank/platsist/)

20. Полищук, С.А. Эффективная  и безопасная национальная платежная  система / С.А. Полищук // Банковское  дело. – 2006. - №11. – С. 13.

21. Райзберг Б.А., Лозолвский  Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный  экономический словарь. М.: «Инфра-М». – 2007. – 495 с.

22. Саксельцева, Е.Г. Возможности  применения зарубежных банковских  технологий безналичных расчетов  в российской практике [Электронный  ресурс] / Е.Г. Саксельцева // Расчеты  и операционная работа в коммерческом  банке. – 2006. - №1. (www.reglament.net/bank/raschet/2006_1_article_1.htm)

23. Тамеров, П.А. О подходе  к совершенствованию платежной  системы Банка России [Электронный  ресурс] / П.А. Тамеров // Расчеты  и операционная работы в коммерческом  банке. – 2004. - №3. (www.reglament.net/bank/raschet/2004_3_article.htm)

24. Федорусенко, А.В. Совершенствование  платежной системы банка / А.В.  Федорусенко // Банковское дело. –  2006. - №8. – С. 60.

25. Шамраев, А.В. Платежные  системы как элемент финансовой  инфраструктуры [Электронный ресурс] / А.В. Шамраев // Расчеты и операционная  работа в коммерческом банке.  – 2006. - № 9. (www.reglament.net/bank/raschet/2006_9_article.htm)

Информация о работе Пути совершенствования платежной системы РФ