Расчет баланса рабочего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание

С тех пор как затраты на труд превратились в значительную часть общих расходов, многие фирмы поняли, как важно обеспечить максимально эффективное использование трудовых ресурсов. В то же время способность фирмы выполнить эту задачу зависит от того, насколько точно будут рассчитаны и контролируемы затраты на труд.
Сегодня уже ушло в прошлое большинство элементов «общегосударственной системы нормирования труда»: отчетность по «охвату» нормированием, обязанность применения межотраслевых нормативов времени и т.д. Однако роль норм как основы организации производства и повышения эффективности использования живого труда с расширением рыночных отношений будет возрастать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности организации труда……………………………………….4
Организация труда работников предприятий торговли……………………4
Условия и режим труда………………………………………………………9
Методы нормирования труда работника…………………………………...12
Глава 2. Особенности организации оплаты труда работников…………….…15
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия………………….…..15
2.2 Анализ оплаты труда и мотивации работников……………………….…..16
2.3 Зарубежный опыт организации заработной платы………………….…….19
Глава 3. Расчет баланса рабочего времени………………………………….…27
3.1 Анализ фотографии рабочего дня ………………………………………….27
3.2 Расчет баланса рабочего времени ………………………………………….29
Заключение ……………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

kontr_rabota.docx

— 69.75 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки России

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления »

(ФБГОУ ВПО «ВСГУТУ»)

Кафедра: «Экономика, организация  и управление организациями перерабатывающей промышленности и сферы услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По ОНОТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Васькина Л.С.

Студентка 3 курса 

гр. 510-2

Проверил: Дугина Е.Л.

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013 г.

      Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности организации  труда……………………………………….4

    1. Организация труда работников предприятий торговли……………………4
    2. Условия и режим труда………………………………………………………9
    3. Методы нормирования труда работника…………………………………...12

Глава 2. Особенности организации  оплаты труда работников…………….…15

2.1 Краткая характеристика  деятельности предприятия………………….…..15

2.2 Анализ оплаты труда и мотивации работников……………………….…..16

2.3 Зарубежный опыт организации заработной платы………………….…….19

Глава 3. Расчет баланса рабочего времени………………………………….…27

3.1 Анализ фотографии рабочего  дня ………………………………………….27

3.2 Расчет баланса рабочего  времени ………………………………………….29

Заключение  ……………………………………………………………………...31

Список использованных источников…………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс переосмысления основных экономических понятий как необходимая  предпосылка экономической реформы  не может не затронуть комплекса  проблем нормирования труда. В отношении  к этим проблемам выявились две  достаточно определенные позиции. С  одной стороны, весьма распространенными  становятся представления о том, что нормы, тарифы, оклады, доплаты  и т. д. - это атрибуты отживающей бюрократической системы, которые  должны исчезнуть вместе с ней. С  другой стороны, значительная часть  специалистов убеждена, что без нормирования труда и элементов тарифной системы  эффективное управление общественным производством и распределением материальных благ невозможно.

С тех пор как затраты  на труд превратились в значительную часть общих расходов, многие фирмы  поняли, как важно обеспечить максимально  эффективное использование трудовых ресурсов. В то же время способность  фирмы выполнить эту задачу зависит  от того, насколько точно будут  рассчитаны и контролируемы затраты  на труд.

Сегодня уже ушло в прошлое  большинство элементов «общегосударственной системы нормирования труда»: отчетность по «охвату» нормированием, обязанность  применения межотраслевых нормативов времени и т.д. Однако роль норм как  основы организации производства и  повышения эффективности использования  живого труда с расширением рыночных отношений будет возрастать.

В условиях рыночных отношений  будет восстановлено естественное отношение к нормированию как  инструменту повышения эффективности, элементу плановых расчетов и организации  оплаты труда. Предприятия будут  использовать только те нормативы и  методики, которые им действительно  необходимы в конкретных производственных условиях. В целом все это означает, что перестройка в нормировании, как и в других сферах, выразится прежде всего в возврате к здравому смыслу.

 

Глава 1. Особенности организации  труда

    1. Организация труда работников предприятий торговли

Организация труда на предприятии должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Различают индивидуальную и бригадную  формы организации труда. В индивидуальной форме организации труда работник предприятия используется на определенном участке торгово-технологического процесса и на него возлагается товарно-материальная ответственность за сохранение товара, обслуживания покупателей и т.д. Так, например: продавец несет ответственность за качество товара продаваемого товара, за качество обслуживания покупателей. Грузчики несут ответственность за разгрузку товаров. Заведующие за своевременное пополнение ассортимента, за своевременную доставку товара в магазин, т.к. она составляет заявки на товар и определяет дату поставки товара. Бухгалтера отвечают за точное и своевременное выполнение хозяйственных операций. Директор отвечает и несет ответственность за качество выполняемой работы персонала и за управление всеми операциями торгово-технологического процесса.

Важное направление организации  труда это разделение труда, представляющее собой расстановку работников по рабочим местам и закрепление  за ними определенных обязанностей по их специальностям и квалификации.

В связи с этим, важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника.

Основными формами разделения труда  являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций  и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Товарно-отраслевое разделение позволяет  работникам предприятия специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному  признаку основывается на распределении  обязанностей работников предприятия в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более сложные работы, на его долю приходятся более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей категорий. Продавцы третьей категории – работники без опыта или с очень низким опытом работы. В основном они работают на всех отделах, помогают продавцам первой и второй категории в обслуживании покупателей и подготовки товаров к продаже (написание ценников, сверка цены, выставление товаров на оборудование т.д.). Продавцов третьей категории нанимают на работу и дают испытательный срок на три месяца. Если продавец показывают себя с лучшей стороны, тогда продавца поднимают до второй категории. Продавцы первой категории это лучшие работники, обладающие большим стажем работы и высокой квалификацией.

Соотношение количества продавцов  различной квалификации в розничном  торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую долю в товарообороте  занимают сложные по характеру отпуска  товары, тем большее число продавцов  высокой квалификации должно быть в  штате магазина.

Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая  выражается в совмещении работниками  предприятия профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал предприятия в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников предприятия, они приобретают дополнительные навыки и знания.

Уровень кооперации труда на предприятии устанавливается с учетом режима работы предприятия, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выявления свободного времени в течение рабочего дня.

Например: должность заведующего  товарным отделом может быть совмещена  с должностью товароведа и продавца-кассира; продавца — с должностью заведующего  отделом, администратора, кассира, уборщика;

Такое совмещение должностей (профессий) может быть обеспечено за счет овладения  работниками предприятия второй профессией. Кроме того, для улучшения обслуживания покупателей большое значение имеет овладение дополнительными специальностями, что должно происходить на базе уже полученных ими навыков и приемов.

Помимо полного совмещения должностей, работники предприятия параллельно с основными своими должностными обязанностями могут выполнять отдельные функции, относящиеся к другим профессиям (должностям).Например: заведующие отделами участвуют в обслуживании покупателей, продавцы выполняют вспомогательные работы во время вынужденных перерывов в их основной работе и т. д.

Разделение и кооперация труда  на предприятии должны осуществляться с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов продажи товаров, размера и структуры товарооборота, используемых методов дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы предприятия. Однако мероприятия по разделению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества обслуживании покупателей и условий труда работников предприятия.

Одно из основных направлений совершенствования  организации труда на предприятии — улучшение организации и обслуживания рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест обеспечивают персоналу предприятия благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда.

Для этого правильно оснащают рабочее место соответствующим оборудованием и инвентарем и удобно его размещают; размещают рабочие места, в строгом соответствии с последовательностью выполнения торгово-технологических операций; создают нормальные условия труда, оптимально окрашивают стены.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой  размещение на определенной площади (в  зоне приложения труда) функционально  связанных между собой элементов  технологии, оборудования, организационной  оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления  торгово-технологического процесса. Длина  фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и  степени сложности реализуемых  товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок.

Обслуживание рабочих мест связано  с выполнением подготовительно-заключительных, транспортных и хозяйственно-бытовых  функций.

Подготовительно заключительные функции  включают: подготовку товаров к продаже; проверку полноты ассортимента товаров  и его пополнение на оборудовании; подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне; выкладку товаров; подготовку кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки и сдачу ее в установленном порядке; уборку рабочего места.

Транспортные функции предусматривают внутри предприятия перемещение товаров и освободившихся упаковки и тары.

Выполнение хозяйственно-бытовых  функций должно обеспечивать рабочие  места необходимым оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами  и форменной одеждой.

Повышению производительности труда  работников предприятия во многом способствует совершенствование приемов и методов труда. Под приемами труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющихся в определенной последовательности операций, связанных единым целевым назначением. Используемые приемы и методы труда зависят от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда сопровождается сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способствует уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и утомляемости работников.

На качество обслуживания покупателей  существенное влияние оказывают  квалификационный и общеобразовательный  уровень работников предприятия. Поэтому одним из направления совершенствования организации труда на предприятии является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслужить большее количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.

Информация о работе Расчет баланса рабочего времени