Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:44, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Формирование бюджета и его функции
ГЛАВА 2. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
2.1 Классификация бюджетных расходов
2.2 Анализ федерального бюджета
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2008-2010 ГГ.
3.1 Бюджетная политика в 2007-2010 гг.
3.2 Проблемы и пути решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГОСУДАРТСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Дипломная работа
По специальности «Государственное и муниципальное управление»
на тему:
«Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды»
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
ГЛАВА 2. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
2.1 Классификация бюджетных расходов
2.2 Анализ федерального бюджета
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2008-2010 ГГ.
3.1 Бюджетная политика в 2007-2010 гг.
3.2 Проблемы и пути решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем в выполнении экономической, социальной и политической функции. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, доходы, расходы и т.д., содержание которых не изменяется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию и центральное звено системы финансов для осуществления задач и функций государства.
Государственные расходы - непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами организаций. Размер расходов государства определяется его задачами и потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планах государства. В нынешних условиях существования рынка и предпринимательства государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и других негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой российского государства, осуществляющего проведение экономических реформ. Содержание и структура государственных расходов определяются программами российского государства и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году.
Государственные расходы - понятие широкое. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, т.е. расходы консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов, которые в совокупности образуют централизованные расходы государства, так и расходы других государственных образований, так называемые децентрализованные расходы.
Актуальность этой темы в том, что органы управления решают вопросы значимые не только в экономическом смысле, но и значимые для содержания инфраструктуры городов России, поддержания жизнеобеспечения городов, то есть коммунальных сетей, строительство дорог, школ, больниц, культурных центров, выделение дополнительных средств ветеранам ВОВ, инвалидам, малоимущим слоям населения.
Объектами исследования данной работы являются расходы государственного бюджета. Предметом исследования является проблема исполнения бюджетов разных сфер в РФ.
Целью данной работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет выражает экономические отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.1
По материальному содержанию государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода.
Согласно статьи 28 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ одним из главных принципов бюджетной системы является принцип гласности. Этот принцип означает:
1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе и по вопросам, вызывающим многочисленные разногласия.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, а также единый порядок финансирования расходов бюджета.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально- экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Рассмотрим состав бюджетной системы.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства2.
Бюджету принадлежит
ведущее положение в финансовой
системе страны. Он выражает часть
распределительных отношений
Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков, поэтому государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
1.2 Формирование бюджета и его функции
Ведущее место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет, представляющий собой финансовый план государства на текущий финансовый год.
Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением.
Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
1) образование и использование денежных накоплений;
2) организация налогов;
3) финансирование отраслей народного хозяйства;
4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
Функции бюджета:
1) распределение и перераспределение национального дохода;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Рассмотрим принципы финансирования:
● получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться в решении задач социально- экономического развития страны, а также в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
● целевой характер использования бюджетных ассигнований;
● предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
● безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.[4, стр.105]
Государственный контроль финансовой деятельности осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
ГЛАВА 2. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
государственный бюджет расход политика
2.1 Классификация бюджетных расходов
Расходы бюджета представляют
собой затраты, выражающие экономические
отношения, возникающие в процессе
использования средств
Для того чтобы понять роль и значение бюджетных расходов, их принято классифицировать по определенным признакам.
Статья 65. Формирование расходов.(ФЗ от 20.08.04 №120-ФЗ).
Формирование расходов бюджета всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соотношении с расходными обязательствами, обусловленными законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Существует 3 классификации расходов: функциональная; экономическая; ведомственная. Рассмотрим их более подробно.
Экономическая классификация.
В соответствии с разделением расходов по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства, принято деление на капитальные и текущие расходы.
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Функциональная классификация.
Предполагает разбиение
1) Государственное и местное самоуправление.2,9-3%
2) Судебная власть.1,1-1,3%
3) Международная деятельность.1,7-1,9%
4) Национальная оборона.15-16%
5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.11-13%
6) Фундаментальные исследования и содействие НТП.1,7-2%
7) Промышленность, энергетика, строительство.2,6-2,9%