Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:44, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Формирование бюджета и его функции
ГЛАВА 2. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
2.1 Классификация бюджетных расходов
2.2 Анализ федерального бюджета
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2008-2010 ГГ.
3.1 Бюджетная политика в 2007-2010 гг.
3.2 Проблемы и пути решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
8) С/х и рыболовство.1,1-1,4%
9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов.0,5%
10) Транспорт, связь, информатика.0,2-0,3%
11) Предупреждение и ликвидация последствий ЧС.0,5-1%
12) Образование.4,1-4,5%
13) Культура, искусство, кинематография.0,5-0,6%
14) СМИ.0,4-0,5%
15) Здравоохранение и физическая культура.1,6-1,9%
16) Социальная политика.7%
17)Обслуживание
18)Пополнение государственных запасов и резервов.0,5-1%
19)Финансовая помощь бюджетам других уровней.30-32%
20)Утилизация и ликвидация вооружений.0,4-0,7%
21)Исследование и
22)Дорожное хозяйство.3-4%
23)Прочие расходы.0,5%
Конкретные виды бюджетных расходов определяются факторами: уровнем социально- экономического развития страны, функциями государства, формами предоставления бюджетных средств, разветвленностью связей бюджета и другими. Сочетание этих факторов порождает систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально- экономического развития.
В этой функциональной классификации видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.
Ведомственная классификация.
Предполагает разделение
расходов по главным распорядителям,
распорядителю и бюджетополучат
Также все расходы принято делить на экономические и социальные.
К экономическим расходам относят:
-общегосударственные вопросы;
-национальная оборона;
-национальная безопасность
и правоохранительная
-национальная экономика;
-межбюджетные трансферты;
- трансферты внебюджетным фондам.
К социальным расходам относят:
-расходы на образование;
-расходы на культуру, кинематографию и СМИ;
-расходы на здравоохранение и спорт;
-расходы на социальную политику.
Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим развитие инфляции издержек производства.
На данный момент в области расходов бюджета имеются недостатки:
-непропорциональное финансирование отдельных направлений расходов;
-низкая эффективность
использования бюджетных
-нецелевое использование и расходование средств;
-бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики;
-не организовано на
должном уровне перераспределен
Основные задачи в области бюджетных расходов:
●сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
●усилить контроль за использованием бюджетных средств;
●обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование;
●снизить расходы на содержание государственного аппарата;
●концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
●обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению.
Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства. Это связано с постоянным увеличением задолженностей по выплатам населению. Несмотря на «как бы инвестиции в народное хозяйство», экономический кризис лишь углубился. Это уменьшает возможность быстрой стабилизации финансового положения в стране.
2.2 Анализ федерального бюджета
Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона4.
Федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строиться с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.
Таблица 1 Исполнение федерального бюджета РФ в 2005 г.
РАСХОДЫ |
Утверждение ФЗ«О федеральном бюджете на 2005г.», млрд. руб. |
Фактическое исполнение В % млрд. руб. к ВВП к бюджету | ||
РАСХОДЫ |
3539,5 |
3514,3 |
99,3 |
16,3 |
на обслуж. госуд.и муницип. долга |
228,3 |
208,3 |
91,2 |
1,0 |
на нац.оборону |
578,4 |
581,1 |
100,5 |
2,7 |
на общегосуд.вопросы |
521,4 |
501,0 |
96,1 |
2,3 |
на нац.безопасность и правоох. деят. |
455,3 |
450,1 |
98,9 |
2,1 |
на нац. экономику |
263,3 |
248,7 |
94,5 |
1,1 |
Из них расходы: |
||||
на топливо |
5,1 |
4,8 |
94,7 |
0,0 |
на с/х и рыболовство |
18,9 |
19,5 |
102,9 |
0,1 |
на транспорт |
44,0 |
42,2 |
96,0 |
0,2 |
на связь и информатику |
5,2 |
4,3 |
82,1 |
0,0 |
на прикл.науч.исслед.в |
38,5 |
38,0 |
98,5 |
0,2 |
на другие.вопросы в обл.нац. |
105,9 |
95,0 |
89,7 |
0,4 |
на соц-культурные меропр-я |
488,8 |
476,2 |
97,4 |
2,2 |
на межбанк.трансферты |
1215,4 |
1245,6 |
102,5 |
5,8 |
ПРОФИЦИТ |
1440,3 |
1612,9 |
112,0 |
7,5 |
Источник: Данные Госкомстата РФ.
Таблица 2. Распределение расходов бюджета РФ по уровням бюджетной системы в 1995-2004 г.г. Федеральный бюджет.
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Всего расходов |
275,2 |
356,2 |
436,6 |
472,2 |
666,9 |
1029,2 |
1321,9 |
2054,2 |
2358,6 |
2698,9 |
На гос управ.и местное |
4,4 |
5,4 |
10,1 |
10,9 |
14,8 |
25,0 |
42,0 |
56,2 |
66,7 |
80,7 |
На междун.дея-ть |
27,3 |
26,7 |
2,6 |
17,6 |
59,1 |
10,9 |
23,8 |
34,2 |
31,5 |
56,7 |
На нац.обор |
49,6 |
63,9 |
81,4 |
65,1 |
115,6 |
191,7 |
247,7 |
295,4 |
355,7 |
430,0 |
На правоох. Дея-ть |
20,2 |
28,5 |
45,2 |
33,5 |
55,6 |
105,4 |
148,9 |
190,5 |
247,9 |
315,4 |
На пром-ть, энергетику |
26,8 |
26,2 |
30,3 |
15,5 |
17,1 |
35,1 |
44,2 |
105,5 |
68,7 |
81,4 |
На с/х и рыболовство |
7,0 |
8,5 |
9,9 |
4,7 |
8,8 |
13,4 |
23,7 |
27,8 |
31,7 |
34,8 |
На транспорт,дор.хоз-во |
0,6 |
0,7 |
4,0 |
1,3 |
0,9 |
1,9 |
37,1 |
46,2 |
51,2 |
55,6 |
На охрану окр.среды |
1,4 |
2,0 |
2,6 |
2,2 |
2,9 |
4,1 |
5,3 |
9,9 |
11,4 |
12,6 |
На соц-кудьт.меропр-я |
19,6 |
27,5 |
61,5 |
61,7 |
85,1 |
134,3 |
204,1 |
618,3 |
304,7 |
352,6 |
На обслуж.гос.и муниц долга |
28,0 |
44,6 |
41,6 |
148,7 |
162,9 |
257,8 |
231,1 |
229,6 |
220,9 |
204,7 |
Расходы бюдж. фондов |
14,5 |
16,5 |
30,3 |
26,1 |
56,2 |
97,7 |
14,5 |
15,1 |
14,3 |
14,1 |
Профицит, дефицит (-) |
-43,1 |
-74,3 |
-93,1 |
-146,3 |
-51,4 |
102,9 |
272,1 |
150,5 |
227,6 |
730,0 |
Источник: Данные Госкомстата
Проведем анализ. Ярко видно, что с каждым годом расходы бюджета неумолимо растут. Это связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно- бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жилье, социально- культурные учреждения в муниципальную собственность, что приводит к увеличению бюджетных расходов.[5, стр.60]
В 2004 г.расходы составили 2698,9 млрд.руб.. Низкий уровень поступлений доходов в бюджет не позволил покрывать многие минимально необходимые обязательства государства. При этом финансирование социальных расходов несколько возросло с 304,7 млрд.руб. в 2003г. до 352,6 млрд.руб. в 2004 г. Можно сделать вывод о том, что Правительство РФ предприняло попытку решить задачу по реструктурированию расходов федерального бюджета: уменьшить долю расходов на национальную экономику и увеличить долю социальных расходов.
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство увеличились с 31,7 млрд.руб. в 2003 г. до 34,8 млрд.руб. в 2004 г..
Финансирование
Также из бюджета осуществляется финансирование охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии. В 2004 г.- 12,6 млрд.руб., а в 2003 г.-11,4 млрд.руб..
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки, протяженности и характера границ, современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота, экономических возможностей страны. Расходы на оборону увеличились с 355,7 млрд. руб. в 2003 г. до 430,0 млрд. руб. в 2004 г.. Кстати, это самые большие расходы государства в 2004 г..
Расходы на управление включают в себя:
-содержание органов государственной власти. Это затраты Президента, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых служб и прочие на государственное управление;
-содержание федеральной судебной системы;
-содержание
-проведение выборов и
-прочие расходы, не
Исследуя эту статью, заметим, что расходы на государственное управление увеличились и составили 80,7 млрд.руб. в 2004 г. против 66,7 млрд.руб. в 2003 г.. А в 2000 г. расходы вообще были 25,0 млрд.руб.. Рост очевиден.
Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга значительно сократились. Еще в 2000 г. расходы составляли 257,8 млрд.руб., в 2001 г. -231,1 млрд.руб., в 2002 г.- 229,6 млрд.руб., в 2003 г. – 220,9 млрд.руб., а в 2004 г. -204,7 млрд.руб. Уменьшение расходов по государственному долгу вызвано снижением внутреннего долга.
Надеюсь, эта хорошая тенденция продолжиться и дальше. Ведь любой стране свой долг хочется свести к минимуму.
Расходы на международную деятельность растут стабильно, в 2004 г. составили 56,7 млрд.руб..
Расходы бюджетных фондов нестабильны. В 2000 г. они составили 97,7 млрд.руб., в 2001 г. резкий спад до 14,5 млрд. руб., в 2002г. расходы растут до 15,1 млрд.руб., а в2004 г. они составили 14,1 млрд.руб..
Для стабилизации экономики надо было прежде всего бороться против государственных корпораций, защищать бизнес и проводить реформы. Пенсионную, здравоохранения, образования. В программе Грефа 2000 года все это было прописано. И начинал Греф (бывший министр экономического развития и торговли) как бульдозер, но со временем то ли ножи скосились, то ли препятствия оказались слишком сильные. Не удались административная реформа и монетизация льгот.
Нужно начать с того, чтобы облегчить условия для бизнеса, так как сегодня экономика быстро развивается. Нужно установить правила, которые урегулировали бы отношения между государством и бизнесом. Второе направление- реформы. Россия должна процветать не только сегодня, но и через 40-50 лет. Мы не можем до бесконечности откладывать реформу здравоохранения, образования и пенсионной системы.
По здравоохранению
необходимо увеличивать финансирование
в два раза, разобраться с финансированием
отрасли в разных регионах, чтобы
человек, где бы он ни жил, на Дальнем
Востоке или в сибирской
Казалось бы, раз расходы увеличиваются, значит жизнь становиться лучше. Ведь повышение расходов на заработную плату должно приводить к повышению уровня жизни. Но в нашей стране повышай не повышай, жизнь лучше не станет. Инфляция. Да и слишком велик промежуток между бедными и богатыми. Бюджет в нашей стране построена принципах и законах, но выполняются ли они? В том ли направлении идет реформа бюджета? Да, стоит задуматься.
В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2007 году предусматривается направить: