Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Формирование бюджета и его функции
ГЛАВА 2. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
2.1 Классификация бюджетных расходов
2.2 Анализ федерального бюджета
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2008-2010 ГГ.
3.1 Бюджетная политика в 2007-2010 гг.
3.2 Проблемы и пути решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

реф.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

8) С/х и рыболовство.1,1-1,4%

9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов.0,5%

10) Транспорт, связь, информатика.0,2-0,3%

11) Предупреждение и ликвидация последствий ЧС.0,5-1%

12) Образование.4,1-4,5%

13) Культура, искусство, кинематография.0,5-0,6%

14) СМИ.0,4-0,5%

15) Здравоохранение и физическая культура.1,6-1,9%

16) Социальная политика.7%

17)Обслуживание государственного  долга.4%

18)Пополнение государственных  запасов и резервов.0,5-1%

19)Финансовая помощь  бюджетам других уровней.30-32%

20)Утилизация и ликвидация  вооружений.0,4-0,7%

21)Исследование и использование  космического пространства.0,3-0,6%

22)Дорожное хозяйство.3-4%

23)Прочие расходы.0,5%

Конкретные виды бюджетных  расходов определяются факторами: уровнем  социально- экономического развития страны, функциями государства, формами предоставления бюджетных средств, разветвленностью связей бюджета и другими. Сочетание этих факторов порождает систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально- экономического развития.

В этой функциональной классификации  видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Ведомственная классификация.

Предполагает разделение расходов по главным распорядителям, распорядителю и бюджетополучателю. Эта классификация отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Также все расходы  принято делить на экономические  и социальные.

К экономическим расходам относят:

-общегосударственные  вопросы;

-национальная оборона;

-национальная безопасность  и правоохранительная деятельность;

-национальная экономика;

-межбюджетные трансферты;

- трансферты внебюджетным  фондам.

К социальным расходам относят:

-расходы на образование;

-расходы на культуру, кинематографию и СМИ;

-расходы на здравоохранение  и спорт;

-расходы на социальную  политику.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета  в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим развитие инфляции издержек производства.

На данный момент в области расходов бюджета имеются недостатки:

-непропорциональное  финансирование отдельных направлений расходов;

-низкая эффективность  использования бюджетных средств;

-нецелевое использование и расходование средств;

-бюджетные расходы  не решают многих насущных  проблем социальной политики;

-не организовано на  должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.

Основные задачи в  области бюджетных расходов:

●сократить число  федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально  значимых проектах;

●усилить контроль за использованием бюджетных средств;

●обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование;

●снизить расходы  на содержание государственного аппарата;

●концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

●обеспечение приоритетного  финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности  по выплатам населению.

Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства. Это связано с постоянным увеличением задолженностей по выплатам населению. Несмотря на «как бы инвестиции в народное хозяйство», экономический кризис лишь углубился. Это уменьшает возможность быстрой стабилизации финансового положения в стране.

 

2.2 Анализ федерального бюджета

 

Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона4.

Федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строиться с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

 

Таблица 1 Исполнение федерального бюджета РФ в 2005 г.

РАСХОДЫ

Утверждение ФЗ«О федеральном бюджете  на 2005г.», млрд. руб.

Фактическое исполнение В %

млрд. руб. к ВВП

к бюджету

РАСХОДЫ

3539,5

3514,3

99,3

16,3

на обслуж. госуд.и муницип. долга

228,3

208,3

91,2

1,0

на нац.оборону

578,4

581,1

100,5

2,7

на общегосуд.вопросы

521,4

501,0

96,1

2,3

на нац.безопасность и правоох. деят.

455,3

450,1

98,9

2,1

на нац. экономику

263,3

248,7

94,5

1,1

Из них расходы:

       

на топливо

5,1

4,8

94,7

0,0

на с/х и рыболовство

18,9

19,5

102,9

0,1

на транспорт

44,0

42,2

96,0

0,2

на связь и информатику

5,2

4,3

82,1

0,0

на прикл.науч.исслед.в области.нац.экономики

38,5

38,0

98,5

0,2

на другие.вопросы в обл.нац.экономики

105,9

95,0

89,7

0,4

на соц-культурные меропр-я

488,8

476,2

97,4

2,2

на межбанк.трансферты

1215,4

1245,6

102,5

5,8

ПРОФИЦИТ

1440,3

1612,9

112,0

7,5


 

Источник: Данные Госкомстата РФ.

 

Таблица 2. Распределение расходов бюджета РФ по уровням бюджетной системы в 1995-2004 г.г. Федеральный бюджет.

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Всего расходов

275,2

356,2

436,6

472,2

666,9

1029,2

1321,9

2054,2

2358,6

2698,9

На гос управ.и местное самоупр.

4,4

5,4

10,1

10,9

14,8

25,0

42,0

56,2

66,7

80,7

На междун.дея-ть

27,3

26,7

2,6

17,6

59,1

10,9

23,8

34,2

31,5

56,7

На

нац.обор

49,6

63,9

81,4

65,1

115,6

191,7

247,7

295,4

355,7

430,0

На правоох. Дея-ть

20,2

28,5

45,2

33,5

55,6

105,4

148,9

190,5

247,9

315,4

На пром-ть, энергетику

26,8

26,2

30,3

15,5

17,1

35,1

44,2

105,5

68,7

81,4

На с/х и рыболовство

7,0

8,5

9,9

4,7

8,8

13,4

23,7

27,8

31,7

34,8

На транспорт,дор.хоз-во

0,6

0,7

4,0

1,3

0,9

1,9

37,1

46,2

51,2

55,6

На охрану окр.среды

1,4

2,0

2,6

2,2

2,9

4,1

5,3

9,9

11,4

12,6

На соц-кудьт.меропр-я

19,6

27,5

61,5

61,7

85,1

134,3

204,1

618,3

304,7

352,6

На обслуж.гос.и муниц долга

28,0

44,6

41,6

148,7

162,9

257,8

231,1

229,6

220,9

204,7

Расходы бюдж. фондов

14,5

16,5

30,3

26,1

56,2

97,7

14,5

15,1

14,3

14,1

Профицит, дефицит (-)

-43,1

-74,3

-93,1

-146,3

-51,4

102,9

272,1

150,5

227,6

730,0


 

Источник: Данные Госкомстата

 

 

 

Проведем анализ. Ярко видно, что  с каждым годом расходы бюджета  неумолимо растут. Это связано  с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно- бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жилье, социально- культурные учреждения в муниципальную собственность, что приводит к увеличению бюджетных расходов.[5, стр.60]

В 2004 г.расходы составили 2698,9 млрд.руб.. Низкий уровень поступлений  доходов в бюджет не позволил покрывать  многие минимально необходимые обязательства  государства. При этом финансирование социальных расходов несколько возросло с 304,7 млрд.руб. в 2003г. до 352,6 млрд.руб. в 2004 г. Можно сделать вывод о том, что Правительство РФ предприняло попытку решить задачу по реструктурированию расходов федерального бюджета: уменьшить долю расходов на национальную экономику и увеличить долю социальных расходов.

Расходы на сельское хозяйство и рыболовство увеличились с 31,7 млрд.руб. в 2003 г. до 34,8 млрд.руб. в 2004 г..

Финансирование фундаментальных  исследований и содействия научно- техническому прогрессу направляется на работы по важнейшим перспективным  теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно- техническим программам. Средства на эти цели выделяются Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ. В связи с недостатком бюджетных ассигнований, произошел отказ от дорогостоящих объектов. Расходы на этот пункт составили 51,2 млрд.руб. в 2003 г., а в 2004 г.- 55,6 млрд.руб.

Также из бюджета осуществляется финансирование охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии. В 2004 г.- 12,6 млрд.руб., а в 2003 г.-11,4 млрд.руб..

Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки, протяженности и характера границ, современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота, экономических возможностей страны. Расходы на оборону увеличились с 355,7 млрд. руб. в 2003 г. до 430,0 млрд. руб. в 2004 г.. Кстати, это самые большие расходы государства в 2004 г..

Расходы на управление включают в себя:

-содержание органов  государственной власти. Это затраты  Президента, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых служб и прочие на государственное управление;

-содержание федеральной  судебной системы;

-содержание правоохранительных  органов, органов прокуратуры,  таможенных органов, органов пограничной службы, противопожарной налоговой полиции, государственной безопасности. Необходимо для обеспечения общественной безопасности;

-проведение выборов и референдумов. Это затраты на выборы депутатов  Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;

-прочие расходы, не отнесенные  к другим подразделам бюджетных  расходов.

Исследуя эту статью, заметим, что  расходы на государственное управление увеличились и составили 80,7 млрд.руб. в 2004 г. против 66,7 млрд.руб. в 2003 г.. А в 2000 г. расходы вообще были 25,0 млрд.руб.. Рост очевиден.

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга значительно  сократились. Еще в 2000 г. расходы  составляли 257,8 млрд.руб., в 2001 г. -231,1 млрд.руб., в 2002 г.- 229,6 млрд.руб., в 2003 г. – 220,9 млрд.руб., а в 2004 г. -204,7 млрд.руб. Уменьшение расходов по государственному долгу вызвано снижением внутреннего долга.

Надеюсь, эта хорошая тенденция продолжиться и дальше. Ведь любой стране свой долг хочется свести к минимуму.

Расходы на международную деятельность растут стабильно, в 2004 г. составили 56,7 млрд.руб..

Расходы бюджетных фондов нестабильны. В 2000 г. они составили 97,7 млрд.руб., в 2001 г. резкий спад до 14,5 млрд. руб., в 2002г. расходы растут до 15,1 млрд.руб., а  в2004 г. они составили 14,1 млрд.руб..

Для стабилизации экономики надо было прежде всего бороться против государственных  корпораций, защищать бизнес и проводить  реформы. Пенсионную, здравоохранения, образования. В программе Грефа 2000 года все это было прописано. И начинал Греф (бывший министр экономического развития и торговли) как бульдозер, но со временем то ли ножи скосились, то ли препятствия оказались слишком сильные. Не удались административная реформа и монетизация льгот.

Нужно начать с того, чтобы облегчить условия для бизнеса, так как сегодня экономика быстро развивается. Нужно установить правила, которые урегулировали бы отношения между государством и бизнесом. Второе направление- реформы. Россия должна процветать не только сегодня, но и через 40-50 лет. Мы не можем до бесконечности откладывать реформу здравоохранения, образования и пенсионной системы.

По здравоохранению  необходимо увеличивать финансирование в два раза, разобраться с финансированием  отрасли в разных регионах, чтобы  человек, где бы он ни жил, на Дальнем  Востоке или в сибирской деревне, получал адекватную медицинскую  помощь. Надо закреплять кадры в первичном звене, ликвидировать дифференциацию зарплаты между участковыми и узкими специалистами. Объем работы огромный.

Казалось бы, раз расходы  увеличиваются, значит жизнь становиться  лучше. Ведь повышение расходов на заработную плату должно приводить к повышению уровня жизни. Но в нашей стране повышай не повышай, жизнь лучше не станет. Инфляция. Да и слишком велик промежуток между бедными и богатыми. Бюджет в нашей стране построена принципах и законах, но выполняются ли они? В том ли направлении идет реформа бюджета? Да, стоит задуматься.

В соответствии с Посланием  Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2007 году предусматривается направить:

Информация о работе Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды