Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Формирование бюджета и его функции
ГЛАВА 2. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
2.1 Классификация бюджетных расходов
2.2 Анализ федерального бюджета
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2008-2010 ГГ.
3.1 Бюджетная политика в 2007-2010 гг.
3.2 Проблемы и пути решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

реф.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

В 2008-2010 г.г. планируется  дальнейшее повышение окладов по воинской должности и воинскому званию: с 30 сентября 2008 г.- на 15% и с 1 августа 2009г.- на 6,8%, с 1 января 2010г. – на 6,5%.

В 2008-2010г.г. продолжится  реализация национального проекта  «Образование». Целью политики на этот период будет являться ускорение  модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности  качественного образования, обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008г. 42,8 млрд.руб., в 2009г. – 21,1 млрд.рублей.

В среднесрочной перспективе  продолжиться реализация национального  проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2008-2010г.г. будет являться повышение доступности и качества медицинской помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составят в 2008г. 85,9 млрд.руб., в 2009г.- 91,5 млрд.рублей.

Продолжиться реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье- гражданам России». Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007г. в 1,3 раза в 2008г.и в 1,4 раза- к 2010году. В результате будет обеспечено жильем более 100 тыс. семей.

В полном объеме будет финансироваться демографическая программа. Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, изложенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, составят: 43,9млрд.руб.- в 2008г., 47,6 млрд.руб.- в 2009г., более 90 млрд.руб.- в 2010 году(с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала).

В расходах бюджета на социально- культурные мероприятия  наиболее быстрыми темпами растут затраты  на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ. Положение еще более осложняется тем, что практически несопоставима социальная инфраструктура регионов, неравномерно распределяются расходы на финансирование ведомственной социальной сферы, переданной на баланс субъектов Федерации. Различны и расходы бюджета на содержание социальных объектов, имеющих государственное значение. Например, строительство объектов в Сочи для проведения Зимней Олимпиады в 2014 году.

 

 

3.2 Проблемы и пути решения

 

Только грамотная денежно- кредитная политика, финансовая политика страны, правильная экономическая политика, которая стимулирует конкуренцию, снижение участия государства в  хозяйственных процессах, других показателей на должный уровень ограждают страну от рисков.

Расходы бюджета на сегодняшний  день значительны во всех отношениях. При этом рост расходов увеличивается  ежегодно. Однако очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие НТП и реализации космических программ. Увеличение временного долга между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее  время являются:

- закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней;

- отработка механизма  определения фонда финансовой  поддержки субъектов Российской  Федерации;

- определение финансовых  полномочий по расходованию бюджетных  средств между федеральным , региональными и местными бюджетами.

Проблемы бюджета могут  решаться следующими путями:

1.За счет существенного  увеличения доходов. То есть  введение в налоговую систему  страны весомых по величине, реальных  и удобных по мобилизации налогов.

2.Путем распределения между всеми звеньями бюджетной системы общегосударственных доходов на постоянной нормативной основе, чтобы не менять налоговую систему.

3.За счет ежегодного  регулирования доходов и расходов  бюджета. При условии жесткого общественного (со стороны представительных органов власти) контроля распределения и использования бюджетных средств, исходя из необходимости обеспечения истинных, а не ложных и амбициозных общегосударственных и территориальных приоритетов и интересов. В настоящее время Правительство РФ предлагает использовать первый вариант.

Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям:

- увеличение его доходной  базы;

-реструктуризация расходной  части бюджета;

-регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных процедур.

Правительство РФ предлагает меры по регулированию бюджета:

● осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показания реальными;

● увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации;

● обеспечить полномасштабный  переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

● внедрить в практику распределение бюджетных средств  на конкурсной основе[3,стр.524].

На решение поставленных задач направлен Бюджетный кодекс РФ – свод законов о бюджетном  устройстве и бюджетном процессе.

Какими видятся пути решения проблемы укрепления бюджета? Главный путь- изменение государственных приоритетов в распределении ресурсов в пользу жизнеобеспечения человека. Размеры минимальных социальных норм должны исходить из реальных минимальных социальных потребностей и возможностей общества в конкретном историческом периоде нашего государства. Эти нормы должны, во- первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребностей, во- вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в- третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.

Вся структура бюджета, все его конкретные элементы направлены на достижение основных показателей  экономического роста, повышение уровня жизни, реальных доходов населения. Реальность выполнения поставленных задач является основным преимуществом федерального бюджета на 2007 год. Его успешное выполнение - залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рассмотренной мною работе по интересующей проблеме были изучены некоторые аспекты расходов федерального бюджета в социальной и экономической сферах, а также  был проведен сравнительный анализ расходов и выявлены проблемы, актуальные этой теме.

В условиях формирования рыночных отношений система расходов государственного бюджета РФ существенно  изменяется. Перестраивается структура  и механизм бюджетных ассигнований, изменяется объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.

Роль федерального бюджета заключается в том, что он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов в конкретный период.

Анализ расходной части  бюджета за 2000-2004 г.г. и 2008-2010 г.г. показывает следующее:

●рост расходов увеличивается  ежегодно.

●растут расходы по статье « социальные расходы» в основном за счет выплат заработной платы работникам и за счет выплат пенсий и стипендий, и оказанию социальной поддержки  населению.

●правительство реструктуризировало  расходы федерального бюджета: уменьшило  долю расходов на финансирование отраслей хозяйства и увеличило расходы  в социальную сферу.

Одной из важных составных  принципов бюджета является его  сбалансированность по всем трем уровням. На каждом из уровней бюджета решаются проблемы. Это перераспределение состава и структуры средств между уровнями, изменение отношений внутри каждого из уровней. Хотя в целом все идет в правильном направлении. Но это только начало реформ, много задач и проблем еще предстоит решить.

Процесс реформирования российской экономики 1992-2005 г.г. породил беспрецендентную в мировой практике ситуацию: функционирование национального хозяйства в режиме устойчивого рассогласования развития реальной экономики и новообразованных сегментов финансового рынка; энергетического сектора (с ориентацией на цены мирового рынка), учитывая реальную платежеспособность энергопотребителей; государственных финансов и сфер- социальной, стратегического назначения и других, нуждающихся в государственной поддержке; другие диспропорции, «провоцирующие нестабильность» национальной экономики.

В текущем 2007 году наблюдается  рост ВВП. Стабилизационный фонд составляет 3,5 трил. руб.. Наблюдается рост благосостояния, рост заработной платы. С 13,4% в 2006 г. заработная плата выросла до 14,4% в 2007 году. Средний рост пенсий в 2006 г. составлял 5,1%, а с 1декабря ожидается рост до 21%. Это реальный рост, за вычетом инфляции. Кстати, инфляция на данный момент составляет 8,5%. Но до конца года еще два месяца и наблюдается тенденция к снижению. Изменения в сфере демографической ситуации. Коэффициент рождаемости самый высокий, самая низкая смертность за многие годы. Наблюдается снижение уровня безработицы с 5,6% в 2006 г. до 5,7% в 2007 г. А это 600 тысяч человек, которые трудоустроились.

Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования социальной и экономической сферы. От этого зависит будущее нашего государства, нашей жизни, уровень  рождаемости и смертности. Провозгласить  государство социальным и сделать его таким - две совершенно разные вещи. Однако стоит стремиться к подтверждению этого определения нашего государства, записанного в конституции Российской Федерации.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс РФ.- М.: Омега-Л, 2004-176 с.
  2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ « О бюджетной политике в 2008-2010 годах».
  3. Бабич А.М.,Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.:ЮНИТИ, 2002.-699с.
  4. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-508 с.
  5. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год(анализ концепции) //Экономист, 2001. №11.-с.59-67.
  6. Российский статистический ежегодник 2006.
  7. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. Шелопаев Ф.М.: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт- Издат, 2005.-270с.
  9. Федеральный закон от 27.12.2000 №147- ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»// Российская газета, 28 декабря 2000, с.2-4.
  10. ФЗ « О федеральном бюджете на 2006 год»// Российская газета, 30 декабря 2005, с.2-4.

1«Финансы, денежное обращение, кредит». Шелопаев Ф.М.-М.: Юрайт- Издат, 2005.стр.-34.

2 «Финансы, денежное обращение, кредит». Шелопаев Ф.М.-М.: Юрайт- Издат, 2005.стр.-35

3«Финансы, денежное обращение, кредит». Шелопаев Ф.М.-М.: Юрайт- Издат, 2005.стр.-35.

4 « Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Поляка. Г.Б..- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2-изд. 2001.- стр.490.


Информация о работе Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды