Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.1 Понятие государственного бюджета
1.2 Формирование бюджета и его функции
ГЛАВА 2. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
2.1 Классификация бюджетных расходов
2.2 Анализ федерального бюджета
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2008-2010 ГГ.
3.1 Бюджетная политика в 2007-2010 гг.
3.2 Проблемы и пути решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

реф.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

- в специальный фонд  для эффективной работы по  реформированию ЖКХ средства  в объеме 250 миллиардов рублей;

- 300 миллиардов рублей  на капитализацию институтов  развития, прежде всего Банка  развития, Инвестиционного фонда,  Российской венчурной компании  и других;

- 100 миллиардов рублей  на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов;

- 130 миллиардов рублей  в управление специально создаваемой  Российской корпорации нанотехнологий.

Основными задачами бюджетной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу являются:

-усиление роли налогово-бюджетной  политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста;

-повышение устойчивости  бюджетной системы, снижение ее  зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;

-обеспечение профицита  федерального бюджета в условиях  увеличения долговых выплат при  соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам;

-повышение качества  управления государственными активами  и пассивами, совершенствование  управления государственным долгом[2,стр.5].

В принципе эти задачи были исполнены.

Особенность федерального бюджета на 2007 год является превышение его доходов над расходами. Это происходит уже с 2000 года. Профицитная политика позволяет обеспечивать проведение согласованных с денежно- кредитной политикой мер по снижению инфляции и позволяет снизить долговое бремя государства.

 

 

ГЛАВА 3. Основные принципы и приоритеты бюджетной политики в 2008-2010 гг.

 

3.1 Бюджетная политика в 2007-2010 гг.

 

Основные направления  бюджетной и налоговой политики на 2008-2010 годы сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах.» Бюджетная политика на 2008 год и на период до 2010 года соответствует долгосрочным целям социально- экономического развития страны: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества, повышение конкурентоспособности экономики.[2, стр.3]

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» бюджетная политика направлена на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию РФ при учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Основные цели бюджетной  политики на 2008-2010 годы:

1)Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования.

2)Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета.

3)Удлинение горизонта  бюджетного планирования.

4)Переход на современные  принципы осуществления государственных  капитальных вложений.

5)Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения  к повышению качества оказываемых  ими услуг и повышению эффективности  бюджетных расходов.

6)Повышение качества  финансового менеджмента в бюджетном  секторе.

Проект федерального бюджета на 2008-2010 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально- экономического развития РФ и параметров прогноза на период до 2010 года, которые предполагают сохранение относительно благоприятных внешний условий и активизацию внутренних факторов роста экономики.

 

Таблица 3 Структура расходов федерального бюджета (в% к ВВП)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

РАСХОДЫ ВСЕГО

16.3

15.9

17.8

18.8

18.8

18.1

В том числе:

           

Общегосударственные вопросы (без  учета % расходов)

1.4

1.3

2.1

2.0

1.9

1.8

Процентные расходы

1.0

0.6

0.5

0.5

0.5

0.6

Национальная оборона

2.7

2.5

2.7

2.7

2.7

2.7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2.1

2.0

2.2

2.2

2.3

2.2

Национальная экономика

1.2

1.3

1.6

2.1

2.0

1.2

Образование

0.7

0.8

0.9

0.9

0.8

0.8

Культура, кинематография и СМИ

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

0.2

Здравоохранение и спорт

0.4

0.5

0.7

0.6

0.6

0.6

Социальная политика

0.8

0.7

0.7

0.8

0.9

1.0

Межбюджетные трансферты(без учета  трансфертов внебюджетным фондам)

2.3

2.2

2.6

2.6

2.3

2.0

Трансферты внебюджетным фондам

3.5

3.4

3.5

3.9

3.8

4.1


 

Источник : Данные с сайта www.minfin.ru

Ежегодные темпы роста  ВВП в среднесрочной перспективе  составят 6-6,2% в год против 6,5 в  текущем 2007 году.

Инфляция определена на 2008 г. в размере 6-7%, 2009 г. – 5,5-6,5%, 2010г.-5-6%.

Инвестиции в основной капитал в среднесрочной перспективе  будут возрастать ежегодно на 10-12%. Высокими темпами в 2008-2010 г.г. будут продолжать увеличиваться доходы населения  – на 7,5-9% в год.

Средняя заработная плата  по экономике в целом возрастет с 13,1 тыс. руб. в 2007 году до 20,8 тыс. руб. в 2010 году, пенсии- с 3,1 тыс. руб. до 5,1 тыс. руб.. Это будет способствовать сокращению уровня бедности в стране. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения сократиться с 16% в 2006 году до 10,7% в 2010году.

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2008-2010 годы доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 6644,4 млрд.руб. или 19,0% ВВП; расходы- 6570,3 млрд.руб. или 18,8% ВВП, профицит- 74,1 млрд.руб. или 0,2% ВВП.

За период с 2008 по 2010 годы доходы федерального бюджете в среднем  составят 18,63%, расходы- 18,56% ВВП.

 

Таблица 4 Основные параметры бюджета

 

2008

2009

2010

 

Млрд.руб

%ВВП

Млрд.руб

%ВВП

Млрд.руб.

%ВВП

Доходы

6,644.4

19.0

7,465.4

18.8

8,089.9

18.1

расходы

6,570.3

18.8

7,451.2

18.8

8,089.9

18.1

профицит

74.1

0.2

14.2

0.0

0.0

0.0


 

Источник: Данные с сайта www.minfin.

Рассмотрим структуру  расходов федерального бюджета 2007года и сравним его с 2008г., 2009 г., и 2010 г.

 

Таблица 5Структура расходов федерального бюджета (млрд. руб.)

 

2007

2008

изменение

2009

2010

РАСХОДЫ ВСЕГО

5,463.5

6,570.3

1,106.8

7,451.2

8,090.0

В том числе

         

Общегосуд.вопросы (без учета % расходов)

651.4

711.8

60.5

763.8

795.2

Процентные расходы

156.8

187.9

31.0

212.6

247.1

Национальная оборона

822.0

959.6

137.6

1,061.5

1,191.0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

662.9

771.2

108.3

932.1

999.6

Национальная экономика

497.2

718.2

221.0

802.0

544.2

Образование

277.9

309.0

31.1

315.5

341.1

Культура, кинематография и СМИ

67.8

82.7

14.9

70.2

67.5

Здравоохранение и спорт

206.4

218.3

11.9

234.2

274.6

Социальная политика

215.6

273.0

57.4

362.4

427.5

Межбюджетные трансферты (без учета  трансфертов внебюджетным фондам)

784.0

919.2

135.2

905.1

874.8

Трансферты внебюджетным фондам

1,060.4

1,353.2

292.8

1,515.9

1,840.8


 

Источник: Данные с сайта www.minfin.

Из таблицы видно, что  расходы на национальную экономику  в 2008 году по сравнению с текущим 2007 годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону- 137,6 млрд. руб., на национальную безопасность и правоохранительную деятельность- 108,3 млрд.руб., на социальную политику- на 57,4 млрд.руб.. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность- на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ- на 22%.

В целом за 3 года расходы  на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 369 и 337 млрд.руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику- на 212 млрд.руб. (98%), на здравоохранение и спорт- на 68 млрд.руб. (33%), на образование- на 63 млрд.руб. (23%).

Существенно возрастут  расходы на науку. В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах: 2008 год- 119,3 млрд.руб., 2009год-139,8 млрд.руб. и 2010 год- 173,7 млрд.рублей.

Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры.

Расходы федерального бюджета  на дорожное хозяйство составят в 2008 году более 249,0 млрд.руб., а в 2009г.- более 260 млрд.рублей.

В соответствии с федеральной  целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002- 2010г.)» в 2008-2009 г.г. будет построено 9,3 тыс. км. автодорог, проведена реконструкция и ремонт 45,5 тыс. км автодорог. С учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2007 года расходы на развитие транспорта возрастут.

Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составляет: в 2008 году- 671,4 млрд. руб., в 2009 году- 724,0 млрд. руб., в 2010 году- 499,1 млрд.руб..

Предусмотрены средства для повышения устойчивости обеспечения  населения и экономики электроэнергией. В 2008-2010 г.г. из федерального бюджета в уставные капиталы организаций электроэнергетики будет направлено 30,0 млрд.руб. в 2008 году и 60,0 млрд.руб. в 2009 г..

Это были расходы государства  в экономической сфере жизни  общества. Теперь обратимся к расходам бюджета в социальной сфере общества.

Расходы на социально- культурные мероприятия связаны с выполнением  государством его социальных функций.

Эти средства подразделяются на следующие основные группы: -образование  и подготовка кадров;

-культура, искусство  и кинематография;

-СМИ;

-здравоохранение и  физическая культура;

-социальное обеспечение.

Расходы на социально- культурные мероприятия определяются на основе принципа сметы планирования. Эти расходы финансируются по конкретным мероприятиям и видам затрат. Еще одним принципом расходования бюджетных средств служит строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Расходы бюджетной системы  на образование и подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, общеобразовательные, средне специальные и высшие учебные заведения, профтехучилища, а также институты повышения квалификации.

Расходы по социальной политике включают в себя: выплату государственных  пенсий по старости, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии и пособия в правоохранительных органах, государственные пособия гражданам, имеющим детей и другое.

Значительная сумма  расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети - инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

Расходы бюджетной системы  на здравоохранение.

Развитие здравоохранения  предусматривает его поэтапное  реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью. При этом ведущим направлением определены:

  • обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи;
  • развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;
  • оптимизация существующих и внедрения новых медицинско - хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли;
  • формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений.

В 2008-2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека. Изменение МРОТ приводит к необходимости, начиная с конца 2007 г., поэтапного перехода на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня Единой тарифной сетке.

Информация о работе Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды