Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Введение
1. Теоретические вопросы анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
1.1 Задачи и информационная база анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
1.2 Понятия и показатели, используемые в анализе себестоимости продукции (работ, услуг)
1.3 Методика проведения анализа себестоимости продукции
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Газпром"
2.1 Общие сведения об ОАО "Газпром"
2.2 Основные экономические показатели предприятия
3. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) ОАО "Газпром"
3.1 Анализ сметы затрат по элементам
3.2 Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции
3.3 Факторный анализ влияния затрат на 1 рубль товарной продукции на себестоимость
3.4 Резервы снижения себестоимости продукции предприятия
4. Рекомендации по снижению себестоимости продукции предприятия ОАО "Газпром"
Заключение
Список использованных источников
Как видно из таблицы 6 все показатели имеют тенденцию к увеличению на протяжении с 2009 года по 2011 год.
Такой показатель как материальные затраты в 2011 году составляет 1106271,8 млн. руб, что на 256620,5 млн. руб больше, чем в 2009 году. В свою очередь, темп роста этого показателя в 2011 году по отношению к 2009 году составляет 130,2 %.
Затраты на оплату труда также имеют тенденцию к увеличению. Так в 2009 году они составляют 13021,1 млн. руб, а в 2011 году - 21764,9 млн. руб, темп роста по этому показателю составляет 167,15 %.
Также увеличиваются и отчисления на социальные нужды. В 2011 году они составляют 3676,9 млн. руб, что на 2061,8 млн. руб больше, чем в 2009 году, где они составляют 1615,1 млн. руб. Темп роста в 2011 году по отношению к 2009 году составляет 127,66 %.
Рассмотрим такой показатель как амортизационные отчисления. В 2009 году они составляют 295479,7 млн. руб, в 2011 году - 359699,2 млн. руб, это на 64219,5 млн. руб больше, чем в 2009 году. Темп роста этого показателя в 2011 году составляет 121,73 %.
В свою очередь, прочие расходы имели тенденцию к увеличению и в 2011 году они составляют 47949,6 млн. руб, что на 12123,2 млн. руб больше, чем в 2009 году.
Проанализировав данные из таблицы, можно сделать вывод о том, почему произошла тенденция увеличения полной себестоимости продукции. Данная динамика свидетельствует об увеличении условно-постоянных затрат таких как: материальные затраты, сырье, затраты на оплату труда, вода, газ, электроэнергия. В организации необходимо стремиться к снижению этих затрат за счет внедрения новых технологий, менее материалоемких, новой техники, разработки новых схем мотивации работников, поиска новых поставщиков.
Калькулирование представляет собой исчисление себестоимости единицы продукции, работ и услуг. Оно имеет важное значение для оперативного руководства работой предприятия, так как позволяет вовремя вскрыть внутренние резервы и использовать их для дальнейшего снижения себестоимости продукции, повышения ее конкурентоспособности. Калькуляции используются для планирования себестоимости продукции и установления обоснованных цен на продукцию, работы и услуги с учетом спроса на них на рынке продукции, работ и услуг.
Управление себестоимостью продукции предприятий - планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.
В калькуляции обобщаются затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию конкретного вида продукции, а также на выполнение единицы работ и услуг (перевозки грузов, ремонтные работы и другое).
Для данного анализа необходимо определение и оценка удельного веса отдельных статей калькуляции в себестоимости продукции с тем, чтобы в ходе дальнейшего анализа уделить особое внимание тем из них, которые занимают значительный удельный вес в затратах на производство продукции или по которым имеется невыполнение плана.
Затем идет подготовка исходной информации для детализированного анализа себестоимости по технико-экономическим факторам по статьям калькуляции.
А также происходит оценка выполнения плана по обобщающим показателям себестоимости и определения влияния технико-экономических факторов на отклонение фактических показателей себестоимости от плана и от предыдущего года. Для этого составляется таблица 7.
Таблица 7 - Анализ себестоимости продукции предприятия ОАО "Газпром" по статьям калькуляции
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение 2011г. от 2009г. |
Темп роста 2011г. к 2009г.,% |
Темп прирос-та 2011г. к 2009г,% | ||
Сырье и материалы, млн. руб |
743036,4 |
663164,8 |
829517,6 |
86481,2 |
111,64 |
11,64 | ||
Транспортировка заготовительных расходов, млн. руб |
109137,8 |
133186,6 |
135195,9 |
26058,1 |
123,88 |
23,88 | ||
Газовый конденсат, млн. руб |
14735,6 |
15598,8 |
19868,8 |
5133,2 |
134,84 |
34,84 | ||
Расходы на оплату труда, млн. руб |
13021,1 |
18305,5 |
21764,9 |
8743,8 |
167,15 |
67,15 | ||
Отчисления на соц. нужды, млн. руб |
1615,1 |
2623,9 |
3676,9 |
2061,8 |
127,66 |
27,66 | ||
Услуги по организации хранения газа, млн. руб |
257,9 |
384,5 |
402,3 |
144,4 |
155,9 |
55,9 | ||
Продукты нефтепере-работки, млн. руб |
48946,3 |
58946,1 |
67252,2 |
18305,9 |
137,4 |
37,4 | ||
Общие производств-енныеные расходы, млн. руб |
317076,5 |
375585,1 |
394823,1 |
77746,4 |
124,52 |
24,52 | ||
Итого производств-енная себестоимость, млн. руб |
1236340,4 |
1250895,4 |
1452194,4 |
215854 |
117,46 |
17,46 | ||
Коммерческие расходы, млн. руб |
658893,2 |
759227,6 |
832682,7 |
173789,5 |
126,76 |
26,76 | ||
Всего полная себесто-имость, млн. руб |
1933671,7 |
2057409,5 |
2345826 |
4121542,9 |
121,31 |
21,31 |
Проанализировав данные из таблицы 7, можно сделать вывод о том, что абсолютно все показатели имеют тенденцию к увеличению на протяжении с 2009 года по 2011 год. Так сырье и материалы в 2011 году составляют 829517,6 млн. рублей, что на 86481,2 млн. руб или на 11,64 % больше, чем в 2009 году.
Транспортировка заготовительных расходов в 2011 году увеличилась на 26058,1 млн. руб или на 23,88 % и составляет 135195,9 млн. рублей.
Больше всего увеличился такой показатель, как расходы на оплату труда, который в 2011 году составляет 21764,9 млн. рублей, что на 8743,8 млн. рублей больше, чем в 2009 году. Соответственно и увеличивается такой показатель, как отчисления на социальные нужды, который составляет в 2011 году на 3676,9 млн. рублей, что на 27,66 % больше, чем в 2009 году.
Услуги по организации хранения газа в 2011 году составляют 402,3 млн. рублей, что на 144,4 млн. рублей или на 55,9 % больше, чем в 2009 году.
Продукты нефтегазопереработки также увеличились в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 18305,9 млн. рублей или на 37,4 %.
И в итоге общая производственная себестоимость в 2011 году составляет 1452191,4 млн. рублей, это на 215854 млн. рублей больше, чем в 2009 году. Так же увеличились и коммерческие расходы, в 2011 году они составляют 832682,7 млн. рублей, что на 173789,5 млн. рублей больше, чем в 2009 году.
Следовательно, полная себестоимость имеют тенденцию к увеличению, так в 2011 году она составляет 2345826 млн. рублей, что на 21,31 % больше, чем в 2009 году.
Такое увеличение себестоимости продукции может говорить о повышении уровня цен, инфляции в стране, об увеличении штаба персонала, о подорожании услуг. Для того, чтобы предприятие смогло снизить себестоимость продукции, ему нужно искать других поставщиков и внедрять новые технологии, менее материалоемкие.
Универсальным показателем, обеспечивающим сопоставимость сравнения условий организации и технического уровня различных производств, служат затраты на 1 рубль выпускаемой продукции, а для сравнения эффективности функционирования различных предприятий - затраты на 1 рубль товарной продукции.
Затраты на один рубль товарной продукции могут использоваться для оценки конкурентоспособности организации, так как находиться в непосредственной взаимосвязи с ценой на реализуемую продукцию и финансовыми результатами.
Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции проводится с целью углубленного изучения влияния эффективности использования производственных ресурсов.
Для проведения анализа влияния затрат на 1 рубль товарной продукции составляется аналитическая таблица 8.
Таблица 8 - Анализ влияния затрат на 1 рубль товарной продукции предприятия ОАО "Газпром"
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение 2011 г. от 2009 г. |
Темп роста 2011 г. от 2009г., % |
Темп при-роста 2011 г. от 2009г., % |
Полная себестои-мость, млн. руб |
1933671,7 |
2057409,5 |
2345826 |
4121542,9 |
121,31 |
21,31 |
Объем выпуска-емой продукции, млн. руб |
2486940,6 |
2879390,3 |
3534341,4 |
1047400,8 |
142,12 |
42,12 |
Затраты на 1 руб товарной продук-ции, руб |
0,7775 |
0,7145 |
0,6637 |
0,1138 |
85,36 |
Как видно из таблицы, в 2011 году произошло снижение затрат на 1 рубль товарной продукции на 0,1138 рублей за счет того, что объем выпускаемой продукции к 2011 году увеличился почти в 2 раза, когда, в свою очередь, полная себестоимость увеличилась только на 21,31 %.
Далее количественно измеряем влияние факторов объема выпускаемой продукции и затрат на 1 рубль товарной продукции на полную себестоимость. Так как нам нужна многофакторная мулитипликативная модель, то распишем выручку как газ (Г), продукты нефтегазопереработки (ПН), газовый конденсат (ГК) и прочая реализация (ПР). факторный анализ будем производить по следующим формулам:
ПС = (Г + ПН + ГК + ПР) * З1р
∆ПС∆ (Г+ПН+ГК+ПР) = ∆ (Г+ПН+ГК+ПР) *З1р баз
∆ПС∆З1р = ∆З1р * (Г+ПН+ГК+ПР) отч
∆ПС общ = ∆ПС∆ (Г+ПН+ГК+ПР) + ∆ПС∆З1р
Определяем влияние изменения затрат на 1 рубль товарной продукции на полную себестоимость:
∆ПС∆ (Г+ПН+ГК+ПР) = 1047400,8 * 0,7775 = 814354,122
∆ПС∆З1р = - 0,1138 * 3534341,4 = - 402208,05
∆ПС общ = 814354,122 + (-402202,05) = 4121542,9
Таким образом, из расчета видно, что на полную себестоимость оказывают влияние два фактора: объем выпускаемой продукции и затраты на 1 рубль товарной продукции. Можно сделать вывод о том, что по сравнению с 2009 годом изменение себестоимости за счет изменения объема товарной продукции составило 814354,122 млн. рублей, а изменение себестоимости за счет изменения затрат на 1 рубль товарной продукции составило минус 402202,05 млн. рублей. Общее изменение полной себестоимости продукции составило 4121542,9 млн. рублей.
Данная динамика свидетельствует об увеличении условно-постоянных затрат таких, как газ, продукты нефтегазопереработки, газовый конденсат и другие. Следовательно произошел рост затрат по основным средствам.
Значит в организации необходимо стремиться к снижению условно-постоянных затрат за счет внедрения новых технологий, новой техники, совершенствования организационно-технического уровня развития организации, разработки новых схем мотивации сотрудников, поиска новых, более качественных поставщиков.
Основными факторами снижения себестоимости продукции являются:
увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия;
снижение общей суммы затрат на выпуск продукции за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и так далее.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы.
При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и другие), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий. При этом резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и других), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и так далее.
Данный анализ показал, что на протяжении трех лет с 2009 года по 2011 год себестоимость продукции предприятия ОАО "Газпром" имела тенденцию к увеличению в среднем на 20%.
Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции.
Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития.
В общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:
1) комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющих более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака);
2) мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;
3) мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала; применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования);
4) мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда);
5) мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; совершенствование организационной структуры управления фирмой).
Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.