Разработка проекта системы управления качеством на ЗАО "Тяжмехпресс"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание

Основные направления совершенствования системы качества в соответствии с МС ИСО 9001:2000. Значение качества. Доказательство приверженности (обязательств). Содержание политики качества. Цели в области качества. Процессы и ресурсы.

Содержание

1. Эволюция походов к управлению качеством
2. Зарубежный опыт управления качеством продукции
3. Сущность и содержание сертификации продукции
4. Испытательные лаборатории и их аккредитация

Работа состоит из  1 файл

управление качЕ.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

     Функции органа по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

     Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями

Сущность  обязательной сертификации

     Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на ГОСТАНДАРТ, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

Формы участия в системах сертификации

     Как уже говорилось, в рыночной экономике  государству вовсе не обязательно контролировать все требования к продукции, ее производству и потреблению.

     Важно расширить участие в международных  системах сертификации, и Россия в 1996 г. подала заявку на участие в Схеме МЭК по сертификации взрывозащищенного оборудования (Схема МЭК Ех). Это новая система, и на участие в ней претендуют, кроме РФ, еще 12 стран.

     Основным  документом, определяющим направления  деятельности по сертификации в СНГ, служит Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанное в 1992 г. На основании положений Соглашения, касающихся сертификации, страны содружества – участницы Соглашения, обладая полной самостоятельностью в формировании и реализации систем сертификации и организации работ в этой области, формируют национальные системы сертификации с учетом руководств ИСО/МЭК и накопленного опыта в данной области.

     Поскольку российская Система ГОСТ Р в большой  степени гармонизована с международными правилами, страны СНГ взяли за основу составления методических документов по сертификации российские правила и другие разработки.

     Подписавшие Соглашение государства договорились о взаимном признании органов  по сертификации, испытательных лабораторий, результатов испытаний и сертификации, сертификатов и знаков соответствия на взаимопоставляемую продукцию. Приняты также условия аккредитации для последующего взаимного признания: аккредитация органов и лабораторий в национальной системе сертификации и наличие у испытательных лабораторий практического опыта по проведению испытаний на основе межгосударственных стандартов; аккредитация в международных системах сертификации, к которым присоединилось государство СНГ, решающее вопрос о признании.

     Стороны участвуют в международных системах сертификации самостоятельно, причем Соглашение не затрагивает прав и обязательств сторон, вытекающих из правил международных систем сертификации.

     Сертификационные  испытания могут проводиться  в аккредитованной лаборатории любой страны.

Соглашения  по признанию

     Нормативной базой сертификации признаны международные, межгосударственные или национальные стандарты, признанные в государствах-участниках Соглашения.

     Страны, подписавшие Соглашение, договорились согласовывать порядок поэтапного введения обязательной сертификации взаимопоставляемой продукции, обеспечивать объективность результатов испытаний и достоверность результатов сертификации продукции.

     При установлении в стране-импортере  нарушений требований сертификации национальный орган по сертификации может приостановить признание  сертификатов в своей стране и должен сообщить об этом в национальный орган страны-экспортера и Технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

     Дальнейшее  развитие согласованной политики по сертификации отражено в Соглашении от 1994 г., которое установило условия и процедуры признания в области сертификации.

     Основные  положения этого Соглашения закрепляют:

  • взаимное признание протоколов испытаний, сертификатов и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и подлежащие обязательной сертификации; взаимное признание национальных систем сертификации и выданных ими сертификатов при условии соблюдения установленных процедур;
  • аккредитацию органов по сертификации национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации с учетом мнения экспертов государств – участников Соглашения;
  • право государств – участников Соглашения на осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

     Поскольку не все страны-члены СНГ в одинаковой степени готовы к заключению многостороннего соглашения о взаимном признании, было принято решение начинать с двусторонних соглашений. Такие соглашения заключаются на уровне национальных органов по сертификации. Госстандартом РФ двусторонние соглашения подписаны с Беларусью, Молдовой и Украиной, из стран, не участвующих в СНГ, – с Литвой, представители которой присутствовали на заседании Межгосударственного совета в качестве наблюдателя.

     Соглашения  о взаимном признании в области  сертификации определяют:

  • конкретные сроки, условия и процедуры взаимного при-знания cсертификационных органов и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в национальных системах сертификации;
  • порядок подтверждения безопасности продукции, поставляемой в рамках Соглашения о взаимном признании; ответственность изготовителя за безопасность экспортируемой продукции и органа, выдавшего сертификат; сертификат государства-экспортера признается принимающей страной в порядке, предусмотренном для признания зарубежных сертификатов.

     Прогрессивным шагом в развитии сертификации в СНГ стало принятие нормативных документов, устанавливающих единые требования для государств – участников Соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации. Это межгосударственные нормативные документы, устанавливающие порядок сертификации однородных групп продукции, а также некоторых видов услуг.

     Среди решений, принятых Межгосударственным советом, важное значение для всех стран-участниц имеет договоренность о Евро-Азиатской  региональной организации по аккредитации по образу и подобию Европейской организации по аккредитации лабораторий (EAL).

     Продвижением  в организации сертификации следует  также считать принятие Межгосударственным советом Положения о сертификации средств измерений, которое, в частности, гласит: "Организация, заинтересованная в импорте (экспорте) средств измерений из государства – участника Соглашения (1994 г. – Г. К.), через свой национальный орган представляет в национальный орган страны-экспортера (импортера): сертификат (либо другой документ) об утверждении типа средства измерения с описанием типа для Госреестра и эксплуатационную документацию с методикой поверки". Это положение имеет принципиальное значение для признания сторонами результатов испытаний взаимопоставляемой продукции.

     Межгосударственный  совет по стандартизации, метрологии и сертификации руководит работой постоянно действующего технического секретариата и нескольких рабочих групп. В их числе – группы по стандартизации, по обеспечению единства времени и частоты, по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации, по стандартным образцам и др.

     Главными  достижениями в деятельности Межгосударственного  совета можно считать:

  • сохранение всех фондов нормативных документов и эталонной базы бывшего СССР, что важно для разработки межгосударственных программ по совершенствованию стандартизации и метрологии в рамках СНГ;
  • гармонизацию национальных законов стран – членов СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • подготовку межгосударственных и межведомственных соглашений в области стандартизации, сертификации, метрологии, направленных на укрепление общего экономического пространства и интеграцию в сфере производства.

     Приоритетным  направлением по сертификации признано обеспечение безопасности взаимопоставляемой продукции. А это связано с взаимным признанием национальных систем сертификации. Затруднения в этой области обусловлены неравномерностью развития организации и практики сертификации в странах – членах СНГ. Решение этой проблемы даст возможность создания межгосударственных систем сертификации однородной продукции. 

4. Испытательные  лаборатории и их аккредитация 

Область применения

1. Настоящий  документ устанавливает требования, которым должна соответствовать  испытательная лаборатории в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, чтобы быть признанной в качестве компетентной для выполнения испытаний в определенной области деятельности (области аккредитации), а также требования к порядку (процедуре) аккредитации (в том числе аттестации) ИЛ.

Требования документа  предназначены для применения при:

- создании, аккредитации  и функционировании испытательных лабораторий в соответствии с областью аккредитации, включая инспекционный контроль за аккредитованными лабораториями;

- взаимодействии  с центральным органом Системы,  с органами по сертификации.

  Определения

2. Используемые  в документе основные термины и их определения соответствуют приведенным в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации, Руководстве ИСО/МЭК 2 "Стандартизация и смежные виды деятельности. - Общий словарь", ГОСТ Р 51000.4, Положении о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации*(3). В отдельные определения внесены незначительные уточнения, а также введены определения, необходимые для обеспечения взаимопонимания в вопросах аккредитации испытательных лабораторий.

  Общие положения

3. Официальным  признанием технической компетентности  в проведении испытаний в соответствии  с областью аккредитации и независимости от разработчиков, изготовителей (поставщиков) и потребителей (покупателей) продукции или только технической компетентности испытательной лаборатории в Системе является ее аккредитация.                                                                                                                              4. Испытательная лаборатория имеет право на проведение испытаний продукции для целей сертификации в области пожарной безопасности в законодательно регулируемой сфере только после того, как она прошла аккредитацию в соответствии с требованиями настоящего документа и получила зарегистрированный в Госреестре Системы аттестат аккредитации.                                                                                                                             5. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в Системе в качестве испытательной лаборатории, должна иметь собственную материально-техническую базу, документированные процедуры, организационную структуру, подготовленный персонал, управление, юридические и экономические возможности, систему обеспечения качества, комплект нормативных, правовых и организационно-методических документов, соответствующие требованиям настоящего документа.         6. Испытательную лабораторию аккредитуют только в отношении определенных объектов, которые могут испытываться лабораторией в стационарных условиях.            7. Область аккредитации испытательной лаборатории, при проведении испытаний для целей обязательной сертификации, должна однозначно определяться номенклатурой испытываемой продукции и видами испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов на них, а также наличием квалифицированных штатных испытателей. С этой целью в области аккредитации следует устанавливать возможно более точное определение проводимых испытаний с указанием испытываемой продукции, проверяемых характеристик (свойств, показателей) и используемых методов испытаний. В рамках добровольной сертификации допускается проведение испытаний продукции, не включенной в область аккредитации испытательной лаборатории, при условии наличия у нее соответствующей возможности (необходимого испытательного оборудования, средств измерений, квалифицированных штатных испытателей, удовлетворяющих требованиям настоящего документа, соответствующего вида испытаний (метода), установленного областью аккредитации).                                           8. При оценке компетентности испытательной лаборатории используются критерии, приведенные в настоящем документе.                                                                                     9. Центральный орган Системы может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением испытаний конкретных видов (вида). В этом случае центральный орган Системы может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих видах испытаний.                                                                                       10. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) представлены заинтересованным сторонам по их запросу.                                                                                                                                      11. Аккредитацию испытательных лабораторий в Системе проводит центральный орган Системы в порядке, установленном настоящим документом, при необходимости - с участием представителей других уполномоченных организаций.                                      12. Испытания в целях обязательного подтверждения соответствия лаборатории проводят только по заказам органов по сертификации.

Информация о работе Разработка проекта системы управления качеством на ЗАО "Тяжмехпресс"