Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:55, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой состоит в том, что для повышения жизненного уровня населения необходимо вывести на современный уровень сферы производства, транспортировки, хранения и реализации продукции. В решении этой проблемы важное место принадлежит транспорту, особенно автомобильному. Он выступает связующим звеном при производстве и реализации продукции. Несвоевременная доставка грузов вызывает разрывы в цепочке движения продукции к потребителю, которые приводят к огромным ее потерям, достигающим 20 – 40 % общего объема производства.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..5
Маршрутизация перевозок с использованием экономико-математических методов………………………………………………7
1.1. Определение кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети…………………………………………………………7
1.2. Решение транспортной задачи…………………………………..9
1.3. Разработка маршрутов……………………………………………..14
1.4. Оптимальное закрепление маршрутов за АТП…………....17
2. Выбор типа подвижного состава и средств механизации погрузо-разгрузочных работ, расчет технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава………………………………………………………………………….....19
3. Экономическое обоснование предполагаемой маршрутной сети перевозки грузов……………………………………32
4. Маршрутизация перевозок с использованием эпюр и картограмм грузопотоков…………………………………………..……..35
5. Расчёт тарифов на перевозку грузов…………………..…………...42
Заключение...........................................................................................................44
Список использованных источников…………………….………...45
Приложение………………………………………………………………………46
Введение
Белорусский национальный технический университет
Автотракторный факультет
Кафедра: «Экономика и управление на транспорте»
Курсовой проект
по дисциплине: «Технология производства на автомобильном транспорте»
Тема: «Разработка транспортного процесса на основе математических методов линейного программирования и построения эпюр грузопотоков»
Исполнитель: студент гр. 101916 М.В. Лавский
Руководитель: к.э.н., доцент А.А. Косовский
Минск 2008
Введение…………………………………………………………
1.3. Разработка маршрутов……………………………………………..14
1.4. Оптимальное закрепление маршрутов за АТП…………....17
2. Выбор типа подвижного
состава и средств механизации погрузо-разгрузочных
работ, расчет технико-эксплуатационных
показателей работы подвижного состава……………………………………………………………
3. Экономическое
обоснование предполагаемой
4. Маршрутизация
перевозок с использованием
5. Расчёт тарифов на перевозку грузов…………………..…………...42
Актуальность выбранной
темы курсовой состоит в том, что
для повышения жизненного уровня
населения необходимо вывести на
современный уровень сферы
Новые условия хозяйствования
предъявляют жесткие требования
к конечному результату деятельности
каждого транспортного
Повышение надежности требует дополнительных затрат на содержание элементов транспортного процесса, которые должны учитываться при расчетах за услуги, эффект работы системы достигается за счет сокращения потерь продукции и времени ее доставки потребителю, увеличения выпуска готового продукта. Оптимальный уровень надежности соответствует минимальным издержкам производителей продукции, транспортников и потребителей. Тем самым в новых условиях хозяйствования конкурентоспособность транспортных предприятий определяется не только способностью удовлетворять потребности клиентов в перевозках, но и надежностью выполнения договорных обязательств транспортного обслуживания.
Исходя из актуальности темы, целью курсового проекта является приобретение практических навыков по организации перевозки грузов с применением экономико-математических методов и закрепление теоретических знаний по курсу «Технология производства на автомобильном транспорте».
Объектом курсовой является
схема дорожной сети на плане местности
с указанием пунктов и
Предметом изучения являются явления и процессы, связанные с закреплением потребителей за поставщиками, распределением груза между ними.
Для реализации выше сформулированной цели нужно решить следующие задачи:
Модель транспортной сети представляет собой чертеж-схему на плане местности с указанием вершин (пунктов) транспортной сети. Ее построение производится по заданной схеме расположения пунктов, по наличию звеньев сети, соединяющих два соседних пункта, и длине этих звеньев. В нашем курсовом проекте мы использовали готовую схему транспортной сети, которая приведена в приложении А.
Для решения задачи отыскания кратчайших расстояний между пунктами транспортной сети применяется метод потенциалов, как наиболее удобный. В этом случае задача решается по алгоритму, состоящему из двух шагов.
Шаг I. Начальному пункту, от которого требуется определить кратчайшие расстояния, присваивается потенциал Vi = 0.
Шаг 2. Просматриваются все звенья, начальные пункты i которых имеют потенциал Vi, а для конечных j потенциалы не присвоены. Затем определяются значения потенциалов конечных пунктов j по следующей формуле:
(1.1)
где Vj(i) - потенциал конечного пункта j звена i-j;
lij – длина звена i-j, т.е. расстояние между пунктами i и j.
Из всех полученных потенциалов выбирается потенциал c наименьшим значением, т.е. определяется
,
где {Vj(i)} - множество значений потенциалов конечных пунктов j звеньев i-j, i-м начальным пунктом которых ранее присвоены потенциалы;
{Vj’(i’)} - потенциал конечного пункта j’ звена i’-j’, являвшийся наименьшим по значению элементом множества {Vj(i)}.
Потенциал {Vj’(i’)} присваивается соответствующему конечному пункту j’, а звено i’-j’ отмечается звездочкой.
В случае, если несколько значений потенциалов множества {Vj(i)} окажутся равными и наименьшими, то необходимо установить, относятся они к одному и тому же пункту или нет. Когда наименьшие равные значения потенциалов относятся к paзличным конечным пунктам j’, то эти значения потенциалов присваивается всем соответствующим конечным пунктам j’ и отмечаются звездочками соответствующие значения i’-j’. Если наименьшие равные значения потенциалов относятся к одному и тому же конечному пункту j’, то пункту j’ присваивается это наименьшее значение потенциала и отмечается звездочкой то звено i’-j’, которому соответствует потенциал Vj’(i’) с большим удельным весом в его составе длин звеньев с лучшими дорожными условиями (при одинаковых дорожных условиях отмечается стрелкой любое из звеньев ).
Шаг 2 повторяется до тех пор, пока всем вершинам заданной сети не будут присвоены потенциалы.
В таблице 1.1 и таблице 1.2 приведены примеры расчета для пунктов А1 и А2, соответственно, транспортной сети, для удобства значения занесены в таблицы.
Таблица 1.1 – Расчет кратчайших расстояний для пункта А1
Таблица 1.2 – Расчет кратчайших расстояний для пункта А2
Для получения таблицы
кратчайших расстояний между всеми
пунктами транспортной сети, принимается
за начальный последовательно
Таблица 1.11 – Кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети (км)
1.2 Решение транспортной задачи
Задача на минимизацию транспортной работы состоит в определении оптимального варианта закрепления получателей за поставщиками однородной продукции.
Если обозначить объем выхода груза от некоторого поставщика через Qi, требуемый объем завоза груза некоторому потребителю через Qj, объем груза, перевозимого от i-го поставщика к j-му потребителю, через Qij и кратчайшее расстояние перевозки от i-го поставщика до j-го потребителя через lij, то поставленная задача в математической форме имеет вид:
(1.3)
(1.4)
(1.5)
(1.6)
В случае, если количество груза у поставщиков равно общему объему завоза груза всем потребителям, то имеет место условие:
(1.7)
Поставленная таким образом задача (ограничения (1.3), (1.4), (1.6), (1.7) и целевая функция (1.5)) является закрытой моделью классической транспортной задачи линейного программирования, в результате решения которой по известным значениям находятся неизвестные значения корреспонденций .
Для составления транспортной задачи
из исходных данных выбираются грузы,
перевозимые одним типом
Таблица 1.12 - Грузы, перевозимые одним типом подвижного состава
Для решения транспортной задачи объемы перевозок приводятся к грузам 1-го класса по следующей формуле:
(1.8)
где - объем перевозок, указанный в плане,
- коэффициент использования грузоподъемности (для 1-го класса – 1, для второго – 0,8, для третьего – 0,6, для четвертого – 0,5).
Подготовка исходных данных для их занесения в матрицу транспортной задачи проводится в табличной форме:
Таблица 1.13 - Подготовка исходных данных для маршрутизации перевозок грузов
В клетках матрицы транспортной задачи указывается расстояние перевозки и приведенный к первому классу объем грузов в тоннах по отправителям и получателям, затем строится в виде матрицы план перевозок (таблица 1.14).
Для отыскания оптимального закрепления потребителей за поставщиками необходимо сделать в полученной таблице первоначальное закрепление, т. е. получить произвольный план закрепления (опорный), удовлетворяющий ограничениям (1.3), (1.4), (1.6), (1.7) при количестве загруженных клеток m+n-1 и отсутствии циклов (контуров). Такой план, содержащий ровно m+n-1 заполненных клеток без циклов, называется базисным.
Цикл (контур) в распределительной таблице - это замкнутая ломаная линия, образованная прямыми отрезками, углы между которыми равны 90°, а вершины углов лежат в загруженных клетках. Контур может быть четырехугольным, шестиугольным, восьмиугольным и т. д. Если число загруженных клеток более m+n-1, то среди них есть цикл.
Существует несколько методов получения опорного плана - метод северо-западного угла (диагональный) и ряд более эффективных, ускоряющих в дальнейшем отыскание оптимального решения, - метод абсолютного двойного предпочтения, метод минимального элемента, метод минимальных разностей, метод Коцига.
Распределение груза рекомендуется
производить методом
В соответствии с этим методом опорный план составляется по следующему правилу: выбирается минимальное расстояние, клетки загружаются объемами перевозок Qij, пока не будут удовлетворены ограничения по вывозу и завозу груза. Объем груза Qij, заносимый в клетку ij, определяется как минимум от объема вывоза по строке и объема завоза по столбцу с учетом ранее назначенных других перевозок. Выбор загрузки именно таким образом обусловлен тем, что, во-первых, необходимо переправить как можно больше груза по маршруту с наименьшим расстоянием, во-вторых, невозможно переправить груза больше, чем имеется у данного грузоотправителя, в-третьих, не должно пересылаться грузополучателю больше груза, чем ему требуется. Выбранное значение и будет представлять собой загрузку данной клетки.
Оставшиеся загрузки проставляются по возможности в клетки с наименьшими расстояниями. При проставлении загрузок необходимо соблюдать условия, оговоренные выше.
Таблица 1.14 – Первоначальный план перевозок грузов
Далее проверяется полученный план перевозок на оптимальность. В таблицу транспортной задачи вводятся вспомогательные строка и столбец, в которые заносятся специальные показатели, называемые потенциалами. Основан метод потенциалов на том, что если к расстояниям любой строки (столбца) таблицы прибавить или отнять произвольное одно и тоже число, то оценка оптимальности относительно не изменится. Если, например, от расстояний каждой i-ой строки отнимать число ui и от расстояний каждого j-ого столбца – uj, то тогда относительной оценкой любой клетки ij может служить параметр uij вместо lij, рассчитываемый по формуле:
(1.9)
Потенциал для наиболее загруженной строки таблицы принимается равным нулю и по расстояниям загруженных клеток подбираются потенциалы для других строк и столбцов таблицы таким образом, чтобы соблюдалось условие (1.9), т.е. расстояние в каждой загруженной клетке должно быть равно сумме потенциалов строки и столбца данной клетки. Затем по вычисленным потенциалам строки столбцов определяются значение оценочного параметра uij для каждой незагруженной клетки (не вошедшей в базисный план). Пример расчета приведен в таблице 1.15.