Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа
Современная мировая экономика быстро изменяется. Традиционное производство уступает место интеллектуальной продукции и услуга. Эта тенденция успешно развивается и в аграрном секторе многих стран. Людей, уставших от жизни в больших городах, влечёт в тихую сельскую местность, где они могут хотя бы временно слиться с природой и дышать чистым воздухом. Агротуризм – именно то, что нужно таким людям. Сельским туризмом в течение многих лет занимается наука и практика в мировой экономике, ведь агротуризм во многих странах мира пользуется всё большей популярностью. В Беларуси агротуризм развивается, как сегмент туристической отросли и сельского хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………...5
1 АГРОТУРИЗМ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ….................6
1.1 Понятие, сущность и необходимость развития агротуризма………....6
1.2 История развитие агротуризма в европейских странах и её современное положение ……………….......................................................10
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ ..................................................................................................13
2.1 Условия и ресурсы для развития агротуризма в Беларуси…………..13
2.2 Современное состояние агротуризма и государственные меры
по его регулированию в Беларуси…………………………….………......15
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В
БЕЛАРУСИ…………………….…...……...……..…………………….….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………......……………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………...31
Сейчас в мире наблюдается поворот от массового туризма к более содержательным видам путешествий. Поэтому агротуризм развивается весьма быстрыми темпами и привлекает значительную часть туристов. К лидерам по развитию услуг агротуризма могут быть отнесены такие европейские страны, как Италия, Франция, Швейцария, Испания, Австрия, Ирландия. [11, c. 23-26]
Швейцария – страна туризма. Без путешественников горных территории просто обезлюдили бы, а сельское хозяйство утратило бы всякую устойчивость. Ведь 75% фермеров в горных районах неплохо живут лишь благодаря туризму. Доходы от туризма в стране составляют 15 миллиардов долларов в год. При этом 10 миллиардов получены от сельского туризма, который переживает в Швейцарии настоящий бум.
Во время летних отпусков в отелях Франции живёт лишь 7% путешественников. Остальные предпочитают более экзотическое и менее разорительное жильё.
В Испании в 2007 г. в сельской местности останавливалось 1,2 млн. человек. Здесь действует национальная программа по развитию этого вида отдыха «Turismo Rural». Общий объем инвестиций в развитие туризма превышает 1 млн. долл. Для значительной части испанских крестьянских хозяйств (60%) агротуризм является одним из основных источников дохода.
Агротуризм в Италии 20-30 летней давности был дешёвым и по-настоящему спартанским. Сегодня, Италия – признанный Европейский лидер по сельскому туризму, прибыль от которого в прошлом году превысила 350 млн. долларов. Количество сельских туристов достигло 2 млн. человек. Зародившись, как непрофессиональная деятельность крестьян в Италии, обслуживание туристов стало одним из основных источников дохода сельских жителей. В деревнях появились настоящие мини-гостиницы (3-4 звезды) с антикварной мебелью, бассейнами, теннисными кортами, но и скромные комнаты с 3-4 местным проживанием в сельских постройках. Сейчас в Италии около 10 тысяч крестьянских усадеб предоставляют услуги по приёму туристов. [4, c. 22-23]
В России уже реализуются десятки проектов по агротуризму, в частности «Зелёный дом» (Горный Алтай), «К бабушке в деревню» (Центральная Россия), так называемая сеть «Bed & Breakfast» (Прибайкалье). С точки зрения близости Беларуси по геополитическим и природным условиям, интересен опыт Львовщины в Украине, где действует более 200 единиц сельского туризма. Очень активно идёт развитие агротуризма и в соседней Прибалтики.
Точная статистика по развитию эко- и агротуризма в международной практике отсутствует. Известны экспертные оценки по доле экотуризма на мировом рынке туризма, однако они значительно отличаются друг от друга. Чаще всего фигурирует цифра 7 (по данным ВТО), по другим оценкам, она достигает 20-30 %. Существует мнение о том, что ежегодно в мире количество экотуристов увеличивается на 20 %. В литературных источниках приведены следующие данные: а) «в Европе сегмент экологического туризма занимаен не менее 10% всего рынка туристических услуг, ещё около 12-15 % занимает агротуризм; эксперты прогнозируют рост этих двух сегментов до 40 % »; б) «на сегодняшний момент в Западной Европе создано приблизительно столько же койко-мест для отдыхающих в сельской местности, сколько мест в европейских отелях». [7, c. 47]
Таким образом, история сельского туризма, существовавшего в самопроизвольной форме, уходит в прошлое. В Беларуси, например, еще в XIX веке помещик Наркевич-Иодко лечил своих гостей свежим воздухом и кумысом. А в начале ХХ века доктор Зданович приглашал городских жителей на минеральные воды. Элементы агротуризма можно найти и в аренде дачных домиков, и в отдыхе в пансионатах и сельских гостиницах. Однако рассматривать сельский туризм как сектор современной туристической индустрии стало возможным только недавно, когда применение новых информационных технологий и приемов организации туристического бизнеса позволило увеличить объемы продаваемых услуг в некоторых европейских странах до индустриальных. [3, c. 147]
2. Анализ процесса становления агротуризма в Беларуси
2.1. Условия и ресурсы для развития агротуризма в Беларуси
Согласно исследованиям, проведённым комиссией ООН 82% жителей белорусской столицы хотели совершать экологические путешествия по свое стране и отдыхать в деревне. Для оценки потенциала развития сельского туризма в Беларуси используем известное во всем мире модель трёх «А»:
Atractions (достопримечательности);
Aссesses (возможность въезда в страну или район);
Аcсomodation (жилье).
Что касается первых двух «А», то здесь всё в порядке. Что до жилья, то во всех белорусских заповедниках и национальных парках имеется только 3500 гостиничных мест. Это на девять миллионов жителей, не считая иностранных туристов очень мало. [4, c. 3]
Одним из основных ресурсом для развития агротуризма в республике является то, что более 42% территории страны – сельскохозяйственные земли. По количеству сельскохозяйственных угодий на одного жителя (0,9 га), в том числе пашни (0,6 га), Республика Беларусь превосходит другие европейские государства в среднем в 2 раза.
На 1 января 2007 г. в стране насчитывается 23 863 сельских населенных пунктов, что достаточно высокий показатель. В то же время за последние семь лет (с 2000г.) общее их количество по всем областям, за исключением Брестской, сократилось на 402 ед., что свидетельствует о необходимости активного поиска новых форм развития сельской местности.
Существует не мало мотивов выбора горожанами отдыха в сельской местности:
отсутствие средств на путёвку на дорогой фешенебельный курорт;
устоявшиеся у определенной категории людей независимо от их достатка (например, в силу семейных или иных традиций) стереотип отдыха в сельской местности;
необходимость оздоровления в местных, рекомендованных врачом климатических условий;
возможность питаться достаточно дешевой, выращенной в условиях ограниченного земледелия продукцией;
реальная возможность приобщаться к сельскохозяйственным работам для собственного удовольствия;
возможность приобщения к другой культуре и обычаям, участие в местных праздниках и развлечениях, общение с людьми иной общественной формации.
Кроме того, такую организацию отдыха, как агротуризм, можно эффективно использовать для детей дошкольного и подросткового возраста в выходные и праздничные дни, а также в период летних каникул.
Беларусь располагает достаточным природным потенциалом для развития эко- и агротуризма. Ландшафтно-экологическая оценка ее территории, основанная на учете различий структуры, устойчивости и функционирования природно-территориальных комплексов, показала, что 46,3 % из них являются типичными, 32,8 % - ценными и 20,9 % -уникальными. Наиболее привлекательными природными объектами для массового оздоровительного туризма являются элементы гидрографической сети: более 10 000 озер (в том числе в северной, экологически чистой .части), 20 000 рек, разнообразие флоры и фауны. Озера имеют, как правило, ледниковое происхождение и поэтому отличаются значительной глубиной и высоким качеством воды. Леса занимают 36 % территории страны (7,4 млн га). Среди других европейских стран Беларусь выделяется относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов. Крупнейший на континенте массив древних лесов Беловежской, пущи, болота Полесья, Березинский биосферный заповедник имеют международное значение.
Республика располагает богатым историко-культурным наследием, которое составляют 4684 памятника искусства, археологии, архитектуры, истории, из них 4 объекта включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. "Белорусские земли в силу исторических особенностей развития (Полоцкое княжество и Великое княжество Литовское, Речь Посполитая и Российская империя, БНР, БССР, СССР) оставили миру огромное культурно-историческое наследие, являющееся неотъемлемой составной частью мировой цивилизации". Исходя из этого, известный белорусский исследователь профессор Адам Мальдис отмечает, что "турысцкiя праекты могуць быць распрацаваны для беларуска-полъекага, беларуска-рускага, беларуска-украiнскага i беларуска-латышскага памежжаў". С Беларусью связана жизнь многих широко известных в мире художников, писателей, поэтов, зодчих, политиков, деятелей культуры и науки, среди которых Франциск Скорина, Ефросиния Полоцкая, Янка Купала, Якуб Колас, Тадеуш Костюшко, Марк Шагал, Адам Мицкевич, Шимон Перес, Жорес Алферов.
Одним из важнейших ресурсов внутреннего и въездного туризма является богатая и самобытная национальная культура. Фольклорно-этнографический потенциал республики включает большое количество центров народных промыслов и ремесел, в том числе традиционного творчества, вышивки, гончарства, плетения.
Важным фактором развития агротуризма является географическое положение страны. Ежегодно в качестве транзитных пассажиров Беларусь пересекают около 10 млн иностранцев, в том числе 5,5 млн - на автотранспорте и 4,5 млн - по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма. Благодаря тому, что через республику проходят две международные автомобильные трассы, агротуристические объекты могли бы включиться в обслуживание транзитных водителей и пассажиров. [7, c. 71-77]
Единственным природным недостатком для развития агротуризма в Беларуси можно считать радиационное заражение отдельных земель в результате Чернобыльской катастрофы. Но и этот недостаток можно обернуть в достоинство. За границей есть немало желающих заняться экстремальным туризмом. Так по мнению председателя общества «Агро- и экотуризм» В. Клицуновой – «Что касается иностранцев, то, конечно, имидж Республики Беларусь, проблемы с визами и вечные очереди на границе – это сдерживающий фактор. Но любую проблему можно превратить в преимущество. Например, если кто-то еще хочет увидеть социализм – пусть приезжает прямо сейчас, потому что потом будет поздно. То же самое касается и ситуации с чернобыльской катастрофой и радиацией. Все зависит от того, как себя преподнести».
В 2008 году около 40 тысяч человек побывало в белорусских усадьбах, из них примерно 20% - иностранные гости.
Анализ агротуризма в Беларуси свидетельствует о том, что, несмотря на недостатки, в республике имеются перспективы для развития агротуризма. Необходимо также отметить, что недостаточная развитость туристкой инфраструктуры не может стать серьёзным препятствием для роста масштабов. [6, c. 30]
2.2. Современное состояние агротуризма и государственные меры по его регулированию в Беларуси
Агротуризм появился в Европе в начале 70-х годов прошлого века, т.к. из-за ухудшения экологии во многих крупных городах у населения возникла потребность в общении с природой, в чистом воздухе, природной тишине и натуральных продуктах питания. Европейский союз видит в развитии аграрного туризма «спасательный круг» для сельского хозяйства многих стран и привлечение туристов.
В настоящее время рынок агротуруслуг в Беларуси не сформирован, но будущее белорусского агротуризма представляется весьма оптимистично. Анализ сложившейся практики показал, что выгодно отличает его от других сегментов рынка туристических услуг. [9, c. 76-77]
Созданное в 2002 году в Республике Беларусь Общественное объединение «Агро- и экотуризм» сумело объединить желающих заниматься приемом сельских туристов и провести инвентаризацию предлагаемого жилого фонда (домов в живописных местах и достопримечательностей вокруг них). В состав организации входит около 200 человек, главным образом жители сельской местности, которые хотят освоить новую профессию и организовать на своих усадьбах гостиничный сервис, а также предоставить разного рода познавательные программы для своих гостей. Подготовлена группа преподавателей-тренеров для обучения новой профессии – оказание услуг типа «Bed&breakfast». Постепенно формируется новый конкурентно-способный туристский продукт – сеть сельских домов, в которых предлагаются познавательные и экологические экскурсионные программы.
Директор ОО «Агро- и экотуризм» Валерия Клицунова говорит,что администрации президента, Министерству спорта и туризма, местным властям, международным организациям –нравится идея развивать сельский туризм. Ее беспроигрышность заключается, главным образом, в том, что сельский туризм не требует со стороны государства крупных капиталовложений. Это не культурно-историческое наследие с разрушенными замками и дворцами, которые необходимо отстраивать. Колоритных деревень в Беларуси хватает. Собственники сами благоустраивают свои дома и прилегающие территории. Беларусь располагает значительным потенциалом для развития сельского туризма: заповедники, национальные парки, 10 тысяч озер, 20 тысяч рек, животное и растительное разнообразие. Немаловажным является и то, что агротуризм способен создать рабочие места в деревнях и воспрепятствовать оттоку местного населения в города, развить инфраструктуру деревень и укрепить социальные контакты, используя возможность культурного обмена. Говорить о том, что сельский туризм спасет белорусскую деревню, пока еще рано, но возможность такая реально существует. От государства требуется только обеспечить льготные правовые условия для развития «зеленого» туризма. Однако даже такая, казалось бы, общественно-полезная идея, как развитие сельского туризма, может затеряться в коридорах власти. «Пока что мы получаем от нашего государства только моральную поддержку, но это уже очень много», – замечает глава общественного объединения. [2, c. 8]
Предварительная оценка спроса на сельский туризм обещает большой рынок потенциальных покупателей. В первую очередь, это городское население крупных городов. «Своё свободное время иностранцы стремятся проводить за городом, путешествуя с корзинкой по окрестностям, заполненной едой, и любуясь нашими пейзажами», – считает В. Клицунова [4, c. 2]. Застрявшие в XIX веке белорусские деревни, несомненно, привлекают иностранцев, уставших от благ цивилизации. Общественное объединение уже получает звонки из стран ближнего и дальнего зарубежья, однако их количество не превышает 10%. Традиционно для большинства граждан иных государств основное препятствие – языковой барьер, так как хозяева лишь единичных фермерских усадьб владеют иностранным языком. Кроме того, в Беларуси имеется ряд явных недостатков, делающих пребывание иностранного туриста некомфортным в нашей стране: проблемы визового режима, отсутствие при въезде системы «зеленого коридора», неразвитость туристической инфраструктуры. Сельский туризм имеет все шансы помочь белорусской деревне и развить положительный имидж нашей страны, незаметной пока на мировом туристическом рынке. Однако такие положительные перемены возможны лишь в том случае, если агротуризм станет полноправным сектором туристической отрасли. [6, c. 32]
Информация о работе Развитие агротуризма в Республике Беларусь