Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа
Современная мировая экономика быстро изменяется. Традиционное производство уступает место интеллектуальной продукции и услуга. Эта тенденция успешно развивается и в аграрном секторе многих стран. Людей, уставших от жизни в больших городах, влечёт в тихую сельскую местность, где они могут хотя бы временно слиться с природой и дышать чистым воздухом. Агротуризм – именно то, что нужно таким людям. Сельским туризмом в течение многих лет занимается наука и практика в мировой экономике, ведь агротуризм во многих странах мира пользуется всё большей популярностью. В Беларуси агротуризм развивается, как сегмент туристической отросли и сельского хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………...5
1 АГРОТУРИЗМ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ….................6
1.1 Понятие, сущность и необходимость развития агротуризма………....6
1.2 История развитие агротуризма в европейских странах и её современное положение ……………….......................................................10
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ ..................................................................................................13
2.1 Условия и ресурсы для развития агротуризма в Беларуси…………..13
2.2 Современное состояние агротуризма и государственные меры
по его регулированию в Беларуси…………………………….………......15
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В
БЕЛАРУСИ…………………….…...……...……..…………………….….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………......……………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………...31
Попытка как-то изменить, ситуацию к лучшему предпринимается в основном по инициативе турфирм (широкую известность получил, правда, только один проект - этнографический центр «Дудутки»), оценивших всю экономическую перспективность этого дела: ни для кого не секрет, что во всем мире туристическая отрасль по уровню доходности опережает автомобилестроение и нефтяной бизнес.
На сегодняшний день уже создано общественное объединение «Агро и экотуризм», формируется банк потенциальных производителей услуг, который сейчас насчитывает около 150 владельцев сельских усадеб, в том числе в Брестской области - 33, разрабатываются новые идеи и проекты, ведутся переговоры с иностранными партнерами.
Предложение отдыха в агротуристическом хозяйстве адресовано главным образом индивидуальным туристам, семьям или малым группам, испытывающим потребность в новых видах отдыха. Принимая решение об организации агротуристического отдыха, надо иметь в виду наличие комплекса составляющих:
сельская усадьба - это непосредственный контакт с домашними животными, знакомство с сельскохозяйственным производством, образом жизни и трудом крестьян, использование свежей здоровой пищи;
сельская жизнь - это не только разнообразные занятия сельских жителей, но и колоритные заборы, тропинки, ведущие к погребу, сараю; это и храмы, семейные истории, пересказываемые из поколения в поколение;
пространство - обеспечивает непосредственный и свободный контакт с природной средой, познание материальной и духовной культуры, активный отдых вдали от городской толчеи, в тиши и покое;
люди - раскрываются через личные контакты между местными жителями и «гостями», обмен знаниями, познание нового стиля жизни;
туристические визиты в деревню могут быть кратковременными или длительными. Если турист останавливается в деревне на одну ночь, то для него необходимо организовать ночлег и питание. Если пребывание к деревне туриста обходится без ночлега - тогда это туризм однодневный. Однодневных туристов в деревню привлекает;
корчмы, оборудованные в деревенском стиле, продающие местные продукты питания и традиционную еду;
объекты для показа, где можно не только посмотреть, но и поучаствовать в непривычном трудовом процессе (мельница, сыроварня, кузница и т.д.);
музеи народной культуры и ремесел, где можно купить сувениры;
парки отдыха для детей с приспособлениями для игры, возможность контакта с животными и т.п;
конефермы, предоставляющие услуги верховой езды.
Такого рода услуги могу г быть интересны как для иностранных, так и местных туристов.
Как показывает опыт Европы, сельский туризм начинался с переоборудования под жилье для туристов неиспользуемых зданий, помещений, пристройки комнат. В последующем, по мере возможностей расширения инвестирования и при наличии спроса, строились высококлассные гостиничные комплексы, отвечающие самым высоким требованиям комфорта. Требования туристов к размещению определятся как субъективными, так и объективными факторами, в первую очередь, комфортностью природы и условий проживания. Питаться туристы могут как в семье, так и в местах общественного питания, уже существующих пли специально организованных для этих целей. Белорусская кухня может быть дополнена блюдами других стран и традиций, а также созданием возможности для приготовления пищи самими туристами. Содержание отдыха обычно предопределено различными видами туризма - историческим, экологическим, фольклорным, религиозным, рекреационным (оздоровительным), спортивным, сельскохозяйственным и т.д.
Сельский туризм объединяет в себе различные виды. Среди занятий, которые могут быть предложены отдыхающим в наших условиях, - посещение исторических мест, организация походов, прогулок по лесу, катания на лодках, лошадях, велосипедах, рыбная ловля и охота, всевозможные игры, проведение праздников и участие в них. [8, c. 206-208]
Основные концепции развития агротуризма можно объединить в три группы:
Для Республики Беларусь нужно выбрать концепцию, по которой развивать агротуризм. В данный момент имеются концепции развития агротуризма объединенные в три группы:
1. Организация на базе малого семейного гостиничного хозяйства, усадеб. Эта концепция успешно реализуется в европейских странах. Один из ключевых ее компонентов - принятие национальной социально-экономической программы по развитию сельской местности. Программа предполагает перевод части сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг. Одним из пунктов является поддержка развития сети частных микрогостиниц па базе существующего в сельской местности жилого фонда, сельскохозяйственных (например, фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства) и специализированных (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и др.) объектов.
2. Строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированных частных отелей в форме стилизованных агротуристических деревень, кулыпурно-этнографических центров и др. Данная концепция характерна для государств с высоким туристическим потенциалом. Уровень комфортности жилищного фонда в сельской местности при этом может быть как высоким, так и достаточно низким.
3. Создание сельскохозяйственных парков в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах. Концепция, основанная на такой модели, преследует цели популяризации и пропаганды достижений сельского хозяйства страны, сохранения в нем традиционных практических навыков, демонстрации приемов национального сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации данной концепции обычно курирует ведомство, ответственное за развитие аграрного сектора экономики (а не туризма). Сельскохозяйственные парки, являясь многофункциональными центрами и туристическими объектами для отдыха, параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу.
Существующие в мировой практике концепции агротуризма помимо экономических целей призваны решать социокультурные и экологические задачи (создание рабочих мест, снижение уровня бедности, охрана природной и историко-культурной среды обитания, сохранение и воссоздание культурного наследия и т.д.).
Беларусь должна пойти по пути уже проверенной концепции или разработать свою. [7, c. 109-111]
При значительной диверсификации деятельности в хозяйстве может теряться управляемость и снижаться качество выполнения функций. Стимулы, которыми располагает руководство (жилье, зарплата, распорядок труда и отдыха), имеют временный характер и теряют свою действенность по мере использования. Наилучшим решением была бы передача объектов инфраструктуры агротуризма в долгосрочную аренду или даже в собственность местным жителям, их обслуживающим. Поэтому законодательство должно предусматривать эффективный механизм подобной приватизации.
Квалифицированные кадры нужно готовить еще со школьной скамьи, создавая в сельских школах профильные классы не только по сельскохозяйственным дисциплинам, но и по основам туризма, развитию ремесел. В дальнейшем они смогли бы продолжить образование в соответствующих колледжах и вузах.
Для успешного развития агротуризма в Беларуси необходимо далее совершенствовать нормативно-правовую базу, привлекать к разработке проектов и программ местные органы власти, а также создать конкурентоспособный бренд данной сферы услуг.
При этом успех агротуризма зависит от слаженной работы разных представителей общества: местного населения, органов власти, общественных организаций, туристских фирм и международных организаций. Каждый их перечисленных субъектов имеет свой интерес в сельском туризме и играет свою незаменимую роль.
Местное население заинтересовано в данном виде деятельности, так как это обеспечивает дополнительный доход хозяевам усадеб и их соседям (сбыт сельскохозяйственной продукции, дополнительные услуги, типа рыбалки, охоты).
Местные власти поддерживают идею агротуризма, так как это приток дополнительных денег в район, улучшение его инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Именно местные власти могут ходатайствовать об обеспечении налоговых льгот, получении определенных дотаций лицам, участвующих в оказании туристских услуг.
Центральные власти должны поддержать эту инициативу, так как это единственный вид туризма, который не требует внешних инвестиций, но улучшает туристский имидж нашей страны. Кроме того, поддержка агротуризма – это поддержка сельского населения и сельского хозяйства в целом.
Роль туристских фирм незаменима в реализации и рекламе нового туристского продукта – «отдых в деревне».
Международные организации могут обеспечить спонсорскую и экспертную поддержку проекта. На начальном этапе развитие агротуризма без их помощи маловероятно.
Особую роль в развитии агротуризма играют общественные объединения. Именно они объединяют людей, позволяют отстаивать их интересы, повышают их квалификацию, обучают их, способствуют продвижению как самой идеи агротуризма, так и непосредственно туристских услуг. [2, c. 10]
Создание сети сельских домов, пригодных для проживания туристов потребует некоторых инвестиций (деньги собственников домов, возможно, спонсорских дотаций). Речь идет о небольших суммах для благоустройства усадеб (душ, туалет, баня). Дома следует сертифицировать, выделив несколько категорий разной «звездности». Хозяевам домов необходимо пройти обучение по специальной программе.
В настоящий момент особенно важна программа продвижения самой идеи агротуризма в Беларуси в целом. Целью ее должно быть – повышение осведомленности населения и создание положительного отношения к этому виду отдыха. [1, c. 16]
Одной из главных проблем для развития агротуризма по-прежнему остается возможность получения кредита. Кредит, или ссуда, в размере 2000-4000 долл., которой сельскому жителю было бы достаточно для того, чтобы создать удобства и сделать мини-ремонт. При этом важно, чтобы не было залога и процент был не более 3-5%. В банках слишком большой для сельчан процент, потому что банки – это коммерческая структура и никто не позволит даже государственным банкам работать себе в минус. Так что самым приемлемым вариантом было бы получить средства от государства. Сколько денег государство вкладывает в агрогородки и ведь это безвозмездная помощь. А здесь речь идет о возвратной ссуде. Поэтому в программе развития села на следующий год необходимо предусмотреть создание фонда в поддержку агроэкотуризма, который выдавал бы льготные кредиты сельским хозяевам.
Для того чтобы двигаться вперёд, необходимо развивать те элементы инфраструктуры, которые нетипичны для деревни, и вместе с тем создавать новые рабочие места. По мнению многих специалистов, сдерживающим рычагом является нелиберальное отношение местных чиновников к сельскому туризму, а зачастую их необразованность в этой сфере, а иногда просто незнание нормативной базы. Также существует ряд проблем, требующих конкретных мер по их решению, например: разработка системы взаимодействия усадеб с турфирмами, создание единого центра бронирования, вопросы обучения, порядок выдачи кредитов, природоохранная деятельность и др.
Британский туристический портал назвал Республику Беларусь в числе 10 лучших мест для туризма в 2009 году. Основные позиции, по которым Беларусь выделяется среди других стран, это – моральные качества наших жителей, гостеприимство, высокий уровень образованности и квалификации специалистов, а также природы. Помогут ли эти характеристики сохранить или увеличить цифры въездного туризма увидим в будущем. [9, c. 77]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнение курсовой работы позволило сделать следующие основные выводы:
1. Сельский туризм - один из способов экономического подъема деревни. Он даёт возможность дополнительного заработка сельским жителям, приводит к созданию новых рабочих мест, способствует развитию инфраструктуры и повышения культурного уровня населения;
2. Агротуризм способствует развитию регионов в целом, обе6спечивает приток на селе денег, иностранной валюты в том числе;
3. Сельский туризм может обеспечить условия необходимые для развития всего туризма Беларуси. Сеть сельских мини-гостиниц станет необходимой основой для развития экологического, культурно-образовательного. Приключенческого, этнографического, транзитного и других видов туризма;
4. Международная практика показывает, что развитие эко-агротуризма является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из производства в сферу услуг. Помимо экономических, такая государственная политика преследует социальные и социокультурные цели: остановить деградацию сельских районов, потерю ими населения, сохранить и отчасти воссоздать культурное наследие, национальную самобытность регионов;
5. Развитие сельского туризма не требует средств из государственного бюджета, а может осуществляться за счет личных инвестиций граждан. Достаточно создать льготные условия для кредитования и спонсирования;
6. Агротуризм способствует сближению города и деревни, гуманизации нашего общества. Люди приезжают как туристы, уезжают в новом качестве – как друзья.
Список используемых источников
1. Балыкин С. Агротуризм в малых городах / С. Балыкин // Директор. – 2008 - № 4. – С. 14-16.
2. Бирюкова, О. А. Экотуризм. Покончить со статусом terra incognita / О.А. Бирюкова // Белорусы и рынок. – 2007 - №34.– С. 8-10.
3. Горбылева, З.М. Экономика туризма: учеб. / З.М. Горбылева. - Минск: БГЭУ, 2005. – 240 с.
Информация о работе Развитие агротуризма в Республике Беларусь