Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа
Современная мировая экономика быстро изменяется. Традиционное производство уступает место интеллектуальной продукции и услуга. Эта тенденция успешно развивается и в аграрном секторе многих стран. Людей, уставших от жизни в больших городах, влечёт в тихую сельскую местность, где они могут хотя бы временно слиться с природой и дышать чистым воздухом. Агротуризм – именно то, что нужно таким людям. Сельским туризмом в течение многих лет занимается наука и практика в мировой экономике, ведь агротуризм во многих странах мира пользуется всё большей популярностью. В Беларуси агротуризм развивается, как сегмент туристической отросли и сельского хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………...5
1 АГРОТУРИЗМ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ….................6
1.1 Понятие, сущность и необходимость развития агротуризма………....6
1.2 История развитие агротуризма в европейских странах и её современное положение ……………….......................................................10
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ ..................................................................................................13
2.1 Условия и ресурсы для развития агротуризма в Беларуси…………..13
2.2 Современное состояние агротуризма и государственные меры
по его регулированию в Беларуси…………………………….………......15
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В
БЕЛАРУСИ…………………….…...……...……..…………………….….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………......……………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………...31
Сегодня основным видом агротуризма в стране является размещение туристов в усадьбах. Они созданы в различных областях Беларуси и располагают, как правило, следующим набором услуг: проживание, национальная кухня, рыбалка, охота, баня, сбор ягод, грибов, лекарственных трав и т.д. Лидерами по числу заявок являются усадьбы "Постоялый двор", "Стары млын", "Лолуа", "На опушке".
Примерами развития агротуризма на базе этнографических комплексов, размещенных в сельских регионах, являются музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий "Дудутки"; Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в д. Озерцо (Минский р-н); сельский музей под открытым небом - туркомплекс "Корчма" и Город мастеров в п. Буйничи (Могилевский р-н); на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов - только агроэкотуристический комплекс "Выгода" в Смолевичском районе (СПК "Первомайский и К", который включен в Национальную программу развития туризма в Республике Беларусь на 2006—2010 годы).
Таким образом, агротуризм в Беларуси находится в стадии становления и масштабы его распространения на сегодняшний день невелики.
Дальнейшее развитие агротуризма в Беларуси в значительной степени зависит от темпов роста въездного туризма в целом. Национальной программой поставлены весьма непростые задачи - к 2010 г. увеличить количество туристов по въездному туризму в 6 раз, доходы от туризма в 14 раз. Для развития агротуризма весьма важен и факт значительного увеличения численности занятых в сельском хозяйстве.
Развитие альтернативных источников занятости в сельской местности Беларуси следует рассматривать с позиции укрепления престижа этих территорий, обеспечения их экологической безопасности, достижения результатов в области развития современной инфраструктуры и формирования конкурентоспособности региона.
Для Республики Беларусь, туризм является составной частью экономики и социально-культурной жизни страны. В стране утверждены законодательные акты, которые способствуют развитию агроэкотуризма, в числе основных выступают: Закон Республики Беларусь «О туризме»; Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь; Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы; Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. [9, c. 77]
В перечисленных документах дано понятие агроэкотуризма, определены условия, место и порядок предоставления данных услуг, утверждена форма типового договора на их оказание и форма информации о договорах, заключенных в истекшем году
Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы предусмотрены следующие направления развития агроэкотуризма (термин, принятый в законодательных документах) в стране:
создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на базе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;
активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;
создание агротуристических комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов;
обеспечение условий для ознакомления с природным потенциалом республики, активного отдыха на природе, в числе которых организация:
- туристических походов с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;
- эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, в том числе специализированных по интересам (уникальные ландшафты, ценные водно-болотные или лесные угодья, флора и фауна, редкие и исчезающие виды растений и животных и др.);
- фотоохоты на представителей животного и растительного мира в естественных условиях и т.д. [7, c. 105-106]
Следует отметить тот факт, что требования государства по организации агротуризма физическими лицами достаточно упрощены. В Указе Президента Республики Беларусь № 372 в качестве субъектов по оказанию агроэкотуристических услуг определены, во-первых, физические лица, постоянно проживающие в сельской местности и ведущие личное подсобное хозяйство; во-вторых, крестьянские (фермерские) хозяйства. Деятельность по оказанию агротуристических услуг осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - при условии ведения раздельного учета доходов, получаемых от данного вида деятельности, и доходов, получаемых от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
Формально деятельность физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не является предпринимательской. Однако по сути своей это один из видов самозанятости населения в малых городах и сельской местности.
Указом Президента от 27 марта 2008 г. №185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма» внесены изменения в Указ Президента №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Отныне такую деятельность можно осуществлять не только в сельской местности, но и в малых городских поселениях. Согласно документу малые городские поселения - это поселки городского типа, города районного подчинения с численностью населения до 20 тыс. человек.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма обязаны уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и письменно проинформировать соответствующий сельский Совет депутатов о намерении осуществлять такую деятельность. Физические лица - субъекты агроэкотуризма дополнительно обязаны подать в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет с представлением документа, подтверждающего уплату сбора.
До 31 декабря 2010 г. сбор уплачивается субъектами агроэкотуризма в размере одной базовой величины за календарный год, определяемой на момент его уплаты, и зачисляется в бюджеты соответствующих сельских Советов депутатов. В течение этого срока доходы плательщиков сбора от деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не облагаются налогами, сборами и иными обязательными платежами.
Субъекты агроэкотуризма обязаны ежегодно до 31 декабря представлять в налоговый орган по месту жительства информацию о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных в истекшем году, по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам. [1, c. 14-15]
В Беларуси не предусмотрено стимулирование развития агротуризма на базе сельскохозяйственных кооперативов, создания туристических деревень на основе существующих сельских поселений и т.д. В таких случаях агротуризм регламентируют документы, в целом регулирующие туристическую деятельность в стране, к основным из которых относятся:
Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 г. № 326-3 "О туризме";
Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Декрет Президента Республики Беларусь от 18.06.2005г. "О внесении дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17";
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 г. № 1377 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса в туристической деятельности";
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2005 г. № 605 "О внесении дополнений в положение о лицензировании туристической деятельности от 20 октября 2003 г. № 1377 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2007 г. № 899";
постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13.07.2007 г. № 18 "О туристском ваучере". [9, c. 76]
В рамках проводимой государством политики 8 июня 2005 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 605 "О внесении дополнений в Положение о лицензировании туристической деятельности". Суть данного документа сводится к тому, что в настоящее время особым условием осуществления туроператорской деятельности является обязательная организация въездного туризма. Таким образом, каждый субъект хозяйствования, имеющий или намеревающийся получить лицензию на туристическую деятельность, составляющей которой является туроператорская деятельность, должен принимать меры по обеспечению въезда и организации приема туристов из-за рубежа в Беларусь путем заключения договоров с иностранными юридическими лицами. В 2007 г. в Беларуси насчитывалось 615 таких субъектов хозяйствования.
Таким образом, на фоне формирования в республике эффективной схемы управления туризмом в сфере регулирования агротуризма, несмотря на принятие ряда ключевых документов по его развитию, имеется ряд недостатков:
1. Отсутствие четко сформулированной государственной политики по развитию всех видов агроэкотуризма, предусмотренных Национальной программой развития туризма, и система их нормативно-правового обеспечения.
В Указе Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 дана достаточно узкая трактовка понятия агроэкотуризма. Государственная поддержка распространяется только на тех, кто располагает жилым фондом для туристов в составе не более пяти комнат.
2. Централизованное административное регулирование сферы производства сельскохозяйственной продукции и отсутствие стимулов для развития агротуризма.
Проект создания инфраструктуры агротуристического сервиса значительно легче реализовать в колхозе (у руководителя все находится под рукой: кадры, материалы, помещения, угодья, стимулы), чем в частном фермерском хозяйстве.
3. Отсутствие в управлении агротуризмом эффективной системы взаимодействия между органами государственного управления, туроператорами, субъектами в сельской местности, располагающими туристическими объектами, и общественными организациями.
Агротуризм в Республике Беларусь целесообразно рассматривать (в соответствии с заключительной Декларацией Всемирного саммита по экотуризму) как целенаправленную деятельность государственных, общественных и частных структур, участвующих в разработке и реализации методов, механизмов и инструментов правового, экономического, социального и иного характера в целях обеспечения устойчивого эффективного развития агротуристического сектора. Данный процесс предполагает активное участие специализированных в этой области общественных организаций, предприятий народных промыслов, научных и учебных учреждений.
4. Отсутствие концепции агротуризма на региональном уровне. Предпринимаются только отдельные попытки по развитию усадеб, созданию их микросетей, реализации агротуристических инвестиционных проектов. Однако концептуального оформления местные инициативы не получили.
5. Отсутствие системы государственной поддержки, прежде всего финансовой, а также организационной и инфраструктурной как минимум на первых этапах становления агротуристического сектора в сельской местности.
Например, в Европейском Союзе, где успешно развивается сельский туризм, поддержка осуществляется на наднациональном (уровень ЕС), национальном и региональном уровнях. Предусмотрена она и Соглашением по сельскому хозяйству ВТО.
Разумеется, основным источником развития агротуризма, как и любой иной формы бизнеса, являются собственные средства, внешние же вливания используются в качестве поддерживающих. Вместе с тем агротуризм решает социальную и экологическую задачи, выступает как средство развития сельской местности. Поэтому стимулирующая и финансирующая роль государственных органов управления в данной сфере крайне важна.
6. Отсутствие стандартов и нормативов в сфере агротуризма как специфического сектора услуг, приносящего дополнительный непроизводственный доход сельскохозяйственным кооперативам и сельскому населению.
Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в Республике Беларусь в гостиничном и рекреационном бизнесе, не могут механически переноситься на сектор агротуризма, в том числе малый семейный гостиничный бизнес па селе, в силу его специфики. Эту позицию подтверждает и международная практика. Так, в Европейском Союзе работа по стандартизации средств размещения и услуг в сфере сельского туризма проводится не в рамках государственных или наднациональных ведомств, а в соответствии с международными программами ЕС при активном участии ассоциаций субъектов агротуристической деятельности (например, Европейской федерации фермерского и сельского туризма — EuroGites, Европейского центра экологического и агротуризма — ЕСЕАТ). [7, c. 119-121]
ЕСЕАТ – центр объединения независимых национальных и региональных организаций, деятельность которых направлена на развитие устойчивого сельского туризма и способствует гармоничному сочетанию и интеграции сельского хозяйства, туризма и окружающей среды. ЕСЕАТ имеет свои базовые и «устойчивые стандарты», которые рекомендованы хозяевам сельских усадеб.
Необходимо отметить, что Беларусь стала кандидатом в члены международной организации ЕСЕАТ. В соответствии со стандартами качества последней белорусское общественное объединение "Отдых в деревне" в 2006 г. разработало для республики Стандарт классификации сельских усадеб. [3, c. 38]
7. Отсутствие экологических требований и стандартов для туристических фирм, работающих в сфере агротуризма.
Следует учитывать тот факт, что данный вид туристической деятельности направлен на сохранение природного разнообразия, охрану окружающей среды. Одной из причин выбора туристами подобных туров является возможность потребления блюд национальной кухни, основой которых служит продукция органического земледелия. [7, c. 121]
3. Направления и перспективы развития агротуризма в Беларуси
В Беларуси сельский туризм делает первые и очень робкие шаги. Согласно данным, приведенным за «круглым столом», посвященным проблемам создания Национального парка «Белая Русь» па Логойщине (газета «Туризм и отдых», № 43, 2002 г.) и объединившим в дискуссии представителей различных заинтересованных организаций, сегодня во всех белорусских заповедниках и национальных парках имеется всего 30-70 гостиничных мест.
Информация о работе Развитие агротуризма в Республике Беларусь