Развитие агротуризма в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Современная мировая экономика быстро изменяется. Традиционное производство уступает место интеллектуальной продукции и услуга. Эта тенденция успешно развивается и в аграрном секторе многих стран. Людей, уставших от жизни в больших городах, влечёт в тихую сельскую местность, где они могут хотя бы временно слиться с природой и дышать чистым воздухом. Агротуризм – именно то, что нужно таким людям. Сельским туризмом в течение многих лет занимается наука и практика в мировой экономике, ведь агротуризм во многих странах мира пользуется всё большей популярностью. В Беларуси агротуризм развивается, как сегмент туристической отросли и сельского хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………...5
1 АГРОТУРИЗМ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ….................6
1.1 Понятие, сущность и необходимость развития агротуризма………....6
1.2 История развитие агротуризма в европейских странах и её современное положение ……………….......................................................10
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ АГРОТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ ..................................................................................................13
2.1 Условия и ресурсы для развития агротуризма в Беларуси…………..13
2.2 Современное состояние агротуризма и государственные меры
по его регулированию в Беларуси…………………………….………......15
3 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В
БЕЛАРУСИ…………………….…...……...……..…………………….….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………......……………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………...31

Работа состоит из  1 файл

я.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Сегодня основным видом агротуризма в стране является разме­щение туристов в усадьбах. Они созданы в различных областях Беларуси и располагают, как правило, следующим набором услуг: про­живание, национальная кухня, рыбалка, охота, баня, сбор ягод, грибов, лекарственных трав и т.д. Лидерами по числу заявок явля­ются усадьбы "Постоялый двор", "Стары млын", "Лолуа", "На опушке".

Примерами развития агротуризма на базе этнографических комплексов, размещенных в сельских регионах, являются музей­ный комплекс старинных народных ремесел и технологий "Дудутки"; Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в д. Озерцо (Минский р-н); сельский музей под открытым небом - туркомплекс "Корчма" и Город мастеров в п. Буйничи (Могилевский р-н); на базе сельскохозяйственных производствен­ных кооперативов - только агроэкотуристический комплекс "Вы­года" в Смолевичском районе (СПК "Первомайский и К", который включен в Национальную программу развития туризма в Республи­ке Беларусь на 2006—2010 годы).

Таким образом, агротуризм в Беларуси находится в стадии ста­новления и масштабы его распространения на сегодняшний день невелики.

Дальнейшее развитие агротуризма в Беларуси в значительной степени зависит от темпов роста въездного туризма в целом. На­циональной программой поставлены весьма непростые задачи - к 2010 г. увеличить количество туристов по въездному туризму в 6 раз, доходы от туризма в 14 раз. Для развития агротуризма весьма важен и факт значительного увеличения численности занятых в сельском хозяйстве.

Развитие альтернативных источников занятости в сельской местности Беларуси следует рассматривать с позиции укрепления престижа этих территорий, обеспечения их экологической безопас­ности, достижения результатов в области развития современной инфраструктуры и формирования конкурентоспособности региона.

Для Республики Беларусь, туризм является составной частью экономики и социально-культурной жизни страны. В стране утверждены законодательные акты, которые способствуют развитию агроэкотуризма, в числе основных выступают: Закон Республики Беларусь «О туризме»; Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь; Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы; Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. [9, c. 77]

В перечисленных документах дано понятие агроэкотуризма, определены условия, место и порядок предоставления данных услуг, утверждена форма типового договора на их оказание и фор­ма информации о договорах, заключенных в истекшем году

Национальной программой развития туризма в Республике Бе­ларусь на 2006 - 2010 годы предусмотрены следующие направления развития агроэкотуризма (термин, принятый в законодательных документах) в стране:

                  создание туристских деревень с традиционной народной ар­хитектурой на базе существующих сельских поселений, располо­женных в живописной местности;

                  активизация использования резервов  сельского  населения посредством организации сельских туров с проживанием и питани­ем в деревенских домах, усадьбах;

                  создание  агротуристических  комплексов  на  базе  сельско­хозяйственных производственных кооперативов;

                  обеспечение условий для ознакомления с природным потен­циалом республики, активного отдыха на природе, в числе кото­рых организация:

- туристических походов с проживанием в палатках, приго­товлением пищи на костре;

- эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, в том числе специализированных по интересам (уникальные ланд­шафты, ценные водно-болотные или лесные угодья, флора и фауна, редкие и исчезающие виды растений и животных и др.);

- фотоохоты на представителей животного и растительного ми­ра в естественных условиях и т.д. [7, c. 105-106]

Следует отметить тот факт, что требования государства по орга­низации агротуризма физическими лицами достаточно упрощены. В Указе Президента Республики Беларусь № 372 в качестве субъ­ектов по оказанию агроэкотуристических услуг определены, во-первых, физические лица, постоянно проживающие в сельской мест­ности и ведущие личное подсобное хозяйство; во-вторых, крестьянские (фермерские) хозяйства. Деятельность по оказанию агротуристических услуг осуществляется физическими лицами без государственной регист­рации в качестве индивидуальных предпринимателей; крестьян­скими (фермерскими) хозяйствами - при условии ведения раз­дельного учета доходов, получаемых от данного вида деятельности, и доходов, получаемых от реализации произведенной и перерабо­танной сельскохозяйственной продукции.

Формально деятельность фи­зических лиц и крестьянских (фермер­ских) хозяйств по оказанию услуг в сфе­ре агроэкотуризма не является предпри­нимательской. Однако по сути своей это один из видов самозанятости населения в малых городах и сельской местности.

Указом Президента от 27 марта 2008 г. №185 «О некоторых вопросах осуществле­ния деятельности в сфере агроэкотуриз­ма» внесены изменения в Указ Президен­та №372 «О мерах по развитию агроэкоту­ризма в Республике Беларусь». Отныне такую деятельность можно осуществлять не только в сельской местности, но и в ма­лых городских поселениях. Согласно доку­менту малые городские поселения - это по­селки городского типа, города районного подчинения с численностью населения до 20 тыс. человек.

До начала осуществления деятельнос­ти по оказанию услуг в сфере агроэкоту­ризма субъекты агроэкотуризма обязаны уплатить сбор за осуществление деятель­ности по оказанию услуг в сфере агроэко­туризма и письменно проинформировать соответствующий сельский Совет депута­тов о намерении осуществлять такую де­ятельность. Физические лица - субъекты агроэкотуризма дополнительно обязаны подать в налоговый орган по месту жи­тельства заявление о постановке на учет с представлением документа, подтверждаю­щего уплату сбора.

До 31 декабря 2010 г. сбор уплачивает­ся субъектами агроэкотуризма в размере одной базовой величины за календарный год, определяемой на момент его уплаты, и зачисляется в бюджеты соответствую­щих сельских Советов депутатов. В тече­ние этого срока доходы плательщиков сбора от деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не облагаются на­логами, сборами и иными обязательными платежами.

Субъекты агроэкотуризма обязаны еже­годно до 31 декабря представлять в налого­вый орган по месту жительства информацию о договорах на оказа­ние услуг в сфере агроэкотуризма, заключен­ных в истекшем году, по форме, утверждае­мой Министерством по налогам и сборам. [1, c. 14-15]

В Беларуси не предусмотрено стимулирование развития агро­туризма на базе сельскохозяйственных кооперативов, создания ту­ристических деревень на основе существующих сельских поселений и т.д. В таких случаях агротуризм регламентируют документы, в целом регулирующие туристическую деятельность в стране, к основ­ным из которых относятся:

                  Закон Республики Беларусь от 25.11.1999 г. № 326-3 "О ту­ризме";

                  Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности";

                  Декрет Президента Республики Беларусь от 18.06.2005г. "О внесении дополнений в Декрет Президента Республики Бела­русь от 14 июля 2003 г. № 17";

                  постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 г. № 1377 "Об утверждении положений о лицензирова­нии деятельности в сфере игорного бизнеса в туристической дея­тельности";

                  постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2005 г. № 605 "О внесении дополнений в положение о ли­цензировании туристической деятельности от 20 октября 2003 г. № 1377 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2007 г. № 899";

                  постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13.07.2007 г. № 18 "О туристском ваучере". [9, c. 76]

В рамках проводимой государством политики 8 июня 2005 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 605 "О внесении дополнений в Положение о лицензировании ту­ристической деятельности". Суть данного документа сводит­ся к тому, что в настоящее время особым условием осуществления туроператорской деятельности является обязательная организация въездного туризма. Таким образом, каждый субъект хозяйствова­ния, имеющий или намеревающийся получить лицензию на тури­стическую деятельность, составляющей которой является туропе­раторская деятельность, должен принимать меры по обеспечению въезда и организации приема туристов из-за рубежа в Беларусь путем заключения договоров с иностранными юридическими лица­ми. В 2007 г. в Беларуси насчитывалось 615 таких субъектов хозяйствования.

Таким образом, на фоне формирования в республике эффектив­ной схемы управления туризмом в сфере регулирования агротури­зма, несмотря на принятие ряда ключевых документов по его раз­витию, имеется ряд недостатков:

1. Отсутствие четко сформулированной государственной по­литики по развитию всех видов агроэкотуризма, предусмотрен­ных Национальной программой развития туризма, и система их нормативно-правового обеспечения.

В Указе Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 дана достаточно узкая трактовка понятия агроэкотуризма. Государственная поддержка распространяется только на тех, кто располагает жилым фондом для туристов в составе не более пяти комнат.

2. Централизованное административное регулирование сфе­ры производства сельскохозяйственной продукции и отсутствие стимулов для развития агротуризма.

Проект создания инфраструктуры агротуристического сервиса значительно легче реализовать в колхозе (у руководителя все нахо­дится под рукой: кадры, материалы, помещения, угодья, стимулы), чем в частном фермерском хозяйстве.

3. Отсутствие в управлении агротуризмом эффективной сис­темы взаимодействия между органами государственного управле­ния, туроператорами, субъектами в сельской местности, распо­лагающими туристическими объектами, и общественными организациями.

Агротуризм в Республике Беларусь целесообразно рассматри­вать (в соответствии с заключительной Декларацией Всемирного саммита по экотуризму) как целенаправленную деятельность госу­дарственных, общественных и частных структур, участвующих в разработке и реализации методов, механизмов и инструментов пра­вового, экономического, социального и иного характера в целях обеспечения устойчивого эффективного развития агротуристического сектора. Данный процесс предполагает активное участие спе­циализированных в этой области общественных организаций, пред­приятий народных промыслов, научных и учебных учреждений.

4. Отсутствие концепции агротуризма на региональном уровне. Предпринимаются  только   отдельные  попытки  по  развитию усадеб, созданию их  микросетей, реализации агротуристических инвестиционных проектов. Однако концептуального оформления местные инициативы не получили.

5. Отсутствие системы государственной поддержки, прежде всего финансовой, а также организационной и инфраструктурной как минимум на первых этапах становления агротуристического сектора в сельской местности.

Например, в Европейском Союзе, где успешно развивается сель­ский туризм, поддержка осуществляется на наднациональном (уро­вень ЕС), национальном и региональном уровнях. Предусмотрена она и Соглашением по сельскому хозяйству ВТО.

Разумеется, основным источником развития агротуризма, как и любой иной формы бизнеса, являются собственные средства, внеш­ние же вливания используются в качестве поддерживающих. Вме­сте с тем агротуризм решает социальную и экологическую задачи, выступает как средство развития сельской местности. Поэтому сти­мулирующая и финансирующая роль государственных органов уп­равления в данной сфере крайне важна.

6. Отсутствие стандартов и нормативов в сфере агротуризма как специфического сектора услуг, приносящего дополнительный непроизводственный доход сельскохозяйственным кооперативам и сельскому населению.

Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, дей­ствующие в Республике Беларусь в гостиничном и рекреационном бизнесе, не могут механически переноситься на сектор агротуриз­ма, в том числе малый семейный гостиничный бизнес па селе, в си­лу его специфики. Эту позицию подтверждает и международная практика. Так, в Европейском Союзе работа по стандартизации средств размещения и услуг в сфере сельского туризма проводится не в рамках государственных или наднациональных ведомств, а в соответствии с международными программами ЕС при активном участии ассоциаций субъектов агротуристической деятельности (например, Европейской федерации фермерского и сельского ту­ризма — EuroGites, Европейского центра экологического и агро­туризма — ЕСЕАТ). [7, c. 119-121]

ЕСЕАТ – центр объединения независимых национальных и региональных организаций, деятельность которых направлена на развитие устойчивого сельского туризма и способствует гармоничному сочетанию и интеграции сельского хозяйства, туризма и окружающей среды. ЕСЕАТ имеет свои базовые и «устойчивые стандарты», которые рекомендованы хозяевам сельских усадеб.

Необходимо отметить, что Беларусь стала кандидатом в члены международной организации ЕСЕАТ. В соответствии со стандарта­ми качества последней белорусское общественное объединение "От­дых в деревне" в 2006 г. разработало для республики Стандарт клас­сификации сельских усадеб. [3, c. 38]

7.  Отсутствие экологических требований и стандартов для туристических фирм, работающих в сфере агротуризма.

Следует учитывать тот факт, что данный вид туристической деятельности направлен на сохранение природного разнообразия, охрану окружающей среды. Одной из причин выбора туристами подобных туров является возможность потребления блюд национальной кухни, основой которых служит продукция органического земледелия. [7, c. 121]

 

 

3. Направления и перспективы развития агротуризма в Беларуси

В Беларуси сельский туризм делает первые и очень робкие шаги. Согласно данным, приведенным за «круглым столом», посвященным проблемам создания Национального парка «Белая Русь» па Логойщине (газета «Туризм и отдых», № 43, 2002 г.) и объединившим в дискуссии представителей различных заинтересованных организаций, сегодня во всех белорусских заповедниках и национальных парках имеется всего 30-70 гостинич­ных мест.

Информация о работе Развитие агротуризма в Республике Беларусь