Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении основных вопросов развития и регулирования агробизнеса на современном этапе.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
раскрыть понятие и структуру агробизнеса;
рассмотреть развитие агробизнеса за рубежом;
изучить особенности развития агробизнеса в Беларуси;
наметить основные пути решения проблем, связанных с развитием агробизнеса.
Введение
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основа жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. По существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.
Производство продуктов
питания является самым первым условием
жизни людей всякого
Углубление специализации
в отраслях народного хозяйства
привело к более тесным взаимосвязям
между ними. На базе обособленных видов
промышленной и сельскохозяйственной
деятельности произошло формирование
единого агропромышленного
Агропромышленный комплекс
представляет собой совокупность отраслей
народного хозяйства, связанных
с развитием сельского
Аграрным реформам в Беларуси почти 10 лет. К сожалению, за это время сельское хозяйство республики больше потеряло, чем приобрело. Объемы производства в крупно товарном секторе и суммарный потенциал сельхозпредприятий сократились примерно вдвое. Резко упали рентабельность и прибыль хозяйств, половина из них уже не в состоянии вести даже простое воспроизводство. Причем, группа "неустойчивых" хозяйств, не способных без помощи государства заниматься даже элементарными крестьянскими работами, постоянно расширяется. Долги сельхозпредприятий растут, лишая их перспективы и вынуждая сворачивать производство. На наших глазах происходит де индустриализация отечественного сельского хозяйства.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных вопросов развития и регулирования агробизнеса на современном этапе.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1 Развитие и регулирования агробизнеса на современном этапе в странах Запада (Германии,США)
1.1 Понятие и структура агробизнеса
Отечественная экономическая наука до настоящего времени не выработала однозначного определения агропромышленного комплекса, его границ и структуры. Агробизнес, будучи новой экономической категорией, пришедшей к нам из западной рыночной экономики, тем более нуждается в уточнении.
Западные экономисты считают,
что комплексный характер производства
и использования
Как экономическая категория агробизнес представляет собой деятельность в аграрной сфере экономики аграрного хозяйства, ориентированную на рынок (потребителя) через рыночную цену. Рыночная цена, аккумулируя спрос на производимую в этой сфере продукции, должна иметь норму прибыли, обеспечивающую предпринимателю успешный процесс воспроизводства затраченных на товар ресурсов.
На западе термин «агробизнес» устойчиво вошел в научную и публицистическую литературу с конца 50-х гг. XX в. Впервые это понятие было введено Дж.Дэвисом и Р. Гольдбергом. Последний разработал таблицу межотраслевых связей, широко используя при этом теорию межотраслевых связей В. Леонтьева. В разработку концепции агробизнеса значительный вклад внесли Ф. Кьюсней, В. Леонтьев и В. Чаянов. Ф. Кьюсней установил принципы простой репродукции, содержащей условия финансового равновесия между основными производственными отраслями, дал основные методы анализа межотраслевых связей. Механизм купли – продажи был представлен как комплексно взаимосвязанная система. В. Леонтьев 167 лет спустя, в 1925 г., разработал основные концепции анализа межотраслевых потоков. В. Чаянов в 1927 г. проанализировал сущность и формы рыночных связей на основе рыночной интеграции.
В западной экономической литературе агробизнес определяют как совокупность рыночных операций, направленных на производство и распределение услуг в области снабжения сельского хозяйства, обеспечения производственных процессов непосредственно в сельскохозяйственном производстве, проведение операций по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и предметов потребления, созданных на его основе.
Следует отметить, что экономическое содержание агропромышленного комплекса, излагаемое в отечественной экономической литературе, практически равнозначно толкованию агробизнеса в западной литературе. Это следует иметь в виду при изучении экономики по учебникам западных авторов.
Вместе с тем существуют и некоторые особенности. Агропромышленный комплекс народного хозяйства, как правило, рассматривается с позиций формирования его отраслевой, функциональной, продуктовой и других структур, является объектом планирования )а возможно – и управления) сверху балансов по ресурсам, темпам развития, объемам производства и работ. Агробизнес же рассматривается как процесс интегрирования отдельных хозяйствующих субъектов в многоотраслевые предприятия (агрофирмы, торговые кооперативы, конгломераты) с целью достижения максимальной прибыли и ее успешной материализации.
Сферы агробизнеса:
Практический агробизнес соотносится, как правило, с конкретным рынком того или иного продукта (региональным, национальным, мировым). Например, агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции структурно можно представить следующим образом.
Агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции:
В настоящее время в большинстве государств с рыночной экономикой агробизнес является наиболее развитой подсистемой национальной экономики. Так, к концу 90-х гг. в США в агробизнесе было занято около 20 млн. чел. (21% от числа работающих). Доля производимой ими продукции в национальном доходе страны составляла порядка 20%. Производительность труда занятых в агробизнесе находилась на среднем уровне, характерном для всего народного хозяйства. [1, с.144]
1.2. Сельское хозяйство и агробизнес в Германии
Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2—3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий. [6].
Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100 %, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов. [6].
На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи — 3/4 сбора, овса — около 2/5, ячменя — более 1/4. Значительные объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения — около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. [6].
Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.
Германия – экономически развитая страна, обеспечивающая 21% ВВП и 27% промышленного производства Европейского Союза. В 2002 г. производство ВВП на душу населения в Германии достигло 26 080 евро (18-е место в мире по объему и 3-е - по абсолютному значению). В структуре экономики Германии доминирует сфера услуг, производящая более половины ВВП, 39% ВВП обеспечили в 2004 г. промышленность и строительство. Доля сельского хозяйства в производстве валового национального продукта в Германии невелика-1,5%. Однако сельское хозяйство более чем на 90% удовлетворяет потребности страны в продовольствии. В среднем по стране один крестьянин обеспечивает продовольствием более 100 человек. [3, с. 49-52].
Основным типом сельхозпредприятий в западных землях является индивидуальное крестьянское хозяйство, базирующееся на семейном труде. В их пользовании находится 95,8% угодий.
В восточных землях страны структура субъектов аграрной сферы имеет иной вид. В ходе земельной реформы 1945 года крупные землевладения там были ликвидированы. На смену пришло множество мелких крестьянских хозяйств, использовавших землю как на частной, так и на арендной основе. В 1952 г. в ГДР 15% земель были государственными, остальные находились в частной собственности. К 1960 г. почти все сельхозпроизводители были объединены в крупные кооперативные предприятия .
В процессе разделения имущества часть кооперативов сохранила прежние земельные наделы, но изменила их правовой статус. Иная часть (примерно 1/4) распалась, преобразовавшись в фермерские хозяйства. [3, с. 49-52].
Характерной особенностью коллективных сельскохозяйственных предприятий является то, что в большинстве случаев они имеют закрытый характер, а их имущественные паи и доли могут перераспределяться лишь между членами хозяйств. Акционирование как форма приватизации не имеет в них достаточного распространения. [3, с. 49-52].
В настоящее время индивидуальными крестьянскими хозяйствами (семейными предприятиями) в Восточной Германии обрабатывается 22,2% сельхозугодий, объединениями крестьянских хозяйств - 22,7% и 55% - предприятиями с правом юридических лиц. Средняя площадь семейных ферм равна 42,1 га. На их долю приходится 76% земель, используемых в стране. Статус кооперативов имеют 40% предприятий - юридических лиц.
На высоком уровне работают и бывшие коллективные хозяйства, которые сохранили свою организацию, трансформировавшись в товарищества.
В Германии сложилась достаточно стройная система регулирования сельскохозяйственного производства. Государственные органы берут на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. Государство непосредственно не определяет уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, для этого используется механизм налогов, льгот, премий и санкций. Госзаказ на сельскохозяйственную продукцию отсутствует. Бюджетные организации закупают ее самостоятельно, используя выделенные на эти цели средства. Государством создаются лишь стратегические запасы, ежегодно частично обновляемые .