Развитие и регулирования агробизнеса на современном этапе в странах Запада (Германии,США)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении основных вопросов развития и регулирования агробизнеса на современном этапе.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
раскрыть понятие и структуру агробизнеса;
рассмотреть развитие агробизнеса за рубежом;
изучить особенности развития агробизнеса в Беларуси;
наметить основные пути решения проблем, связанных с развитием агробизнеса.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.11 Кб (Скачать документ)

               Введение

      Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается производством продуктов питания как основа жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. По существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

Производство продуктов  питания является самым первым условием жизни людей всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе.

Углубление специализации  в отраслях народного хозяйства  привело к более тесным взаимосвязям между ними. На базе обособленных видов  промышленной и сельскохозяйственной деятельности произошло формирование единого агропромышленного комплекса, участники которого органически  взаимосвязаны и ориентированы  на единую конечную цель.

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных  с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя.

Аграрным реформам в  Беларуси почти 10 лет. К сожалению, за это время сельское хозяйство  республики больше потеряло, чем приобрело. Объемы производства в крупно товарном секторе и суммарный потенциал  сельхозпредприятий сократились примерно вдвое. Резко упали рентабельность и прибыль хозяйств, половина из них уже не в состоянии вести  даже простое воспроизводство. Причем, группа "неустойчивых" хозяйств, не способных без помощи государства  заниматься даже элементарными крестьянскими  работами, постоянно расширяется. Долги  сельхозпредприятий растут, лишая их перспективы и вынуждая сворачивать  производство. На наших глазах происходит де индустриализация отечественного сельского  хозяйства.

Цель курсовой работы состоит  в изучении основных вопросов развития и регулирования агробизнеса на современном этапе.

Для достижения этой цели в  работе были поставлены следующие основные задачи:

 

    • раскрыть понятие  и структуру агробизнеса;
    • рассмотреть развитие агробизнеса за рубежом;
    • изучить особенности развития агробизнеса в Беларуси;
    • наметить основные пути решения проблем, связанных с развитием агробизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Развитие  и регулирования агробизнеса на современном этапе в странах Запада (Германии,США)

1.1 Понятие и  структура агробизнеса

Отечественная экономическая  наука до настоящего времени не выработала однозначного определения агропромышленного  комплекса, его границ и структуры. Агробизнес, будучи новой экономической категорией, пришедшей к нам из западной рыночной экономики, тем более нуждается в уточнении.

Западные экономисты считают, что комплексный характер производства и использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия служит основой формирования агробизнеса как предпринимательской деятельности во всех сферах агропромышленного комплекса, которая ведется на принципах экономической выгоды. Цель агробизнеса – максимизация дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на сельскохозяйственную продукцию.

Как экономическая категория  агробизнес представляет собой деятельность в аграрной сфере экономики аграрного хозяйства, ориентированную на рынок (потребителя) через рыночную цену. Рыночная цена, аккумулируя спрос на производимую в этой сфере продукции, должна иметь норму прибыли, обеспечивающую предпринимателю успешный процесс воспроизводства затраченных на товар ресурсов.

На западе термин «агробизнес» устойчиво вошел в научную и публицистическую литературу с конца 50-х гг. XX в. Впервые это понятие было введено Дж.Дэвисом и Р. Гольдбергом. Последний разработал таблицу межотраслевых связей, широко используя при этом теорию межотраслевых связей В. Леонтьева. В разработку концепции агробизнеса значительный вклад внесли Ф. Кьюсней, В. Леонтьев и В. Чаянов. Ф. Кьюсней установил принципы простой репродукции, содержащей условия финансового равновесия между основными производственными отраслями, дал основные методы анализа межотраслевых связей. Механизм купли – продажи был представлен как комплексно взаимосвязанная система. В. Леонтьев 167 лет спустя, в 1925 г., разработал основные концепции анализа межотраслевых потоков. В. Чаянов в 1927 г. проанализировал сущность и формы рыночных связей на основе рыночной интеграции.

В западной экономической  литературе агробизнес определяют как совокупность рыночных операций, направленных на производство и распределение услуг в области снабжения сельского хозяйства, обеспечения производственных процессов непосредственно в сельскохозяйственном производстве, проведение операций по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и предметов потребления, созданных на его основе.

Следует отметить, что экономическое  содержание агропромышленного комплекса, излагаемое в отечественной экономической  литературе, практически равнозначно  толкованию агробизнеса в западной литературе. Это следует иметь в виду при изучении экономики по учебникам западных авторов.

Вместе с тем существуют и некоторые особенности. Агропромышленный комплекс народного хозяйства, как  правило, рассматривается с позиций  формирования его отраслевой, функциональной, продуктовой и других структур, является объектом планирования )а возможно – и управления) сверху балансов по ресурсам, темпам развития, объемам производства и работ. Агробизнес же рассматривается как процесс интегрирования отдельных хозяйствующих субъектов в многоотраслевые предприятия (агрофирмы, торговые кооперативы, конгломераты) с целью достижения максимальной прибыли и ее успешной материализации.

Сферы агробизнеса:

  1. Производство сельскохозяйственной продукции:
      • производство растениеводческой продукции;
      • производство животноводческой продукции.
  1. Переработка сельскохозяйственной продукции:
      • переработка растениеводческой продукции;
      • переработка животноводческой продукции.
  1. Хранение сырья и продуктов его переработки.
  1. Торговля сельскохозяйственным сырьем и продуктами его переработки
  2. Производственный агросервис:
      • агрохимические, транспортные, торгово-снабженческие услуги;
      • консультационные производственные услуги и т.д.
  1. Социальный агросервис:
      • Предприятия потребительской кооперации;
      • учреждения культуры на селе;
      • медицинские учреждения на селе и т.д.

Практический агробизнес соотносится, как правило, с конкретным рынком того или иного продукта (региональным, национальным, мировым). Например, агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции структурно можно представить следующим образом.

Агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции:

      • агробизнес в сфере производства зерна;
      • агробизнес в сфере переработки зерна;
      • агробизнес в сфере хранения зерна и зерновой продукции;
      • агробизнес в сфере транспортировки зерна и зерновой продукции;
      • агробизнес в сфере торгово-коммерческой деятельности на рынке зерна.

В настоящее время в  большинстве государств с рыночной экономикой агробизнес является наиболее развитой подсистемой национальной экономики. Так, к концу 90-х гг. в США в агробизнесе было занято около 20 млн. чел. (21% от числа работающих). Доля производимой ими продукции в национальном доходе страны составляла порядка 20%. Производительность труда занятых в агробизнесе находилась на среднем уровне, характерном для всего народного хозяйства. [1, с.144]

         1.2. Сельское хозяйство и агробизнес в Германии

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2—3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда  достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий. [6].

Около 70 % товарной продукции  сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100 %, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также  свиноводство концентрируются в  крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит  от природных факторов. [6].

На Германию приходится несколько  более 1/5 общего производства зерна  в Европейском союзе, ржи — 3/4 сбора, овса — около 2/5, ячменя —  более 1/4. Значительные объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление  на душу населения — около 145 л  в год). В районах с высоким  естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и  естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. [6].

Сельское хозяйство в  основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

Германия –  экономически развитая страна, обеспечивающая 21% ВВП и 27% промышленного производства Европейского Союза. В 2002 г. производство ВВП на душу населения в Германии достигло 26 080 евро (18-е место в мире по объему и 3-е - по абсолютному значению). В структуре экономики Германии доминирует сфера услуг, производящая более половины ВВП, 39% ВВП обеспечили в 2004 г. промышленность и строительство. Доля сельского хозяйства в производстве валового национального продукта в Германии невелика-1,5%. Однако сельское хозяйство более чем на 90% удовлетворяет потребности страны в продовольствии. В среднем по стране один крестьянин обеспечивает продовольствием более 100 человек. [3, с. 49-52].

Основным типом  сельхозпредприятий в западных землях является индивидуальное крестьянское хозяйство, базирующееся на семейном труде. В их пользовании находится 95,8% угодий.

В восточных землях страны структура субъектов аграрной сферы имеет иной вид. В ходе земельной реформы 1945 года крупные землевладения там были ликвидированы. На смену пришло множество мелких крестьянских хозяйств, использовавших землю как на частной, так и на арендной основе. В 1952 г. в ГДР 15% земель были государственными, остальные находились в частной собственности. К 1960 г. почти все сельхозпроизводители были объединены в крупные кооперативные предприятия .

В процессе разделения имущества часть кооперативов сохранила прежние земельные наделы, но изменила их правовой статус. Иная часть (примерно 1/4) распалась, преобразовавшись в фермерские хозяйства. [3, с. 49-52].

Характерной особенностью коллективных сельскохозяйственных предприятий является то, что в большинстве случаев они имеют закрытый характер, а их имущественные паи и доли могут перераспределяться лишь между членами хозяйств. Акционирование как форма приватизации не имеет в них достаточного распространения. [3, с. 49-52].

В настоящее время  индивидуальными крестьянскими хозяйствами (семейными предприятиями) в Восточной Германии обрабатывается 22,2% сельхозугодий, объединениями крестьянских хозяйств - 22,7% и 55% - предприятиями с правом юридических лиц. Средняя площадь семейных ферм равна 42,1 га. На их долю приходится 76% земель, используемых в стране. Статус кооперативов имеют 40% предприятий - юридических лиц.

На высоком уровне работают и бывшие коллективные хозяйства, которые сохранили свою организацию, трансформировавшись в товарищества.

В Германии сложилась  достаточно стройная система регулирования сельскохозяйственного производства. Государственные органы берут на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. Государство непосредственно не определяет уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, для этого используется механизм налогов, льгот, премий и санкций. Госзаказ на сельскохозяйственную продукцию отсутствует. Бюджетные организации закупают ее самостоятельно, используя выделенные на эти цели средства. Государством создаются лишь стратегические запасы, ежегодно частично обновляемые .

Информация о работе Развитие и регулирования агробизнеса на современном этапе в странах Запада (Германии,США)