Развитие и регулирования агробизнеса на современном этапе в странах Запада (Германии,США)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении основных вопросов развития и регулирования агробизнеса на современном этапе.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
раскрыть понятие и структуру агробизнеса;
рассмотреть развитие агробизнеса за рубежом;
изучить особенности развития агробизнеса в Беларуси;
наметить основные пути решения проблем, связанных с развитием агробизнеса.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.11 Кб (Скачать документ)

   2.2 Развитие сельскохозяйственной  сферы и агробизнеса в Беларуси.

        Нынешний этап развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь характеризуется попытками реорганизации отношений собственности и создания на селе новых организационно-правовых форм хозяйствования. Тем не менее, выполненные исследования позволяют констатировать, что осуществленные за последние годы большие и малые реформы в сельском хозяйстве не устранили те негативные тенденции, которые

наметились в начале 90-х  годов и носят ярко выраженный прогрессирующий характер на протяжении десяти последних лет.

В настоящее время все  больше ученых склоняются к тому, что  основополагающим шагом к преодолению  кризисного состоянии должно стать создание смешанной экономики. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективный путь развития сельскохозяйственного производства связан с многообразием форм собственности. Оценка достоинств и недостатков всех известных правовых форм агробизнеса дает основание утверждать об отсутствии глобального предпочтения какой-либо из них, так как все они имеют одинаковые права на существование и выбор зависит, прежде всего, непосредственно от крестьянина.

В этой связи, рассматривая перспективы развития акционерных  предприятий в аграрном производстве Республики Беларусь, следует признать, что данная форма агробизнеса может успешно развиваться наряду с другими правовыми формами, предусмотренными законодательством.

Обобщение опыта трансформации  аграрного производства в странах  Восточной Европы позволяет сделать  вывод, что ядром реформы в  сельском хозяйстве этих государств выступают структурные изменения, связанной с заменой сельскохозяйственных кооперативов частными крупными конкурентоспособными хозяйствами семейного типа, хозяйственными товариществами, кооперативами первоначальных собственников. При этом в структуре  агробизнеса вышеуказанных государств доля предприятий основанных на акционерном капитале составляет около 10%, а в общем объеме производимой продукции этот процесс удваивается.[4, с.13]

Сравнительный анализ структуры  аграрного производства Республики Беларусь и ранее рассмотренных  стран свидетельствует о существенном их различии. Однако с принятием  нового Гражданского кодекса очевидным  является тот факт, что сложившаяся  структура агробизнеса в ближайшем будущем претерпит существенные изменения.

Оценивая возможные варианты трансформации существующей в нашей  республике структуры агробизнеса, следует признать, что определяющее значение для ее дальнейшего эффективного функционирования, как показывает мировой опыт, будут иметь первые шаги, осуществляемые в рамках общего механизма преобразования сельскохозяйственных предприятий в формирование рыночного типа.

На мой взгляд, в сложившихся  условиях к проведению реформ в аграрном секторе необходимо подходить сугубо с позиции экономической эффективности. Анализ существующих подходов к реформированию сельхозпредприятий свидетельствует, что эта точка зрения находит  все большую поддержку среди  отечественных экономистов –  аграрников. Суть ее заключается в  дифференцированном подходе к реформированию традиционных сельскохозяйственных предприятий, что обусловлено значительными  различиями в их социально-экономическом  развитии. В этой связи, в нынешних условиях наиболее экономически обоснованными  представляются три ниже перечисленные  направления дальнейшего развития акционерных предприятий в аграрном секторе республики.

  1. Формирование акционерных обществ на базе экономически крепких сельскохозяйственных предприятий.

Данный вариант трансформации  обусловлен тем, с одной стороны, преобразование таких сельскохозяйственных предприятий в акционерные общества будет соответствовать природе  акционерного капитала, так как только такие предприятия в состоянии  на данном этапе выплачивать дивиденды, с другой – позволит сохранить  масштабность производства в этих же предприятия в ныне существующих рамках.

Таким образом, из выше изложенного  вытекает, что на начальном этапе  существует необходимость выделения  из общей совокупности тех сельскохозяйственных предприятий, которые по своим параметрам будут в наибольшей мере подходить  для преобразования их в акционерные  общества. Анализ и обобщение исследований, связанных с проблемой дифференциации сельскохозяйственных предприятий с целью поиска оптимальных вариантов их реформирования, свидетельствует о тесной взаимосвязи между ресурсным потенциалом и экономической эффективностью производителей сельскохозяйственной продукции.

  1. Формирование акционерных обществ на базе сельскохозяйственных предприятий, которые располагают возможностями переработки и реализации продукции.

К этой немногочисленной группе хозяйств относятся предприятия  агропромышленного типа, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции и ее дальнейшую реализацию через фирменную торговлю конечному потребителю. Наличие возможности соединения производства, переработки и реализации в вышеуказанных предприятиях в нынешних условиях является гарантией получения дополнительного дохода в виде разницы между ценами розничной торговли и государственными закупочными ценами. На данном этапе вышеуказанные предприятия быстрее других адаптировались к рыночной экономике, вследствие чего они могут быть весьма привлекательны для инвестиций, а значит и для развития акционерных отношений.

  1. Присоединение убыточных сельскохозяйственных предприятий к мощным перерабатывающим предприятиям определенного региона, функционирующих в рамках открытых акционерных обществ, с потерей первых статус юридического лица.

При данном варианте создается  возможность привлечения капитала за счет перерабатывающего предприятия  с целью дальнейшего оздоровления неплатежеспособного хозяйства (хозяйств). Определенным преимуществом такого объединения, на наш взгляд, будет  являться то, что оно позволит:

- во-первых, улучшить использование  производственных мощностей перерабатывающего  предприятия;

    • во-вторых, устранить те дискриминационные условия, в которых сказываются непосредственные производители сельскохозяйственной продукции вследствие необоснованной разницы между закупочными ценами и ценами конечной реализации;
    • в-третьих, обеспечить занятость работников, в связи с внедрением новых технологий и ростом производительности труда.

Таким образом, вышеизложенные подходы к созданию в аграрном секторе Республики Беларусь сельскохозяйственных предприятий, основанных на использовании  акционерного капитала, являются одним  из экономически обоснованных и целесообразных направлений реформирования определенной группы аграрных предприятий с целью  адаптации последних к условиям рыночной экономики.

Ярким примером  ведения  агробизнеса в РБ  является фермерское хозяйства Михаила Шруба, техническим уровнем, порядком, эффективностью работы. После посещения его хозяйства президентом Беларуси  ему сразу предложили  взять еще земли в других местах, заговорили о допустимости частной собственности на землю.Но так же не стоит и забывать об обратной  стороне медали. На примере Российского хозяйства можно рассмотреть опыт идеального провала. В России лет 10 назад представители крупной московской фирмы выкупили на Ставрополье крупный, но полностью "лежачий" совхоз.  Первым делом уволили всю "контору". Ее здание перестроили в общежитие для работающих вахтовым методом московских рабочих. Они обеспечили сокращение воровства. Уже это позволило сделать рентабельным издавна считавшееся убыточным в этих краях животноводство. Уволили даже агрономов, ежегодно самолетом привозили специалиста, который давал рекомендации. А уж рабочие следили, чтобы эти рекомендации неукоснительно выполнялись.Провели полное техперевооружение полеводства. В основном – немецкой техникой. Обеспечили ей достойный сервис. Когда случилась засуха – наняли самолеты и опустили облака на свои поля.В результате хозяйство из "лежачего" в 3-4 года превратилось в одно из лучших в регионе, стало высокоприбыльным. И одновременно – столкнулись чуть не с бунтом местных жителей. Рабочие места исчезли (техника высокопроизводительная). Жить, подворовывая в совхозе, как привыкли, уже не удавалось. Начался саботаж, мелкие диверсии, посыпались жалобы во все инстанции. Получили полномасштабный социальный конфликт. С аналогичными проблемами, судя по материалам прессы, столкнулись и другие российские сельхозинвесторы: главной проблемой они называли трудоустройство местных жителей, увольняемых при техперевооружении сельхозпроизводства.[10].

 Приведенные примеры  – не частности, свойственные  той или иной стране или  региону. Проблема – общемировая.  Например, Кампучия Лон Нола, проведя "рыночные реформы" и получив огромную американскую помощь, за несколько лет увеличила урожайность риса в 8  раз. И одновременно в кампучийской деревне, впервые за тысячу  лет, прочно поселился голод. Так что аграрная политика всегда и везде не столько проблема экономическая, сколько социально-политическая. Фермер Шруб, конечно, молодец. Но широкое распространение его опыта способно вызвать на селе массу социальных проблем, которые заведомо перекроют весь эффект от экономических успехов и его, и его последователей. Особенно если дополнить его, как предлагают некоторые депутаты, передачей совхозов в частную собственность директорам. В этом плане широкое создание крупных частных товарных сельхозпредприятий создает для страны больше проблем, чем их решает.[10].

Таким образом можно подытожить всё вышесказанное.  В Беларуси образовался мощный механизм управления сельским хозяйством, правильный выбор пути, в своё время, привёл к выведению сельского хозяйства из кризиса, на данном этапе развития отраслью покрывается не только внутренняя потребность в продукции, но и имеется возможность её значительную часть отправлять на экспорт. С течением времени наиболее рентабельные  сельскохозяйственные кооперативы показали свою значимость в отрасли, те которые к таковым отнести нельзя теперь постепенно будут переходить в руки фермеров, но проявится незанятость людей на селе, которые раньше трудились в совхозах, поэтому не стоит отдавать фермерам то или иное хозяйство целиком, так как это приведёт к безработице на селе, возможно стоит начинать с мелкого фермерства (семейного) оно не оказывает значимого влияния на трудоустройство. Земли кооперативов стоит отдавать частично. К примеру в Брестской области намечено реформировать 100 обанкротившихся хозяйств. Брестские власти советуют фермерам активнее брать их в аренду. Власти обещают, что в этом случае частникам не придется рассчитываться по долгам сельхозпредприятий. Кроме того, им сулят ряд льгот, в том числе безвозмездную аренду скота и имущества.  которые не были задействованы на сто процентов в СПК и совхозах. Государство только на современном этапе начинает оказывать поддержку фермерству и агробизнесу в целом, процесс трудоустройства так же контролируется государством .  Создаются условия как в налогообложении так и в кредитно-финансовой сфере. Фермерское хозяйство в течение трех лет с момента регистрации освобождается от уплаты налогов на недвижимость, за пользование природными ресурсами (экологического налога), за землю, на приобретение автотранспортных средств, с пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд, чрезвычайного. В зависимости от сферы деятельности крестьянским (фермерским) хозяйствам и иным субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется предоставление кредитов на различные суммы в соответствии с программами кредитования, это кредиты на приобретение техники и  оборудования под его залог, кредитование, кредит на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных под его залог, кредит на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения под их залог, кредит на проведение сезонных работ под залог продукции будущего урожая сельскохозяйственных культур а так же многие другие кредиты. Только в последние годы можно сказать, что государство оправилось от кризиса в сельском хозяйстве и можно развивать разные направления в этой  сфере. И повсеместное ведение агробизнеса только на современном этапе начнёт получать масштабный характер. 

       

         Заключение

Исследуя проблемы формирования новых  видов аграрных предприятий в  нашей республике, можно заключить, что во-первых, трансформация колхозов и совхозов в отличие от многих пост социалистических стран как  на доктринально-научном, так и на официально-правительственном уровне не получила адекватной рыночной программы  ее проведения и, как следствие, она  осуществляется преимущественно стихийно. В большей степени их трансформация  находит свое выражение в виде определенных экспериментов наиболее прогрессивной части их менеджеров.

Во-вторых, процесс рыночных преобразований в аграрном секторе наиболее активно  для республики протекал в 1993-1995 гг. В настоящее время он практически  заморожен. Это подтверждается приостановлением трансформации колхозов, совхозов и  созданием фермерских хозяйств.

В-третьих, в процессе тех небольших  по масштабу и глубине рыночных преобразований на селе в республике создано гораздо  меньшее количество новых правовых форм по сравнению с другими пост социалистическими странами.

В-четвертых, в республике в последние  годы получает распространение концепция  не масштабной и глубинной трансформации  колхозов и совхозов, а их эффективного совершенствования.

В-пятых, реформирование бывших колхозов и совхозов сопровождается созданием  предприятий преимущественно кооперативной  ориентации. Предприятия кооперативной  ориентации представлены коллективными  сельскохозяйственными предприятиями  с персонифицированной долей  собственности в виде пая, который  служит основным инструментом в экономической  его жизни: размер его зачастую определяет долю дохода, причитающегося его владельцу  и количество голосов. Последнее  может быть ограничено. При этом члены сельскохозяйственного коллективного  предприятия избирают членов совета.

При обосновании формирования рыночной структуры аграрных предприятий  в республике нельзя согласиться  с концептуальным подходом к его  осуществлению, основанному на учете  только результатов экономической  деятельности колхозов и совхозов на момент их реформирования. В процессе обоснования выбора перспективного аграрного предприятия необходимо руководствоваться следующей триадой: желанием самих крестьян создавать  оптимальный с их точки зрения вариант аграрного предприятия, возможностью привлечения инвестиций и потенциальной эффективностью его функционирования, которая определяется в каждом случае реальными как  макро-, так и микроэкономическими обстоятельствами его функционирования. Реализация на практике, сформулированной триады, позволяет прогнозировать оправданное существенное оживление создания фермерских хозяйств, которое будет происходить по мере улучшения предпринимательского климата в республике. При этом следует ожидать существенного увеличения количества создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств.

Информация о работе Развитие и регулирования агробизнеса на современном этапе в странах Запада (Германии,США)