Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении основных вопросов развития и регулирования агробизнеса на современном этапе.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
раскрыть понятие и структуру агробизнеса;
рассмотреть развитие агробизнеса за рубежом;
изучить особенности развития агробизнеса в Беларуси;
наметить основные пути решения проблем, связанных с развитием агробизнеса.
Количество фермерских корпораций в США ограничено. Многие из них классифицируются как семейные с небольшим числом пайщиков. По закону они отвечают только за капитал, который инвестировали.
Но корпоративное фермерство обеспечивает значительные возможности благодаря объединению ресурсов и правления. В итоге наблюдается рост размеров бизнеса, происходит углубление специализации, что обеспечивает рост эффективности. Упрощается получение и использование кредита. Бизнес почти не страдает из-за ухода одного или нескольких пайщиков.
Корпорация обладает удобной системой хозяйствования. Доли акций легко покупаются и передаются, передаются по наследству, но без дробления земельных участков.
В то же время такая форма фермерства является дорогостоящей и при ее организации необходимы значительные взносы. Требуется строгое ведение учетно-отчетных операций, которые должны представляться администрации штата.
Государственный Департамент
Сельского Хозяйства имеет
Оценивая в целом организацию
аграрного бизнеса в США, следует
подчеркнуть высокую и все
усиливающуюся роль различных форм
кооперации, - перерабатывающей, снабженческой,
обслуживающей сбытовой. Фермерские
хозяйства и корпорации являются
одновременно участниками нескольких
кооперативов и объединений и
сами нередко (особенно партнерства
и корпорации) представляют кооперативные
организации. Перспективы сельского
хозяйства США в настоящее
время трудно представить без
кооперации, благодаря которой фермеры
имеют возможность удешевлять производство,
производить конкурентное продовольствие,
хранить продукцию, приобретать
дорогостоящие ресурсы для
Особенно заметна роль кооперации финансовых средств, капитала и ресурсов при создании крупных и крупнейших агропромышленных корпораций, ферм и объединений в области производства говядины, свинины и продукции птицеводства. Нередко такие фермы достигают размера 1500-2000 и более гектаров. Это – весьма крупные откормочные площадки, блоки и модули, производящие продукцию на рынок, имеющие, как правило, перерабатывающие цеха для получения высоко конкурентного готового продовольствия, составляющего основу сельскохозяйственного импорта. Число таких агропромышленных формирований в стране постоянно увеличивается, хотя они и подлежат жесткому контролю по антимонопольному законодательству. В настоящее время крупные агрообъединения с объемом реализации на сумму свыше 1 млн. долл. дают более трети всей товарной продукции сельского хозяйства. Тем не менее тенденции подтверждают, что корпорации и укрупнение фермерского производства становятся очевидной действительностью, имеющей солидные перспективы. [2, с.3-5]
Таким образом, фермерская организация США многообразна. Она не является застывшей и неизмененной. За последние 40 лет количество фермерских хозяйств уменьшилось в 2,7 раза. А их средний размер вырос в 2,2 раза. Существенно изменилось их имущественное состояние. Если в 1950 г. в расчете на одного владельца приходилось имущества на 17 тыс. долл., то в 1990 г. – почти 400 тыс. Это стало возможным в результате того, что правительство направляет фермерам солидные дотации. В данной связи фермеры смогли увеличить валовой доход с 33 млрд. долл. в 1950 г. до 200 млрд. в 1990 г.
2 Развитие и регулирования агробизнеса на современном этапе в Республике Беларусь.
2.1 Общее положение
сельского хозяйства
В советское время
в Беларуси сельскому
В дореформенный период республика поставляла в союзный фонд до 1 млн тыс. картофеля, 300 тыс. тонн мясных и более 2 млн тонн молочных продуктов. Один работник сельского хозяйства обеспечивал продуктами питания свыше 20 человек.
После распада СССР,
в Беларуси, как и в большинстве
других союзных республик,
Во второй половине
90-х годов темпы разрушения
агропромышленного
Словом, сельское хозяйство
находилось в таком состоянии,
что законно возникал вопрос,
а есть ли вообще выход из
создавшегося положения? И где
тот передаточный механизм, с
помощью которого можно было
бы вытянуть отрасль из
Чтобы разорвать порочный
круг, в котором оказался
Было предложено десять
моделей реструктуризации
Противники крупного
производства считали, что в
условиях общественной
Специалисты сельского
хозяйства, большинство
В Беларуси выбрали оптимальный вариант, взяв курс преимущественно на крупные коллективные формы хозяйствования. При этом учитывался не только отечественный, но и зарубежный опыт.
На современном этапе развития сельское хозяйство Беларуси специализируется на продукции животноводства (молоко, мясо), а также на выращивании льна и картофеля, зерновых и овощных культур, сахарной свеклы, рапса и кормовых культур. Агропромышленный комплекс ориентируется на создание многоукладного сельского хозяйства, сочетающего различные формы собственности и хозяйствования, как колхозы, совхозы, так и фермерские хозяйства.
Злаки занимают доминирующее
положение в производстве зерновых,
главным образом выращиваются: ячмень,
рожь, пшеница, картофель, кормовые культуры.
Производство зерновых на душ населения
составляет около 5.5 миллионов тонн.
Исходя из этого показателя и показателя
совокупного объёма производства зерновых.
Беларусь можно поставить в один
ряд с большинством европейских
стран. Беларусь входит в семёрку
мировых лидеров производителей
картофеля и занимает первое место
по его производству на душу населения.
Практически все
Основными направлениями в животноводстве являются выращивание скота для производства мяса и молока, а также свиноводство и птицеводство.
Общая площадь Республики Беларусь – 207,6 км2 . Сельскохозяйственные угодья занимают 44,9% территории, причём 26,7% - пахотные земли. Таким образом в Республике Беларусь на душу населения приходится 0.9 га сельскохозяйственных угодий и 0.6 га пахотных. Неиспользуемые земли (песок, кусты, болота и т.д.) составляют 15% всей территории страны. За последние 20 лет 600 тыс. га. угодий выбыло из сельскохозяйственной деятельности.[12].
Количество занятых в сельском хозяйстве сократилось с 14,1% в 2000г. до 9.4% в 2009г. С целью изменения положения принимаются всяческие меры для привлечения населения в сельское хозяйство.Одно из таких мер является Государственная программа возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 25 марта подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы».Цель этого масштабного документа - улучшение условий жизни сельского населения и дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства.Программа возрождения и развития села разработана на основе результатов выполнения Программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы.По форме новая программа состоит из трех частей: паспорта, основного содержания и приложения.Впервые в документ такого плана введен паспорт, раскрывающий механизм реализации программы. В нем определены государственные заказчики (отраслевые министерства и облисполкомы) и государственный заказчик-координатор программы (Министерство сельского хозяйства и продовольствия). Это обусловлено межотраслевым и межведомственным характером решаемых проблем. Распределение разноплановых задач между заказчиками позволяет обеспечить системное управление и ответственность за реализацию программных мероприятий. Важная отличительная особенность Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы ее масштабность .Система мероприятий, представленная в программе, состоит из двух разделов социального и производственного. Проводниками социальных стандартов на селе определены агрогородки. На их основе предполагается устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, направленное на формирование необходимых условий для жизни населения. В течение 2005 - 2010 годов предусмотрено создание 1481 агрогородка. В последующие годы это направление также будет сохранено.[5].
В производственной сфере достижение к 2010 году запланированных объемов сельскохозяйственного производства и его рентабельности в 18-20% базируется на тринадцати приоритетных направлениях. Среди них: технико-технологическое переоснащение отрасли, развитие перерабатывающей промышленности, мелиорация земель и повышение плодородия почв. При необходимой государственной поддержке АПК реализация системы программных мероприятий в производственной сфере позволит существенно улучшить экономику аграрной отрасли.Программа отличается также значительными объемами финансирования. На возрождение и развитие села планируется выделить 69,8 трлн. рублей. Государственное ежегодное вложение средств только в АПК возрастет в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом. Таким образом, реализация Программы позволит создать устойчивую аграрную экономику страны, обеспечивающую достойную жизнь труженикам села, гарантирующую продовольственную безопасность страны и существенный вклад аграрного сектора в экспортный потенциал Беларуси.