Развитие и регулирования агробизнеса на современном этапе в странах Запада (Германии,США)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении основных вопросов развития и регулирования агробизнеса на современном этапе.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
раскрыть понятие и структуру агробизнеса;
рассмотреть развитие агробизнеса за рубежом;
изучить особенности развития агробизнеса в Беларуси;
наметить основные пути решения проблем, связанных с развитием агробизнеса.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.11 Кб (Скачать документ)

Количество фермерских корпораций в США ограничено. Многие из них  классифицируются как семейные с  небольшим числом пайщиков. По закону они отвечают только за капитал, который  инвестировали.

Но корпоративное фермерство обеспечивает значительные возможности благодаря  объединению ресурсов и правления. В итоге наблюдается рост размеров бизнеса, происходит углубление специализации, что обеспечивает рост эффективности. Упрощается получение и использование  кредита. Бизнес почти не страдает из-за ухода одного или нескольких пайщиков.

Корпорация обладает удобной системой хозяйствования. Доли акций легко  покупаются и передаются, передаются по наследству, но без дробления  земельных участков.

В то же время такая форма  фермерства является дорогостоящей  и при ее организации необходимы значительные взносы. Требуется строгое  ведение учетно-отчетных операций, которые должны представляться администрации  штата.

 Государственный Департамент  Сельского Хозяйства имеет свои  офисы в каждом районе каждого  штата. Через эти офисы осуществляется  бесплатное обслуживание фермеров. По просьбе хозяина берутся  на анализ пробы почвы. Причем выдаются не только результаты анализа, но и рекомендации, какие удобрения необходимо применять, какие культуры будут давать хороший урожай на данной земле, какой севооборот необходим в каждом конкретном случае. Большую помощь фермерам оказывает государственная Служба инспекции состояния здоровья животных и растений (The Animal and Plant Health Inspection Service, APHIS). Это также бесплатный сервис, созданный с целью защиты животных и растений от болезней. Сотрудники службы имеют информацию обо всех эпизоотиях и эпифитотиях в районе. Специалисты выезжают на фермы и производят проверки состояния здоровья растений и животных, дают рекомендации. Через сеть региональных офисов государство оказывает фермерам не только практическую, но и информационную помощь, необходимую для грамотного ведения хозяйства. Значительную устойчивость сельскохозяйственному производству придает и система страхования урожая. В случае гибели урожая по причине стихийных бедствий, пожаров, травли животными и др. фермер получает компенсацию. Эти меры защищают фермеров от разорения, даже если урожай уносится ураганом или смешивается с землей потоками воды в наводнение. Эта система мер десятилетиями удерживает поколения фермеров на своей земле. [11].

Оценивая в целом организацию  аграрного бизнеса в США, следует  подчеркнуть высокую и все  усиливающуюся роль различных форм кооперации, - перерабатывающей, снабженческой, обслуживающей сбытовой. Фермерские хозяйства и корпорации являются одновременно участниками нескольких кооперативов и объединений и  сами нередко (особенно партнерства  и корпорации) представляют кооперативные  организации. Перспективы сельского  хозяйства США в настоящее  время трудно представить без  кооперации, благодаря которой фермеры  имеют возможность удешевлять производство, производить конкурентное продовольствие, хранить продукцию, приобретать  дорогостоящие ресурсы для совместного  использования.

Особенно заметна роль кооперации финансовых средств, капитала и ресурсов при создании крупных и крупнейших агропромышленных корпораций, ферм и объединений в области производства говядины, свинины и продукции птицеводства. Нередко такие фермы достигают размера 1500-2000 и более гектаров. Это – весьма крупные откормочные площадки, блоки и модули, производящие продукцию на рынок, имеющие, как правило, перерабатывающие цеха для получения высоко конкурентного готового продовольствия, составляющего основу сельскохозяйственного импорта. Число таких агропромышленных формирований в стране постоянно увеличивается, хотя они и подлежат жесткому контролю по антимонопольному законодательству. В настоящее время крупные агрообъединения с объемом реализации на сумму свыше 1 млн. долл. дают более трети всей товарной продукции сельского хозяйства. Тем не менее тенденции подтверждают, что корпорации и укрупнение фермерского производства становятся очевидной действительностью, имеющей солидные перспективы. [2, с.3-5]

Таким образом, фермерская организация  США многообразна. Она не является застывшей и неизмененной. За последние 40 лет количество фермерских хозяйств уменьшилось в 2,7 раза. А их средний размер вырос в 2,2 раза. Существенно изменилось их имущественное состояние. Если в 1950 г. в расчете на одного владельца приходилось имущества на 17 тыс. долл., то в 1990 г. – почти 400 тыс. Это стало возможным в результате того, что правительство направляет фермерам солидные дотации. В данной связи фермеры смогли увеличить валовой доход с 33 млрд. долл. в 1950 г. до 200 млрд. в 1990 г.

 

 

 

 

 

 

   2 Развитие  и регулирования агробизнеса на современном этапе в Республике Беларусь.

2.1 Общее положение  сельского хозяйства Республики  Беларусь.         

 В советское время  в Беларуси сельскому хозяйству  уделялось большое внимание. Укреплялась  материально-техническая база, повышалось  плодородие почвы, что обеспечивало  высокие показатели не только  в рамках СССР, но и на мировом  уровне. Так, в 1990-1991годах республика  в расчете на душу населения  производила мяса и молока  больше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна - на треть больше, чем  в среднем страны Европейского  союза. Беларусь занимала первое  место в мире по производству  картофеля и льноволокна. 

    В дореформенный период республика поставляла в союзный фонд до 1 млн тыс. картофеля, 300 тыс. тонн мясных и более 2 млн тонн молочных продуктов. Один работник сельского хозяйства обеспечивал продуктами питания свыше 20 человек.         

 После распада СССР, в Беларуси, как и в большинстве  других союзных республик, начались  кардинальные преобразования аграрной  сферы экономики. В их основе  лежали не проверенные практикой  сомнительные идеологические постулаты:  смена форм собственности, приватизация  и разгосударствление, фермеризация, либерализация цен и внешней торговли, отказ государства от регулирования экономических процессов, от государственной поддержки сельского хозяйства. За 5 лет аграрных преобразований многое из достигнутого было разрушено: объем инвестиций сократился в 8,3 раза, а их доля в общих инвестициях уменьшилась с 28,8 до 8,5%. Деградировал производственный потенциал отрасли, сокращались основные и оборотные фонды, росла изношенность технических средств, сокращалась численность работников сельского хозяйства. Все это ускоряло спад производства. Индекс объема продукции отрасли опустился в 1995 г. до 74%.[9]. 

 Во второй половине 90-х годов темпы разрушения  агропромышленного производства  несколько сократились. Однако  кризисная ситуация отрасли продолжала  нарастать.Существовавшая система ценообразования углубляла межотраслевой диспаритет. Закупочные цены не покрывали среднеотраслевые издержки по производству продукции животноводства. Нарастали взаимные неплатежи юридических лиц и задолженность, которая в расчете на одно сельскохозяйственное предприятие составила в начале 2001 года около 215 млн руб., а доля убыточных организаций в отрасли - 59,3%. Индекс объема продукции сельского хозяйства опустился до 71%, а доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства до 6,8% в 2000 г. и 4,9% в 2001 году.[9].         

 Словом, сельское хозяйство  находилось в таком состоянии,  что законно возникал вопрос, а есть ли вообще выход из  создавшегося положения? И где  тот передаточный механизм, с  помощью которого можно было  бы вытянуть отрасль из глубокого  кризиса?         

 Чтобы разорвать порочный  круг, в котором оказался агропромышленный  комплекс Беларуси, нужны были  не отдельные, не половинчатые, а самые решительные кардинальные  меры. Была разработана и одобрена  указом президента программа  «совершенствования агропромышленного  комплекса республики Беларусь  на 2001-2005 годах». Совет Министров  принял постановление о дополнительных  мерах по ее реализации. Среди  них важнейшие: углубленная специализация  производства и концентрация  средств на приоритетных направлениях; совершенствование экономического  механизма хозяйствования; технико-технологическое  переоснащение сельскохозяйственного  производства; кооперация и интеграция  средств производства и капитала  взаимосвязанных структур АПК,  что позволяло преодолеть разобщенность  предприятий в вопросах производства, переработки и сбыта продукции, объединить их экономические интересы.         

 Было предложено десять  моделей реструктуризации сельскохозяйственных  организаций находящихся в критическом  положении. Местам дано полное  право выбора целесообразных  форм реформирования. Конкретный  вариант определялся на местах, с учетом условий каждого хозяйства.          

 Противники крупного  производства считали, что в  условиях общественной собственности  невозможно повысить мотивацию  к труду, что только мелкое  частное предпринимательство  способно хозяйствовать эффективно, разумно использовать производственные ресурсы, сделать непосредственных производителей причастными к управлению хозяйственными делами. Без этого, считали они, не может быть рационального обновления общества, возрождения села, раскрепощения экономики и необходимой динамики в ее развитии. Не будучи собственниками земли, других средств производства, - говорили они, - сельский производитель становится подневольным и не может по своему усмотрению распоряжаться полученной продукцией, а для этого каждый земледелец должен быть землевладельцем. По их мнению только в этом случае можно создать общество социальной справедливости, где земля будет принадлежать тем, кто ее обрабатывает, а земледелец по своему усмотрению распоряжаться произведенным продуктом. Их  не смущало, что этот путь ведет к примитивному натуральному хозяйству.[9].                  

 Специалисты сельского  хозяйства, большинство крестьян  были убеждены в том, что  наилучший путь развития сельского  хозяйства это организационно-экономическое  укрепление колхозов и совхозов, сельскохозяйственных кооперативов, агрокомбинатов и агрофирм. Только  на основе крупнотоварного производства можно выйти из кризиса, создать эффективное, конкурентоспособное производство, спасти деревню от разрухи.

В Беларуси выбрали оптимальный  вариант,  взяв курс преимущественно на крупные коллективные формы хозяйствования. При этом учитывался не только отечественный, но и зарубежный опыт.

На  современном   этапе  развития  сельское хозяйство Беларуси специализируется на продукции животноводства (молоко, мясо), а также на выращивании льна и картофеля, зерновых и овощных культур, сахарной свеклы, рапса и кормовых культур. Агропромышленный комплекс ориентируется на создание многоукладного сельского хозяйства, сочетающего различные формы собственности и хозяйствования, как колхозы, совхозы, так и фермерские хозяйства.

Злаки занимают  доминирующее положение в производстве зерновых, главным  образом выращиваются: ячмень, рожь, пшеница, картофель, кормовые культуры. Производство зерновых на душ населения  составляет около 5.5 миллионов тонн. Исходя из этого показателя и показателя совокупного объёма производства зерновых. Беларусь можно поставить в один ряд с большинством  европейских  стран. Беларусь входит в семёрку  мировых лидеров производителей картофеля и занимает первое место  по его производству на душу населения. Практически все сельскохозяйственные предприятия и домашние хозяйства  выращивают картофель. Площадь суммарного картофельного поля  Беларуси составила  около 500 тыс.га. или 8% пахотных земель .На долю  сельскохозяйственных предприятий и фермеров приходится около 50 тыс.га. оставшиеся 450 тыс.га. приходится на домашние хозяйства.  В   последнее время в связи со  структурными изменениями в Республике Беларусь и ориентацией на возобновляемые источники энергии постоянно  увеличивается производство  зернобобовых и масленичных культур. В Беларуси  выращивается 16% мирового и  20% европейского урожая  льна.[12].

Основными направлениями  в животноводстве являются выращивание  скота для производства мяса и  молока, а также  свиноводство и  птицеводство.

Общая площадь Республики Беларусь – 207,6 км2 . Сельскохозяйственные угодья занимают 44,9% территории, причём 26,7% - пахотные земли. Таким образом в Республике Беларусь на душу населения приходится 0.9 га сельскохозяйственных угодий и 0.6 га пахотных. Неиспользуемые земли (песок, кусты, болота и т.д.) составляют 15% всей территории страны. За последние 20 лет 600 тыс. га.  угодий   выбыло из сельскохозяйственной деятельности.[12].

Количество занятых в сельском хозяйстве сократилось с 14,1% в 2000г.  до 9.4% в 2009г. С целью изменения положения принимаются всяческие меры для привлечения населения в сельское хозяйство.Одно из  таких мер является  Государственная программа возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 25 марта подписал Указ № 150 «О Государственной программе возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы».Цель этого масштабного документа - улучшение условий жизни сельского населения и дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства.Программа возрождения и развития села разработана на основе результатов выполнения Программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы.По форме новая программа состоит из трех частей: паспорта, основного содержания и приложения.Впервые в документ такого плана введен паспорт, раскрывающий механизм реализации программы. В нем определены государственные заказчики (отраслевые министерства и облисполкомы) и государственный заказчик-координатор программы (Министерство сельского хозяйства и продовольствия). Это обусловлено межотраслевым и межведомственным характером решаемых проблем. Распределение разноплановых задач между заказчиками позволяет обеспечить системное управление и ответственность за реализацию программных мероприятий. Важная отличительная особенность Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы ее масштабность .Система мероприятий, представленная в программе, состоит из двух разделов социального и производственного. Проводниками социальных стандартов на селе определены агрогородки. На их основе предполагается устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, направленное на формирование необходимых условий для жизни населения. В течение 2005 - 2010 годов предусмотрено создание 1481 агрогородка. В последующие годы это направление также будет сохранено.[5].

В производственной сфере  достижение к 2010 году запланированных  объемов сельскохозяйственного  производства и его рентабельности в 18-20% базируется на тринадцати приоритетных направлениях. Среди них: технико-технологическое  переоснащение отрасли, развитие перерабатывающей промышленности, мелиорация земель и  повышение плодородия почв. При необходимой  государственной поддержке АПК  реализация системы программных  мероприятий в производственной сфере позволит существенно улучшить экономику аграрной отрасли.Программа отличается также значительными объемами финансирования. На возрождение и развитие села планируется выделить 69,8 трлн. рублей. Государственное ежегодное вложение средств только в АПК возрастет в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом. Таким образом, реализация Программы позволит создать устойчивую аграрную экономику страны, обеспечивающую достойную жизнь труженикам села, гарантирующую продовольственную безопасность страны и существенный вклад аграрного сектора в экспортный потенциал Беларуси.

Информация о работе Развитие и регулирования агробизнеса на современном этапе в странах Запада (Германии,США)