Развитие инновационной деятельности в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы:
− раскрыть сущность понятия «инновация», «инновационная деятельность и процесс»;
− рассмотреть состояние инновационной деятельности на современном этапе
− определить пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………....4
Инновации: сущность, функции и виды ……………………………..…..4
1.2. Сущность инновационной деятельности и инновационный процесс…………………………………………………………………………....10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………….……...16
2.1. Состояние инновационной деятельности в России на современном этапе………………………………………………………………………………16
2.2. Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инноваций……………………………………………………….…..21
2.3. Пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью в России ……………………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовик инновации.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………....4

    1. Инновации: сущность, функции и виды ……………………………..…..4

1.2. Сущность инновационной деятельности и инновационный процесс…………………………………………………………………………....10

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………….……...16

2.1. Состояние инновационной деятельности в России на современном этапе………………………………………………………………………………16

2.2. Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инноваций……………………………………………………….…..21

2.3. Пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью в России ……………………………………………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Инновации — это основная движущая сила экономики страны в  двадцать первом веке. Без инновационного развития экономики невозможно позитивное и прогрессивное функционирование государства. Страна не сможет конкурировать с другими государствами на международных рынках товаров, работ и услуг.

Перевод экономики на инновационный путь развития выступает  определяющим фактором дальнейшего  роста уровня жизни населения, перехода на современные стандарты качества жизни, обеспечения безопасности государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что грамотная  инвестиционная политика государства  способствует улучшению инвестиционного  климата в стране, усилению притока  иностранных инвестиций и развитию экономики как основы процветания страны, а это особенно значимо для российской экономики в связи с нынешним состоянием инвестиционной деятельности.

Цель курсовой работы:

− раскрыть сущность понятия  «инновация», «инновационная деятельность и процесс»;

− рассмотреть состояние инновационной деятельности на современном этапе

− определить пути решения  проблем, связанных с инновационной  деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Инновации: сущность, функции и виды

В литературе можно найти множество определений термина «инновация». Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение «инновации», которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиций конкретного субъекта их осуществления – государства, региона, отрасли, предприятия.

Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XXв., который подчеркивал, что инновация − это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

В соответствии с международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций, инновация − конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Также, существует определение, что инновация − результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д.

В широком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Анализ приведенных  определений термина «инновация»  позволяет констатировать, что распространены три точки зрения. Первая – инновация отождествляется с нововведением, новшеством.

Вторая точка зрения − инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством.

Третья – инновация  как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего  аналога.

Рассматривая различные  определения, можно прийти к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Существует несколько  факторов, побуждающих к созданию нового продукта. Первый — это реально  существующая или потенциальная  потребность в новшестве данного  типа. Изобретение, а затем и новая продукция появляются как следствие запросов общества, как реакция на его экономические и социальные потребности. Задача— выявить и осознать эти потребности, материализовав их в требуемый продукт.

Второй фактор — это  научнотехнический прогресс. Он не позволяет останавливаться на достигнутом, надолго задерживаться на выпуске одной и той же продукции. Задача — постоянно отслеживать достижения науки и техники в данной сфере деятельности, обеспечивать соответствие этим достижениям продукции, выпускаемой предприятием.

Третьим фактором является конкуренция. Напряженная борьба хозяйствующих  субъектов за покупателя, за выживание  в условиях жесткого соперничества  делает неизбежным процесс исчезновения с рынка некачественных или несовременных  товаров и услуг.

Инновации характеризуются  рядом признаков, важнейшими из которых  являются:

1.новизна (продукт  инновации должен обладать новыми  свойствами по сравнению с  аналогами);

2. широкая область  возникновения (объектами инноваций  могут быть продукция, технология производства, организация производства, труда, управления и т.д.)

3. эффективность (инновации должны быть ориентированы на обеспечение экономического, научно-технического, социального эффектов).

При наличии перечисленных  признаков в совокупности инновации способны выполнять следующие функции:

1. воспроизводственную  (означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов).

2. инвестиционную (прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание второй функции инновации).

3. стимулирующую (получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами).

Сущность инновации  проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Различают несколько  видов инноваций:

− технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

− технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

− организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

− информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

− социальные направлены на улучшение условий труда, решение  проблем здравоохранения, образования, культуры.

По степени радикальности  выделяют:

− базисные инновации – это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, дающие начало новым, ранее не известным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах.

− системные инновации представляет собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новым способом.

− улучшающие инновации – это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций.

− псевдоинновации – это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых  продуктов.

Процессные инновации  означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые  для отрасли в мире; новые для  отрасли в стране; новые для данного предприятия.

По стимулу появления (источнику) можно выделить: инновации, вызванные развитием науки и техники; инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями рынка (группы предприятий).

Восходящие инновации создаются на основе новых знаний, нисходящие инновации имеют в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию.

Внедрение инноваций  оказывает влияние на продуктово-технологические  и рыночные возможности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить три типа инноваций: архитектурные, нишесоздающие и регулярные.

Архитектурные инновации  – это инновации, приводящие к  устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей.

Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.

Регулярные инновации «консервируют» как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий.

Жизненный цикл инновации  представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Инновация в своем  развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

− состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

− состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

− специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Многообразие форм инноваций  не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.

В рамках полного жизненного цикла проекта можно выделить инновационную, инвестиционную и производственную стадии. Базовые параметры технологии и характеристики производимого на ее основе продукта устанавливаются (фиксируются) на инновационной стадии. В дальнейшем они реализуются через инвестиционный этап (создание производственных мощностей) и производственный этап (реализация рыночного потенциала).

Информация о работе Развитие инновационной деятельности в российской экономике