Развитие инновационной деятельности в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы:
− раскрыть сущность понятия «инновация», «инновационная деятельность и процесс»;
− рассмотреть состояние инновационной деятельности на современном этапе
− определить пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………....4
Инновации: сущность, функции и виды ……………………………..…..4
1.2. Сущность инновационной деятельности и инновационный процесс…………………………………………………………………………....10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………….……...16
2.1. Состояние инновационной деятельности в России на современном этапе………………………………………………………………………………16
2.2. Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инноваций……………………………………………………….…..21
2.3. Пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью в России ……………………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовик инновации.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

Для России характерно наличие  крайне несбалансированной инновационной  системы. С одной стороны, созданы и эффективно функционируют многие объекты инновационной инфраструктуры − инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы. С другой, − отсутствуют эффективные правила их взаимодействия на законодательном уровне, что негативно влияет на результативность и качество исследований, технический уровень производства.

Особо следует выделить проблему финансирования НИОКР, являющихся базой для создания инноваций. Объем  и структура финансирования науки  не соответствует ни потребностям ее развития, ни мировым стандартам. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП составила в 2006г. 1,17% (в 1990 г. − 2,03%). Величина этого показателя значительно ниже, чем в индустриально развитых странах: 2,60% в США, 2,55% в Германии.2

Пассивность предприятий в освоении новых продуктов, услуг, технологических процессов обусловлена, в частности, их слабой внутрифирменной наукой.

Менеджмент современных  российских предприятий еще недостаточно подготовлен для инновационного развития в условиях рынка, а научные учреждения в целях рекламы и быстрого извлечения прибыли часто предлагают необоснованные проекты, носящие псевдонаучный характер и содержащие недостоверную информацию, что увеличивает риски внедрения инноваций. В 2008 г. только 1565 предприятий (5,9% их общего числа) имели в своей структуре научно-исследовательские подразделения.

Исследовательские подразделения  компаний, обладающие высококвалифицированным  персоналом, являются проводниками новых  идей, инициаторами и разработчиками новых технологий и вносят весомый  вклад в формирование благоприятного инновационного климата на микроуровне.

Низкая эффективность государственного участия в инновационном развитии выражается в несвоевременности и неполноценности поступления статистических данных, низком рейтинге инвестиционного климата, некомфортности предпринимательской деятельности, ужесточении администрирования и налогового бремени.

Но несмотря на все  это, уровень финансирования науки в России постоянно возрастает, что позволяет России по результативности научных исследований находиться в числе передовых стран мира, несмотря на значительную утечку мозгов в период перехода к рыночной экономике. Инфраструктура инновационного развития значительно улучшилась за счет создания технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, ЦКП, технико-внедренческих экономических зон, но эффективность их деятельности недостаточна в связи с низким спросом на инновации.

Абсолютные преимущества российской экономики не ограничиваются только богатыми запасами природных  ресурсов. Следует отметить достаточно высокий общий образовательный  уровень населения. Россия занимает лидирующее положение на международном рынке ядерных технологии, космической техники и услуг. Так, доля нашей страны на мировом рынке оборудования и услуг для строительства АЭС составляет 11 %, переработки ядерных отходов - 8 – 9 %, космических запусков – 11 %. Имеются уникальные и конкурентоспособные на мировом рынке разработки и технологии в области химической промышленности, медицины, военной техники. 3

Общую картину инновационных  процессов в стране определяют практически  четыре отрасли - машиностроение и металлургия, химическая и пищевая промышленность. Они охватывают более 70% всех инновационных предприятий и, как правило, отличаются наиболее высоким уровнем инновационной активности, вдвое и более превосходящим средний по промышленности.

В России разработана государственная стратегия инновационного развития до 2020 г., в которой произведен анализ нынешнего состояния, определены цели и задачи на планируемый период, разработаны вопросы подготовки персонала, стимулирования инновационной активности, роли государства в инновационном развитии макроэкономики, повышения эффективности внедрения научных исследований, повышения инновационной активности регионов, финансового обеспечения инновационного развития.

К 2020 г. количество предприятий, избравших инновационный путь развития, должно возрасти до 50%, за счет чего доля России в предложении наукоемких инновационных товаров на мировом рынке должна достигнуть от 5 до 10%. Выполнение этого плана включает создание инновационного трудового ресурса, повышение инновационной активности субъектов экономики, оптимизацию инновационной деятельности государства, сбалансирование НИОКР, информационное обеспечение.4

Таким образом, Россия традиционно  играет одну из ведущих ролей в  мире по развитию фундаментальной науки, поэтому ее потенциальные возможности позволяют рассчитывать на достойное место на международном рынке НИОКР.

 

 

 

2.2. Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инноваций

Как элемент системы  государственного регулирования, политика в области инновационной деятельности должна иметь:

− четко определенные цели государственной политики;

− органы управления, реализующие  функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

− информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования достаточной для реализации функций управления полноты;

− инструменты регулирования  и поддержки, с помощью которых  органы государственного управления воздействует на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся  несколько составляющих:

− прямое государственное стимулирование путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;

− косвенное государственное  стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном  и частном секторах экономики  с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки инновационных МП;

− предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и  тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);

− формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической  информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, центры подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.

В свою очередь, формирование системы инструментов регулирования и поддержки инновационной деятельности осуществляется путем создания соответствующей законодательной базы, а также формирования инфраструктуры (включая органы госуправления), реализующей элементы государственной политики в области поддержки инноваций.

Государственная инновационная  политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1. Признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

2. Обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

3. Концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

4. Создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

5. Создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

6. Активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

7. Укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Государство в РФ осуществляет поддержку и стимулирование инновационной  деятельности путем:

− совершенствования  законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

− участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и  проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

− организации закупок  для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники  с целью обеспечения гарантированного их распространения;

− создание в установленном  законодательством Российской Федерации  и законодательствами субъектов  Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной  деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

В российской экономике  существует достаточное количество проблем, связанных с государственной  поддержкой в сфере инноваций. Значимость этих проблем диктует необходимость разработки государственной стратегии.

Главной проблемой в  настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ  производственных мощностей не позволяет  выдержать конкуренцию с западными  производителями даже на внутреннем рынке. Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны

Если проанализировать имеющиеся законодательные акты федерального уровня, касающиеся государственной поддержки инновационной деятельности, и сравнивая их с региональными, можно сказать, что многие субъекты РФ уже давно приняли у себя «свой» закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», что говорит об опережении регионами федеральных законодателей.

 Становится ясно, что Федеральный закон «О государственной поддержке инновационной деятельности» необходимо принять, что бы навести порядок и упорядочить принятые ранние федеральные и региональные законы, касающиеся столь перспективной и наукоёмкой сферы. А так же решить проблемы связанные со стимулированием инновационной деятельности как государственных, так и частных организаций, повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции на мировой торговой площадке.

В значительной степени  развитие российских инноваций тормозит отсутствие всестороннего нормативно-правового  обеспечения этой сферы. Сегодня  правовая база инновационной деятельности далеко не совершенна и требует серьёзной переработки.

Также государственная поддержка оказывается не всем субъектам инновационной деятельности, а только тем, которые отвечают требованиям, установленным в законе, что предотвращает «уравниловку» и неэффективное использование государственной помощи. Подавляющее большинство регионов реально испытывает значительные трудности в финансировании научных исследований. Средства региональных бюджетов удовлетворяют примерно лишь 50% потребностей регионов в таких финансовых ресурсах. Для увеличения доли инновационной продукции в ее общем объеме до 20%, по мнению экономистов, необходимо увеличить вклад регионов в 10 и более раз с тем, чтобы их доля достигла 0,03% консолидированного бюджета. В настоящее время только 4 субъекта РФ из 81 удовлетворяют этим требованиям. Вызывает проблему и существующий средне-российский уровень финансирования прикладной науки из консолидированных бюджетов субъектов РФ (0,005–0,006%), который нельзя признать достаточным для реализации стратегии инновационного развития.

Несмотря на крайне благоприятную  внешнеэкономическую ситуацию и  высокие цены на нефть, России до сих  пор не удалось выйти на дореформенный  уровень развития (разве что только по количественному показателю ВВП).

Инвестиции, то есть та основа, на которой стоит будущее развитие страны, находятся на уровне 56,8% от уровня 1990г., промышленное производство – 77,1%, внутренние затраты организаций на исследования – 55,6% (рис. 1).5

Рис.1 Динамика основных показателей и уровень инновационности экономики России

Внутренние затраты  на исследования и разработки (затраты, выполненные собственными силами организаций, включая как текущие, так и  капитальные, независимо от источников финансирования) составляют немногим больше 1,2% от ВВП, в то время как в других странах и в СССР уровень значительно выше.

Значение государства  в финансировании исследований лишь в последнее время немного  выросло.  но до сих пор финансирование науки из бюджета в 4 раза меньше, чем в 1990 году (2,03% против 0,56%). Значение внебюджетных фондов снизилась и остается на уровне 1,6%.6

Следовательно, в настоящее время стратегически важным становится поиск решения проблем финансового обеспечения всех стадий инновационной деятельности и, прежде всего, более полного использования полученных результатов по ключевым направлениям фундаментальной и прикладной науки. Одновременно необходимо найти пути и создать необходимые предпосылки для обеспечения стадии коммерциализации адекватными объемами финансовых ресурсов из разных источников. При этом государство выступает важным агентом финансового обеспечения всей инновационной системы

Информация о работе Развитие инновационной деятельности в российской экономике