Развитие инновационной деятельности в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы:
− раскрыть сущность понятия «инновация», «инновационная деятельность и процесс»;
− рассмотреть состояние инновационной деятельности на современном этапе
− определить пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………....4
Инновации: сущность, функции и виды ……………………………..…..4
1.2. Сущность инновационной деятельности и инновационный процесс…………………………………………………………………………....10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………….……...16
2.1. Состояние инновационной деятельности в России на современном этапе………………………………………………………………………………16
2.2. Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инноваций……………………………………………………….…..21
2.3. Пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью в России ……………………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовик инновации.doc

— 306.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, для инновационного рывка, изменения структуры хозяйства необходима мобилизация усилий государства и общества. Для России государственная поддержка − это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. Государство должно выступать не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной системы инновационных взаимодействий.

 

2.3. Пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью в России

Восстановление экономики  России возможно только в результате оживления реального сектора. Наблюдаемый  спад обусловлен неподготовленностью  российских производителей к конкуренции на открытом внутреннем и тем более зарубежных рынках. Отставание от конкурентов во многих отраслях определяется одновременно низкими потребительскими качествами продуктов, использованием несовершенных технологий, морально и физически устаревающего оборудования.

Финансирование, необходимое  для освоения новых продуктов  или технологий либо приобретения нужного  оборудования, возможно только при  создании у инвестора уверенности  в долгосрочном конкурентном рыночном преимуществе конкретной инновации, что является единственной гарантией возврата его инвестиций.

Таким образом, необходимым  условием позитивного развития национальной экономики является по возможности  быстро реализуемые эффективные  инновации. Эффективная коммерциализация технологий – ключ к развитию высокотехнологичных предприятий. Характерное для многих отраслей непрерывное сокращение цикла жизни продуктов обусловливает необходимость совершенствования практики разработок, проводимых с целью улучшения продуктов, создания или сокращения конкретных преимуществ.

Можно отметить, что развитию инновационного предпринимательства препятствует и неблагоприятный экономический фон российской экономики в целом. В России существует множество проблем. Первоочередными могут стать следующие мероприятия.

Во-первых, для устранения проблемы отсутствия точных данных необходимо в срочном порядке начать проводить  мониторинг инновационных фирм Российской федерации. Нужно знать сколько  инновационных предприятий работает в каждом городе, районе, области.

Во-вторых, при обсуждении государственного участия в улучшении  инновационного климата в центре внимания стоит проблема финансирования. Недостаточное государственное  финансирование — это только одна сторона проблемы, поскольку важен  не только объем выделяемых средств, но как и кому эти средства выделяются.. Другая сторона проблемы состоит в слабом использовании государством косвенных рычагов стимулирования научной деятельности, которое является основным методом создания благоприятного инновационного климата в развитых странах мира.

Совершенствование системы  финансирования должно начинаться с  реструктуризации системы приоритетов  научно-технологического развития. В  соответствии с новыми приоритетными  направлениями необходима реорганизация  системы формирования федеральных целевых программ, включая Федеральные целевые научно-технические программы, которые призваны обеспечить научный задел по приоритетным направлениям и научную базу остальных федеральных целевых программ отраслевого характера. При реализации выбранных программ отбор исполнителей проектов должен производиться на основе тендеров и финансироваться на контрактной основе. Это создаст благоприятные условия для развития конкурентной среды. Оптимальным является паритетное финансирование с привлечением средств регионов и/или внебюджетных источников. Государство не должно брать на себя то, что могут финансировать сами промышленные предприятия, и только в определенных случаях стимулировать развитие отраслей через программную поддержку исследований и разработок. В общем случае программным способом из средств государственного бюджета целесообразно финансировать:

— социально значимые исследования и разработки (например, значительная часть медицинских  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

— разработка новых технологий, важных для государства в целом, но не привлекательных для других субъектов рынка;

— работы по разработке и созданию общественно значимой инфраструктуры (создание сети инкубаторов  малого бизнеса, инновационно-технологических центров);

— программы отдельных  коммерческих проектов с целью стимулирования развития малого высокотехнологичного бизнеса (как правило, на условиях софинансирования с частным бизнесом).

Также необходимо стимулировать разработку и принятие комплекса мер, гарантирующих предприятиям стабильность бизнеса при банкротстве арендодателей и предоставлять им шанс на получение в собственность (при выполнении каких-то условиях, в какой-то период и т.д.) занимаемых помещений и используемого оборудования.

В-третьих, для решения проблемы отсутствия правовой основы необходимо разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность» и многих других понятий инновационной сферы. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности должно предполагать разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали:

1) заинтересованность  государства, общественных организаций,  предприятий и частных лиц,  вкладывать значительную часть  своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности;

2) заинтересованность  всех участников в доведении  инновационной идеи до товарного  вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов;

3) возможность получения  гарантированного и льготного  кредита участникам инновационной деятельности;

4) обеспечение защиты  прав интеллектуальной собственности как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков;

5) обеспечение общепризнанного  социального статуса и страховой  защиты как исполнителей и  участников инновационных процессов,  так и инвесторов, финансирующих эти пректы;

6) развитие конкурсных начал в распределение средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств.

В-четвертых, для стимулирования развития инновационной сферы необходимо создать конкуренцию, которая возможна при наличии налоговых стимулов. Это снижение пошлин на оборудование, решение таможенных проблем, введение налоговых льгот, предоставление малым предприятиям на льготных условиях энергии и арендуемых помещений.

В-пятых, для устранения кадровой проблемы необходимо подготовить квалифицированных руководителей инновационных проектов, что требует времени и затрат. Действенным будет открытие новых инновационно-технических центров при учебных заведениях. Также проблему нехватки знаний и опыта могут решить бизнес-инкубаторы. Справиться с низкой мотивацией исследователей поможет цепочка стимулов, направленных на рост интереса к выгодному и перспективному бизнесу.

В целях оздоровления финансовых механизмов следует разрабатывать  новые венчурные программы финансирования. Нужно осознать необходимость создания большого количества инновационно-технических центров, технопарков и бизнес-инкубаторов, которые могут реально поддержать малый бизнес.

Таким образом, улучшение  экономических условий для развития инновация в России будет способствовать росту количества и улучшению качества инновационного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвестиционная политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического развития России. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.

В настоящее время  инновационная деятельность является одной из наиболее слабых звеньев  в формировании рыночной инфраструктуры России, а это, в свою очередь, напрямую влияет на уровень конкурентоспособности  отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынке.

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование  опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки  инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

Чтобы реализовать инновационно-технологический  путь развития России, необходимо разрабатывать  свои, принципиально новые технологии по всем видам экономической деятельности на основе новых знаний, добытых  в результате фундаментальных научных  исследований, и внедрять их в опытное, серийное или промышленное производство или покупать чужие технологии.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Балацкий, Е. Инновационной сектор промышленности // [Электронный ресурс] : www.mgimo.ru
  2. Гудкова А. А. Состояние, проблемы инновационной деятельности и инструменты ее активизации (на примере Российской Федерации) // [Электронный ресурс] :   http://iee.org.ua
  3. Инновации в России // [Электронный ресурс] :   http://www.strf.ru/
  4. Инновационная деятельность российских компаний // [Электронный ресурс] :   http://dspace.gsom.pu.ru/
  5. Кокуева Я. А. Проблемы теории и практики предпринимательства / Я. А. Кокуева // Проблемы современной экономики. − 2009. − № 1(29).
  6. Краснов, Л. В. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг // [Электронный ресурс] :      http://institutiones.com/
  7. Определение инновационного процесса и инновационной деятельности // [Электронный ресурс] :      http://www.innovbusiness.ru/
  8. Роль госкорпораций в развитии инноваций в современной России // [Электронный ресурс] :   http://igpr.ru/
  9. Шуваев, А. В. Инновации в воспроизводственном процессе ресурсного потенциала экономики // [Электронный ресурс] :    http://journal.kfrgteu.ru/
  10. Юрин, С. В. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике/ С. В. Юрин // Проблемы современной экономики. −  2010. − № 3(35).

 

 

 

 

1 http://www.m-economy.ru

2 http://www.iee.org.ua

3 http://www.mgimo.ru

4 http://www.m-economy.ru

5 http://igpr.ru/

6 http://igpr.ru/


Информация о работе Развитие инновационной деятельности в российской экономике