Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель курсовой работы:
− раскрыть сущность понятия «инновация», «инновационная деятельность и процесс»;
− рассмотреть состояние инновационной деятельности на современном этапе
− определить пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………....4
Инновации: сущность, функции и виды ……………………………..…..4
1.2. Сущность инновационной деятельности и инновационный процесс…………………………………………………………………………....10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………….……...16
2.1. Состояние инновационной деятельности в России на современном этапе………………………………………………………………………………16
2.2. Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инноваций……………………………………………………….…..21
2.3. Пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью в России ……………………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
Инновационная деятельность − это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам.
Такая деятельность предполагает
использование результатов
К основным видам инновационной деятельности относятся:
− научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
− технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
− приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;
− инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;
− сертификация и стандартизация инновационных продуктов;
− маркетинговые решения инновационной деятельности;
− выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;
−подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.
Инновационная деятельность обладает рядом особенностей:
1. Длительность инновационного процесса. Инновация наиболее длительный из всех бизнес-процессов по времени, таких как реальное инвестирование, производство.
2. Высокая степень неопределенности и риски инновационного процесса. От прочих бизнес-процессов инновация отличается низкой предсказуемостью результатов.
3. Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию, позицию на рынке, структуру отрасли и экономику в целом.
4. «Человекоемкость» (повышенная интеллектуальная насыщенность) инновационной деятельности. Основным инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность к генерации и воплощению идей.
5. Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей еще не означает провала инновационного проекта, и наоборот, создание нового продукта не означает коммерческого успеха.
6. Неформализуемые механизмы в инновационном процессе. Инновации инициируют изменения, эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации.
Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы, находящимися на территории страны.
Субъектами инновационной деятельности являются те организации и лица, которые осуществляют инновационную деятельность, т. е. организуют, стимулируют и развивают инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности. Субъекты инновационной деятельности могут иметь функции заказчиков, исполнителей и инвесторов инновационных программ, проектов и программ поддержки инновационной деятельности в зависимости от стратегических задач, стоящих перед ними, и инновационного потенциала.
Таким образом, деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью.
Инновационный процесс (ИП) − совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии).
Инновационный процесс охватывает создание новой техники, ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя. Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом. По охвату и масштабу он может быть кластерный (межотраслевой) и отраслевой.
Участники инновационного процесса − совокупность новаторов и инноваторов (отечественных и зарубежных), государственных, региональных, отраслевых и муниципальных учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, то есть всех субъектов инновационного процесса, выполняющих функции создания, продвижения и использования новшеств, регулирования и обслуживания инновационного процесса.
Структуризация инновационного процесса по стадиям выглядит следующим образом:
1) Маркетинговые исследования потребностей рынка. С целью поиска идей для будущей инновации заключается договор на проведение исследований или исследования рынка проводятся самостоятельно.
2) Инициация инновации. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.
3) Техническая и экономическая
экспертиза проекта. Комплектую
4) Научно-исследовательские работы по тематике изделия. Утверждается техническое задание на НИР. Проведение НИР. Утверждается акт об окончании НИР.
5) Опытно-конструкторская работа. Утверждается техническое задания на ОКР. Проведение ОКР. Результатом работ является наличие комплекта конструкторской документации, откорректированной по результатам испытаний опытного образца.
6) Маркетинг инновации. После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.
7) Подготовка производства
изделия на заводе-
8) Выпуск (производство) инновации – материализация идеи, т.е. превращение идеи в товар (имущество, новый продукт, имущественное право, документ по операции и т.д.).
9) Реализация инновации. Затем производится продажа продукта или операции на рынке или же реализация операции внутри предприятия. Проводятся мероприятия по стимулированию продаж
10) Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли, индивидуальные консультации и др.).
11) Оценка экономической эффективности инновации. Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
12) Диффузия (распространение) инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.
Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.
Различают три логических формы инновационного процесса:
1. простой внутриорганизационный (натуральный);
2. простой межорганизационный (товарный);
3. расширенный.
Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Таким образом, инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Состояние инновационной
деятельности в России на
В современной глобальной
экономике динамичное развитие экономики
во все большей степени зависит
от ее способности внедрять и осваивать
передовые технологии, новые рынки, генерировать знания
и человеческий капитал. Особенно это
актуально для России. В условиях глобализации
невозможно совершить «научный, технологический,
информационный прорыв» и при этом остаться
в стороне от происходящих процессов.
Все большее число российских экспертов
приходят к выводу, что без инновации в
России не может быть длительного и мощного
экономического подъема.
По большинству показателей,
характеризующих уровень
Также инновационная деятельность в современной России сталкивается с рядом проблем: несовершенством нормативной и правовой базы, недостатком финансовых ресурсов, низкой инновационной активностью российских предпринимателей, недостаток квалифицированного персонала.
Большая часть финансирования
технологических инноваций
Сравнительно низкий
технологический уровень
В настоящее время инновационная деятельность поддерживается государством в виде пилотных проектов, распространение которых в условиях рынка затрудняется слабостью информационных связей между крупными компаниями и отраслями, самостоятельностью в выработке технологической политики предприятий, а для внедрения в производство фундаментальных исследований требуется кооперация нескольких отраслей.
В России отмечается низкий уровень инновационный активности. Она характерна для целого ряда видов экономической деятельности. В частности, в 2003г. показатель уровня инновационной активности организаций промышленности составил: в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых − 7,3%, в обработке древесины − 3,2%, в целлюлозно- бумажном производстве − 6,5%, в металлургическом производстве − 11,9% и т.д. Столь низкий уровень инновационной активности в большинстве организаций промышленности является существенным тормозом модернизации их производственного аппарата.1
Сравнение с развитыми странами свидетельствует о значительном отставании России. Величина показателя уровня инновационной активности в среднем по странам Европейского союза достигает 47%.
Недостаточными являются масштабы и темпы распространения инноваций. Как правило, инновации внедряются только на одном или двух предприятиях. Имеющиеся факты расширения объемов заимствования зарубежных технологий неизбежно провоцируют страны на « догоняющий» путь развития по целым научным направлениям и секторам экономики.
Информация о работе Развитие инновационной деятельности в российской экономике