Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:42, дипломная работа
Цель данной дипломной работы -- выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане и за рубежом, показать пути их решения.
Введение
1. Методологические основы формирования и развития предпринимательства
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства
1.3. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2. Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Зарубежный опыт развития малых и средних предприятий
3. Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства, перспективы развития малого и среднего бизнеса в республике Казахстан
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.3 Стратегия развития предпринимательства в преддверии вступления Казахстана в ВТО
Заключение
Список использованных источников
3. Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства, перспективы развития малого и среднего бизнеса в республике Казахстан
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
Во всех странах с развитой экономикой развитию и поддержке малого бизнеса способствует государство, создает предпосылки для открытия новых рабочих мест, возможности для расширения производства потребительских товаров и услуг, условия для гибкого и своевременного реагирования на изменения рыночного спроса, приближает товары и услуги к потребителю.
В Казахстане постоянно совершенствуется законодательная база, способствующая развитию малого и среднего бизнеса.
Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года «О государственной поддержке малого предпринимательства» регулирующий общественные отношения в области государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию и развитию инфраструктуры малого предпринимательства. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года «Об индивидуальном предпринимательстве» направленный на реализацию установленного Конституцией Республики Казахстан права граждан на свободу предпринимательской деятельности, формирование системы государственных гарантий для индивидуального предпринимательства. В 2005 году разработан законопроект «О частном предпринимательстве». Целью разработки законопроекта явилась необходимость объединения ранее принятых законодательных актов в единый закон, который бы регулировал общественные отношения, возникающие при осуществлении физическими и юридическими лицами частной предпринимательской деятельности, определял основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.[22, с 101]
Также считаем необходимым отметить, что большое внимание в законопроекте уделено вовлечению представителей предпринимательства республики в законотворческую деятельность. Одна из статей посвящена созданию и деятельности экспертных советов при центральных и местных государственных органах, которые создаются с целью проведения экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства. В экспертные советы при центральных государственных органах, в соответствии с законопроектом, будут входить представители единого республиканского объединения предпринимателей и работодателей и республиканского объединения по малому предпринимательству, при местных исполнительных органах - представители единого республиканского объединения предпринимателей и работодателей, областных отраслевых объединения и областного объединения по малому предпринимательству. В состав экспертного совета могут входить представители государственных органов и другие заинтересованные некоммерческие организации соответствующего уровня, на основании доверенности. Кроме того, для снижения административного давления и количества проверок со стороны государственных органов разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства». С принятием законопроекта будет исключена возможность принятия иных нормативных правовых актов, кроме Законов Республики Казахстан, определяющих периодичность и условия контроля за субъектами частного предпринимательства.
В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2005 года № 450 утверждена Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
Основной целью Программы является повышение конкурентоспособности Казахстана за счет совершенствования институциональных условий, направленных на максимальное расширение сфер деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и активизацию их деятельности. До настоящего времени государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных началах.
Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.
С принятием Программы предполагается решение следующих задач:
? создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
? дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
? сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
? передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
? создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;
? участие предпринимательства в инновационной экономике.
Финансирование будет проводиться за счет средств республиканского бюджета: 2005 год - 13195,12 млн. тенге (101,5 млн. $ США), 2006 год - 10215,12 млн. тенге (78,6 млн. $ США), 2007 год - 10000 млн. тенге (76,9 млн. $ США). В результате реализации Программы в течение трех лет будут увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95000млн.тенге (700 млн.$ США).
Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2005 года № 397 «О концепции развития акционерного общества «Фонд развития малого предпринимательства». Целью данной Концепции является формирование деятельности Фонда по принципу «финансового супермаркета», в котором должны быть представлены «товары и услуги», формирующие потребности, отвечающие интересам и возможностям различных слоев населения, желающих реализовать имеющийся у них предпринимательский потенциал и инициативу. Фонд как системообразующий элемент государственной поддержки предпринимательства будет расширять и усиливать следующие направления деятельности:
В целях развития системы микрокредитования предполагается:
? создание и ресурсная поддержка сети микрокредитных организаций;
? создание и функционирование микрокредитного Центра Фонда, обеспечивающего мониторинг за деятельностью микрокредитных организаций, разработку и внедрение методологии и стандартов микрофинансирования;
? организация обучения участников процесса микрокредитования как приоритетного направления учебно-методичеcкой поддержки предпринимательства.
В целях развития гарантирования предполагается:
? заключение генеральных соглашений с банками второго уровня о сотрудничестве на республиканском и региональном уровнях;
? выдача гарантий субъектам малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня, покрывающих от 50 до 80 процентов стоимости проекта.
В целях развития проектного финансирования предполагается:
? открытие специальных кредитных линий для оралманов, молодежи, потенциальных предпринимателей пенсионного возраста, ремесленников, инвалидов;
? кредитование внедрения международных стандартов качества менеджмента с последующим возмещением 50 процентов затрат предпринимателя;
? кредитование франчайзинговых операций;
? кредитование участников инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
? открытие кредитной линии для поэтапной капитализации предприятий малого бизнеса за счет заемных средств Фонда.
В целях развития финансового лизинга предполагается расширение объемов финансирования проектов предусматривающих обновление и модернизацию основных фондов малых предприятий.
Кроме того, в целях построения конструктивного диалога между государственными органами и общественными объединениями предпринимателей (работодателей) в марте 2005 года на Конгрессе предпринимателей было принято решение об образовании Общественного Юридического Лица «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».
Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 23 апреля 2005 года № 1560 создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. В состав Совета вошли представители государственных органов, неправительственных организаций и предприниматели республики, возглавляет Совет Президент республики.
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года, Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства", Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, поручений Президента Республики Казахстан, данных в Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 года и на Конгрессе предпринимателей Казахстана 25 марта 2005 года. Целью Программы является выработка эффективной политики в области государственной поддержки и развития малого бизнеса, создание развитой и доступной инфраструктуры, раскрепощения предпринимательской инициативы населения, улучшение условий для развития предпринимательства, в целях:
- создания условий для активного роста количества субъектов малого бизнеса, особенно в форме юридического лиц,
- изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса в сторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,
- активного вовлечения населения страны в предпринимательскую деятельность, раскрепощения их инициативы и созданию новых рабочих мест,
- увеличение доли субъектов малого бизнеса в ВВП страны до 30%.
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям
1. Систематизация и совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.
2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса.
3. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.
4. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
5. Обучение, информационное, научно-методическое обеспечение и пропаганда малого предпринимательства.
6. Создание оптимальной системы контроля и проверок субъектов малого бизнеса
Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.
В результате реализации Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2007 гг. будут (будет):
- в 2005 - 2006 годах разработан и принят ряд законодательных актов Республики Казахстан;
- в 2005 году приняты меры по сокращению и систематизации контрольных и надзорных функций государственных органов в области малого и среднего предпринимательства;
- в 2005 году разработана экономическая модель развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода;
- в 2005 году создан Финансовый супермаркет;
- на начальном этапе 2005 года создано 160 микрокредитных организаций в большинстве районных центрах и малых городах;
- в 2005 - 2006 годах проведена поэтапная передача непрофильных функций предприятий и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
- в течение трех лет увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95 млрд. тенге;
- в целом создана новая идеология взаимодействия государства с частным сектором.
Действующий Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусматривает одинаковый размер штрафов, как для субъектов малого бизнеса, так и для крупных предприятий. Это заведомо стравит в неравные условия малый и крупный бизнес. Подобный подход противоречит общепринятой в мире законодательной практике. Необходимо установить фиксированные размеры штрафов для субъектов малого бизнеса, которые должны быть в 10 раз значительно меньше установленных в настоящее время и внести соответствующие изменения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Например, согласно ст.207 Кодекса, за сокрытие объектов налогообложения, на субъект малого бизнеса накладывается штраф в размере от 150 до 200% от стоимости сокрытых объектов, хотя очень часто сокрытие объектов налогообложения является результатом ошибок и отсутствия опыта. Кроме того, при формировании индикативных планов уже заранее закладываются суммы, которые поступят в бюджет в результате применения штрафных санкций. Необходимо упростить порядок предоставления земельных участков субъектам малого предпринимательства для вовлечения этих ресурсов в сферу экономической деятельности.
Конструктивное решение этих проблем позволит устранить излишние административные барьеры, тем самым облегчит и сделает максимально простым вход на рынок для всех субъектов малого предпринимательства.
На основе изучения и обобщения судебной практики будут приняты меры по обеспечению единообразия выносимых судебных решений и своевременному их исполнению, отсутствие которого в настоящее время вынуждает предпринимателей обращаться во все государственные органы для решения любыми способами вопросов, отнесенных к компетенции судов.
Реализация гарантий прав на свободу предпринимательской деятельности зависит не только от государства, но и от самих предпринимателей и их общественных организаций.
Для максимального участия общественных объединений предпринимателей в разработке государственными органами решений в области экономической и социальной политики в соответствии с Программой Правительства на 2003-2006 годы будет активизирована деятельность экспертных советов по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства. Разработка нормативных правовых актов и выработка рекомендаций на основе работы таких советов позволят государству более эффективно проводить экономическую политику.
С учетом ежегодно проводимого анализа результатов деятельности субъектов малого бизнеса, конкретной экономической ситуации в стране продолжится работа по совершенствованию системы налогового администрирования малого предпринимательства и оптимизации налоговой отчетности. Будет пересмотрен специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (на основе патента и упрощенной декларации) в части увеличения существующего размера объекта налогообложения (дохода за налоговый период) минимум в 2 -3 раза. Кроме того, п ? Оставить за предпринимателями, работающими по упрощенной декларации, право выбора использования контрольно-кассового аппарата, за исключением отдельных видов деятельности (реализация подакцизной продукции и т.д.)
? Законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента.
? Разрешить предприятиям малого бизнеса использовать кассовый метод вместо общепринятого метода начислений.
? Освободить вновь созданные предприятия малого бизнеса, в форме юридического лица, не применяющих специальный налоговый режим от корпоративного подоходного налога в первые 3 года на 100%, четвертый год - 75%, пятый год - 50%.
? Отменить авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу для действующих предприятий, или штрафы, которые взимаются, в случае отклонение реальных сумм платежей от прогнозируемого дохода. Малый бизнес в силу своей специфики достаточно неустойчив, и составлять точные прогнозы на год практически невозможно.
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана