Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:42, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы -- выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане и за рубежом, показать пути их решения.

Содержание

Введение
1. Методологические основы формирования и развития предпринимательства
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства
1.3. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2. Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Зарубежный опыт развития малых и средних предприятий
3. Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства, перспективы развития малого и среднего бизнеса в республике Казахстан
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.3 Стратегия развития предпринимательства в преддверии вступления Казахстана в ВТО
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 537.50 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства со своей стороны не всегда могут правильно построить свои взаимоотношения с финансовыми институтами. Среди основных причин можно выделить: недостаточный опыт работы в новых условиях, отсутствие необходимого залогового обеспечения, высокие процентные ставки по получаемым кредитам для организации нового производства и приобретения технологического оборудования, затруднение в своевременном получении информации о сложившихся ценах на оборудование, что приводит к приобретению его по завышенным ценам и длительной окупаемости проекта.

Общественные организации и отраслевые объединения (ассоциации) играют связующую роль между государством и гражданами в решении социальных проблем, в вопросах формирования гражданского общества и являются одним из механизмов регулирования общественных отношений в предпринимательской среде.

3.3 Стратегия развития предпринимательства в преддверии вступления Казахстана в ВТО

Если внимательно посмотреть на контекст, в котором действует отечественный малый и средний бизнес, то в настоящее время экономика Казахстана находится на пороге второго этапа коренных изменений.

Первый этап (примерно с 1991 по 2004 г.г.) ознаменовался переходом экономики от «командной» к «рыночной». Именно в этот период многие из вас сделали стратегический выбор - решили открыть свой бизнес. Это было трудное решение, которое коренным образом изменило вашу жизнь.

Второй этап (с 2005 года) подразумевает переход от «местной» экономики к «глобальной».

В каком положении должны находиться отечественные предприятия через три, пять, десять лет исходя из требований окружающей среды, в частности в свете реализации "Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года". Правительство призывает руководителей отечественных предприятий начать коренным образом перестраивать свою деятельность с тем, чтобы при вступлении Казахстана в ВТО можно было не только выжить, но и на равных конкурировать с западными компаниями. Это можно сделать двумя путями: во-первых, отечественные компании должны выпускать только ту продукцию, которая дает возможность выйти на мировые рынки, т.е. выпускать только то, что можно продавать на экспорт; во-вторых, должны осваивать производство той продукции, которая содержит наибольшую добавленную стоимость. Вступление Казахстана в ВТО откроет иностранным компаниям свободный доступ на казахстанский рынок, продукция и услуги отечественных фирм рискуют оказаться неконкурентоспособными. Выход же на внешний рынок может осложниться из-за правила о наличии сертификата системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. В последние три-четыре года казахстанские компании активно внедряют систему менеджмента качества (СМК) - стандарт ISO 9001:2000. Пути осознания необходимости внедрения систем менеджмента схожи в одном: у всех предприятий возникает необходимость создать систему предупреждения сбоев в работе, переработок, устранив их причины, более четко понять и сформулировать цели предприятия.

Предстоящее вступление Казахстана в ВТО требует повышения конкурентоспособности товаропроизводителей всех регионов республики. Систему менеджмента качества начали применять промышленные предприятия АО «ПЗТМ», ТОО «Завод многопрофильного оборудования», АО «Мунаймаш», АО «Завод им. С.М.Кирова», строительная компания «Севимсталькон», областной филиал АО «НаЦЭкС», областная дирекция телекоммуникаций филиала АО «Казахтелеком» и Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева. В настоящее время еще шесть предприятий занимаются разработкой и внедрением СМК.

Государство создает условия и поддерживает предприятия, стремящиеся внедрить всемирно признанные методы управления качеством продукции и услуг. В целях стимулирования развития субъектов малого бизнеса создан «Фонд развития малого предпринимательства», сформирована республиканская сеть, представленная головным офисом в Алматы, филиалами в Астане и 14 областных центрах, тремя представительствами. Подобный филиал имеется и в Петропавловске.

Таким образом, наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.

Основные мероприятия, по-видимому, должны быть ориентированы на решение следующих вопросов:

1. Приведение нормативной базы для функционирования систем аккредитации, сертификации и испытаний в Республике в соответствие с требованиями международных стандартов серии НЕ 45000, направленное на достижение международного признания результатов аккредитации, сертификации и испытаний: устранение технических барьеров в движении товаров и услуг в процессе торгово-экономических отношений с другими странами, обусловленных различиями используемых стандартов и методов контроля качества и безопасности продукции; уменьшение затрат на проведение лабораторных испытаний и сертификации и, следовательно, снижение себестоимости продукции.

2. Внедрение менеджмента систем качества на предприятиях в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 с целью повышения качества и конкурентоспособности казахстанской продукции на международном рынке, создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

3. Повышение уровня и эффективности работ по независимому контролю качества и безопасности продукции и услуг, путем создания системы добровольной сертификации, а также развития сети независимых органов по сертификации, испытательных и поверочных лабораторий, направленных на защиту здоровья и интересов потребителей. Реорганизация системы аккредитации с обеспечением одинаковых требований к государственным и негосударственным организациям при их аккредитации.

4. Решение вопросов финансирования с целью создания, содержания и развития эталонной базы единиц физических величин.

5. Налаживание и оптимизация системы подготовки и повышения квалификации специалистов и информационного обеспечения в области управления качеством путем расширения международного и межгосударственного сотрудничества, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

6. Расширение международного сотрудничества Казахстана в области всеобщего управления качеством. [14]

Таким образом, есть еще масса нерешенных вопросов и проблем в бизнес-среде Казахстана. Это и снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, и улучшение налогового администрирования, и совершенствование таможенной тарифной политики и разрешительных процедур, и развитие структуры поддержки и сопровождения предпринимательской деятельности. Решением таких вопросов, как взаимодействие бизнеса и государства, равноправные отношения с Правительством, конструктивный диалог со всеми ветвями власти на всех уровнях и формирование положительного имиджа предпринимателя и занимается Форум предпринимателей.


Заключение

Малый и средний бизнес находится в центре интересов казахстанского общества, затрагивает жизнь всего населения страны. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность, основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.

Хотя малый бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в других. Требования каждой основной группы отраслей - начальные финансовые вложения в персонал, материалы и оборудование определяют, насколько устойчивым будет присутствие в них малого бизнеса. Если судить по количеству наемных работников, малый бизнес преобладает в трех из четырех основных групп отраслей: оптовой торговле, розничной торговле и сфере услуг. Менее сильной является позиция в производстве, главным образом из-за больших денежных средств, необходимых для начала дела.

Возможности развития предпринимательства имеются фактически в каждой отрасли. В любой отрасли малые предприятия достигают наибольшего успеха, когда являются новаторами. Из проведённого анализа можно сказать, что в настоящее время основная часть предпринимателей занимается торгово-посредническими услугами, промышленные предприятия занимают не более 13%.

Все исследуемые формирования ведут активную предпринимательскую деятельность. В 2006г. большинство предприятий поддерживали прямые связи с перерабатывающими предприятиями (об этом сообщили 22% респондентов), в том числе на давальческих условиях (11%), с предприятиями розничной торговли (11%) и с предприятиями агросервиса (7%). Большинство респондентов (64%) отметили неизменность в 2006г. по сравнению с 2005г. собственных финансовых ресурсов, 7% - увеличение и 11% - уменьшение этих ресурсов (в 2005г. об этом сообщали соответственно 61%, 15% и 7%).

В 2006г., по оценкам большинства респондентов, снизился спрос на услуги строительных организаций, снизились доходы и обеспеченность собственными финансовыми ресурсами; снизилась стоимость строительно-монтажных работ. Среди факторов, ограничивающих деловую активность автотранспортных предприятий, самыми значимыми, по оценкам предпринимателей, в 2006г. оставались "рыночная конкуренция со стороны предприятий данного вида транспорта", "недостаток собственных финансовых средств" и "изношенность материально-технической базы. В 2006г в числе факторов, препятствующих конкуренции услуг на рынках сбыта предприятиях связи, отмечены наличие национального оператора монополиста на рынке (об этом сообщили 47% респондентов), трудности с получением лицензии на отдельные виды деятельности (17%).

Более трети руководителей опрошенных предприятий (34%) отметили в 2006г. высокий уровень конкуренции со стороны казахстанских предприятий. Доминирующим фактором, который оказывал влияние на усиление конкуренции услуг на рынке сбыта в 2006г. как и в предыдущем году, по оценке руководителей, оставалось "проникновение на рынки сбыта новых предприятий". В 2006г., по оценкам руководителей обследованных предприятий, среди факторов, препятствующих нормальной работе, лидируют такие как "возросшая конкуренция на рынке" и "недостаток собственных финансовых ресурсов". В то же время 28% респондентов отметили отсутствие ограничений для нормальной работы.

Общая экономическая ситуация на предприятиях торговли в 2006г. оставалась стабильной. В частности, доля предприятий торговли, экономическое положение которых охарактеризовано их руководителями как "хорошее" и "удовлетворительное", в 2006 г. уменьшилась по сравнению с 2005 г. с 93 % до 91%.

В настоящее время существует множество факторов препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее сложных проблем является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам. Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.


Список использованных источников

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы

Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г. // Официальный сайт Президента РК // www.arkoda.kz

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана