Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:42, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы -- выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане и за рубежом, показать пути их решения.

Содержание

Введение
1. Методологические основы формирования и развития предпринимательства
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства
1.3. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2. Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Зарубежный опыт развития малых и средних предприятий
3. Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства, перспективы развития малого и среднего бизнеса в республике Казахстан
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.3 Стратегия развития предпринимательства в преддверии вступления Казахстана в ВТО
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 537.50 Кб (Скачать документ)

Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности, что, в свою очередь, проявляется в следующем: во-первых, ускоряется и упрощается процесс принятия управленческих управлений, и это позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и осваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных. Во-вторых, малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами. То есть собственник сам организует производство, и это дает большую экономию на накладных расходах. В-третьих, малый бизнес, благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы, обеспечивает более высокую интенсивность и дисциплину труда. При этом работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, и в результате соглашаются на меньшую, чем на крупных предприятиях, оплату. В итоге локальная экономическая эффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого бизнеса должна быть выше, чем у крупного. Макроэкономический эффект малого бизнеса реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, но, прежде всего, в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом МСБ стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, использование которых невыгодно гигантам, а также точнее учитывая запросы местного рынка. МСБ содействует развитию малых городов и поселков, уменьшает время поездок на работу и общие транспортные расходы, облегчает (особенно в химии и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.

Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а всего лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица). Поскольку роль публичного сектора экономики в постиндустриальном обществе существенно возрастает, включение некоммерческих организаций в состав малого бизнеса при условии информационной открытости будет содействовать развитию предпринимательства в сфере социальных услуг.

Однако, малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта - соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса (как показывает зарубежный опыт, именно с этим качественным отличием и связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса).

Стабилизирующая роль МСБ обусловлена тремя главными причинами:

1) в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники;

2) малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен и здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения;

3) отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и т.д.

Безусловно, большую роль играет и психологический фактор. Как отмечают зарубежные эксперты, успех малых фирм, основанных ушедшими из корпораций специалистами, позволяет им "разобраться со своими прежними начальниками", причем в малых фирмах нередко реализуется принцип "обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой". Или же, например, разрешается в некоторых случаях приводить с собой ребенка, если его не с кем оставить дома. Следует учесть и тот факт, что психология чиновников и предпринимателей (особенно в нашей стране) существенно различается.

Важнейшим из социальных эффектов развития малого и среднего бизнеса является сокращение численности беднейших слоев населения и трудоустройство специалистов (повышение квалификации специалистов для последующего возглавления ими малых фирм и т.п.). Это имеет как социальное, так и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, социальную защиту и медицинское инициативу, обучение и профессиональный рост.

В то же время, реализация социально-экономического эффекта малого и среднего бизнеса требует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития (что, в свою очередь, подразумевает развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса; рационализацию его отраслевой и региональной структуры, перестройку, системы государственного регулирования МСБ). Важнейшим социальным институтом рыночной экономики является также взаимное доверие населения, власти и бизнеса, которое обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием среднего класса как необходимые основы стабильного гражданского общества.

Важно также учитывать опыт развитых стран в целевом характере поддержки малых предпринимателей с акцентом на начинающих. В международной практике выделяют несколько категорий людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело. Первая категория - это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желание заниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки направлено, прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывших чиновников, инженеров, которые остаются без работы после закрытия крупных производств. Вторая категория предпринимателей - это те, кто уже начал свой бизнес и имеет небольшую собственность. Однако, семейному либо малому предприятию требуется расширение или модернизация, а иногда и качественное обновление производства (например, диверсификация) плюс определенные финансово-кредитные ресурсы. Причем, их обеспечение, имеющееся у того или иного предпринимателя, недостаточно, так как необходимо создание системы гарантий с участием государства, банков и фондов, как, например, принято в Австрии, Финляндии и других странах при обязательной поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей и, конечно, соответствующее законодательство. Гарантия по кредиту создает возможность развития и модернизации бизнеса, позволяет вывести его на достойный уровень, когда можно доказать свою состоятельность в банке, - такому предпринимателю необходимо помочь получить кредит, сформировать свою "кредитную историю". Кроме того, создание государственной системы гарантий позволяет разделить риски между предпринимателем, банком и государственной структурой (фондом), вовлечь значительный банковский капитал в активный рыночный оборот. В России, к сожалению, подобного рода механизмов поддержки предпринимателей пока не созданы. Третья категория предпринимателей - это те, у которых уже есть стабильный бизнес, а значит, есть и кредитная история. Данная категория предпринимателей может получить дополнительные кредиты даже под оборотные средства.

Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого бизнеса. Действуют эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. Формируется единая система гарантий Евросоюза.

Следует отметить, что в странах с высоким уровнем экономического развития, как, например, США, Великобритании, Канаде, Германии предприниматели также недовольны "бюрократическими препонами" и даже за это критикуют чиновников. Имеются и люди, которые не одобряют налоговую систему, пусть даже очень либеральную. Однако, в этом случае следует учитывать следующее: дело в том, что в развитых странах прямые контакты предпринимателей с государственными чиновниками (если принимать во внимание, что мы живем в век доминирования электронных коммуникаций), сведены абсолютно к минимуму, недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности.

В зарубежных странах развитию малого предпринимательства придается большое значение, исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.

По данным Программы развития Организаций Объединенных Наций, количество малых предприятий превышает 95 % от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60 % занятых, а их доля в ВВП достигает 50 %.

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно малое предпринимательство нуждается в государственной поддержке. При этом решающее значение имеют форма и цель государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, которая должна сводиться не к защите бизнеса от конкуренции или созданию для него особых, "тепличных" условий, а обеспечению таких условий, которые бы постоянно стимулировали внутрифирменный процесс генерации технологического совершенствования и обучения для повышения конкурентоспособности фирмы. Об этом говорит и практика многих стран, которые сделали прорыв в экономике в последнее время.

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);

облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);

внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Страны, в которых реализованы программы поддержки малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода - это Италия, США, Япония, Германия, Корея, Дания, Великобритания, Франция, Мексика, Чили, Бразилия. Для примера приведем реализацию в ряде стран, как развитых, так и развивающихся, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кластерно-сетевом подходе.

1. Италия. Впервые кластерно-сетевой подход применен в Италии в 70-е годы. С точки зрения кластерного подхода к развитию малого и среднего бизнеса наиболее интересен опыт Италии, который получил название "третья Италия", с которого и началось развитие данного подхода. В то время как в конце 70-х гг. "первая" и "вторая" Италия переживали экономический кризис, северо-восточная и центральная части страны демонстрировали высокий экономический рост. В ряде секторов, где действовали в основном малые и средние предприятия (текстильное и кожевенное производство, производство обуви, керамики, мебели), были сформированы кластеры, в рамках которых субъекты малого и среднего предпринимательства смогли не только создать новые рабочие места, но и успешно выйти на экспортные рынки. В то время как крупные предприятия Германии и Великобритании переживали спад, кластеры малого и среднего предпринимательства "третьей Италии" смогли увеличить производство и экспорт. Более того, кластеры малого и среднего предпринимательства оказались способны постоянно внедрять инновации в производственный процесс.

2. США. Более 50 % ВНП, более половины инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в малом предпринимательстве. Малое предпринимательство в США сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны. Для этого в США существует структура, оказывающая помощь развитию данного сектора - администрация малого бизнеса США (создана в 1953 году). Смысл деятельности - в формировании качественных, ориентированных на клиента полномасштабных программ, и своевременном информировании сообщества предпринимателей обо всех новшествах.

3. Япония. Доля малого и среднего предпринимательства составляет 99,6 % от общего числа компаний, 55 % ВВП и 80 % численности занятых в промышленности. Для реализации государственной политики в отношении малых предприятий создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении малого и среднего предпринимательства.

Основными мерами поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии являются:

- облегчение доступа к источникам финансирования через систему гарантирования и страхования кредитов и льготных кредитов для модернизации МСБ (со ставкой 1,05 % сроком на 20 лет);

- создание системы поддержки бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов, оценки инвестиционных проектов, предоставления специалистов на краткосрочной основе по вопросам налогообложения, менеджмента, управления персоналом и информации о ситуации на рынке, а также предоставление обучающих программ;

- стимулирование создания нового и венчурного бизнеса путем предоставления технической помощи, финансовой и законодательной поддержки;

- поддержка развития технологий путем поддержки коммерциализации новых разработок и стимулирования сотрудничества между научными кругами, бизнесом и правительством;

- поддержка инноваций в бизнесе через субсидирования и кредитования по низким процентным ставкам, участия государства в венчурных проектах и снижения патентных платежей для исследовательских предприятий.

Ведущую роль по уровню развития исследований играют технопарки Японии. Около 70 % японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого предпринимательства в регионах, при этом 58 % от общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции.

4. Германия. Основной принцип поддержки германского кластерно-сетевого подхода - это упор на следующие рыночные механизмы:

приоритет на самостоятельность малого и среднего предпринимательства, а не государственную поддержку;

неэффективные предприятия должны уйти с рынка;

основное требование для оказания государством финансовой помощи малому и среднему предпринимательству - кредитоспособность.

5. Корея. Насчитывается около 3 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 99,5 % всех компаний. В том числе доля малых компаний составляет 97 %. Малые компании в Южной Корее являются важнейшим источником трудоустройства, поскольку в них занято 87 % экономически активного населения страны (свыше 10 млн. человек). На долю малого и среднего предпринимательства приходится половина производства ВВП страны и 43 % южнокорейского экспорта.

6. Израиль. Созданы объекты инфраструктуры поддержки, многие из них государственные. Существует целый ряд фондов, как государственных, так и частных, оказывающих помощь в финансировании предприятий, а государственные субсидии составляют примерно 3/4 необходимых для раскрутки бизнеса средств, 1/4 средств - это вклад самого предпринимателя.

Научно-промышленные парки являются прообразами будущих технополисов - городов передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок. Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-промышленных парков - это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, интеллектуализации всего национального хозяйства. В технополисах гармонично сочетаются наука, высокие технологии, традиционные национальные культуры и создается новая общность творческих и всесторонне развитых людей.

Таким образом, мировая практика свидетельствует, что наиболее успешно технопарки и бизнес-инкубаторы развиваются в тех странах, где государство поддерживает развитие научно-технических отраслей и где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана