Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:42, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы -- выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане и за рубежом, показать пути их решения.

Содержание

Введение
1. Методологические основы формирования и развития предпринимательства
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства
1.3. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2. Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Зарубежный опыт развития малых и средних предприятий
3. Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства, перспективы развития малого и среднего бизнеса в республике Казахстан
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.3 Стратегия развития предпринимательства в преддверии вступления Казахстана в ВТО
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 537.50 Кб (Скачать документ)

По данным обследования, в 2006г. 14% опрошенных формирований пользовались финансовыми ресурсами, полученными из бюджета, 25% - кредитами и займами.

Рисунок 3 - Факторы, ограничивающие производственную деятельность и предпринимательскую активность в сельском хозяйстве

О неизменности прибыли (без дотаций и компенсаций) в 2006г. по сравнению с предыдущим сообщил каждый второй руководитель (55%) обследованных формирований, об увеличении - 7% и об её уменьшении - 14% (в IV квартале 2005г. об этом сообщали соответственно 51%, 16% и 11%).

Как показали результаты обследования, в 2006г. пятая часть обследованных сельскохозяйственных формирований использовали дотации и компенсации из бюджета, у 90% они не изменились, у 5% - увеличились и у 6% - уменьшились.

В 2006г. доминирующее положение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных сельскохозяйственных формирований, продолжает занимать фактор "недостаток финансовых средств" (рисунок 3).

Деятельность 41% предприятий ограничивали "низкие закупочные цены". На деятельность 18% предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывают воздействия никакие ограничивающие факторы.

Результаты конъюнктурного обследования свидетельствуют о снижении деловой активности в отрасли строительства, что обусловлено фактором сезонности. Снижение деловой активности негативно сказалось и на изменениях показателей финансово-хозяйственной деятельности. Так, в I квартале 2006г. по сравнению с предыдущим кварталом:

- снизился физический объем работ;

- ухудшилось состояние портфеля заказов строительных организаций;

- отмечается незначительное снижение численности занятых.

Рисунок 4 - Факторы, ограничивающие строительную деятельность 2006 г. (в % к общему числу ответов)

В 2006г., по оценкам большинства респондентов, спрос на услуги строительных организаций снизились доходы и обеспеченность собственными финансовыми ресурсами; снизилась стоимость строительно-монтажных работ.

Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность обследованных строительных организаций, увеличился по сравнению с IV кварталом 2005г. с (-10)% до (+3)%.

В структуре выполняемых работ в строительном секторе около 70% от общего числа приходится на организации, осуществляющие преимущественно жилищное строительство. Сокращение портфеля заказов и физического объема работ строительных организаций привели в начале I квартале 2006г. к сокращению численности занятых. В 2006г. баланс изменения оценок численности занятых составил (-12)%, в предыдущем квартале - (-10)%.

Среди факторов негативно влияющих на деловую активность строительных организаций, ведущие позиции сохранили в 2006г. "высокая стоимость материалов, конструкций, изделий", "недостаток заказов на работы" и "высокий уровень налогов" (рисунок 3).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что в I квартале 2006г. отмечалось ухудшение конъюнктуры на транспорте. В частности:

- отмечалось уменьшение доли организаций, у которых наблюдалось увеличение спроса и объемов грузооборота и пассажирооборота.

- наблюдались снижение оценок численности занятых, обеспеченности собственными финансовыми ресурсами и экономической ситуации.

В 2006г. наблюдалось снижение деловой активности опрошенных предприятий транспорта по сравнению с предыдущим кварталом.

Рисунок 5 - Факторы, ограничивающие рост объёмов транспортных услуг в 2006 г.

В частности, в I квартале 2006г. по сравнению со IV кварталом 2005г. о неизменности деловой активности на своих предприятиях сообщили 71% руководителей, о росте - 12% и о спаде - 16% (в IV квартале 2005г. об этом сообщали соответственно 64%, 18% и 13%).

Большинство руководителей предприятий негосударственной формы собственности отметили снижение деловой активности по сравнению с предыдущим кварталом. Так, баланс изменения оценок деловой активности на этих предприятиях снизился с (+5)% до (-4)%.

В I квартале 2006г. более 24% руководителей опрошенных транспортных предприятий отметили высокий уровень конкуренции со стороны предприятий данного вида транспорта по сравнению с предыдущим кварталом, 43% - умеренный уровень, 5% - слабый, 6% -отсутствие конкуренции и 1 7% - затруднились оценить (в IV квартале 2005г. об этом сообщали соответственно 25%, 42%, 4%, 6% и 17%).

В то же время 10% респондентов оценили уровень конкуренции со стороны предприятий других видов транспорта как "высокий", 20% - как "умеренный", 6% - как "слабый", 12% - как "никакой" и 22% затруднились дать оценку (в IV квартале 2005г. давали оценку уровню конкуренции соответственно 12%, 18%, 5%, 9% и 25% респондентов).

Фактор "проникновение на рынки других предприятий" (53% от общего числа ответивших) оставался доминирующим в усилении конкуренции услуг предприятий и в 2006г. Для 15% -"сокращение внутреннего платежеспособного спроса", для 8% - возможность конкурентов свободно рекламировать свои услуги".

Среди факторов, ограничивающих деловую активность автотранспортных предприятий, самыми значимыми, по оценкам предпринимателей, в 2006г. оставались "рыночная конкуренция со стороны предприятий данного вида транспорта", "недостаток собственных финансовых средств" и "изношенность материально-технической базы" (рисунок 5).

Рисунок 6 - Факторы, усиливающие конкуренцию на рынке услуг в 1 квартале 2006 г.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 2006г. существенных изменений в отношении деловой активности обследованных предприятий связи не произошло. В частности по сравнению с предыдущим кварталом:

- спрос на услуги связи и объем реализации услуг существенно не изменились;

- отмечалось незначительное сокращение численности занятых;

- роста тарифов на оказываемые услуги не наблюдалось;

- значительного увеличения как дебиторской задолженности, так и задолженности по обязательствам также не наблюдалось;

- собственные финансовые ресурсы остались на уровне предыдущего квартала.

В числе факторов, препятствующих конкуренции услуг на рынках сбыта предприятия связи в 2006г., отмечены наличие национального оператора монополиста на рынке (об этом сообщили 47% респондентов), трудности с получением лицензии на отдельные виды деятельности (17%).

Неизменность уровня спроса не повлияло на рост объемов реализации услуг. Баланс изменения оценок объема реализации составил в конце I квартала 2006г. (+18)% (в конце IV квартала 2005г. -(+23)%). На предприятиях национальной почты, курьерской деятельности и электросвязи также отмечено снижение баланса изменения оценок объема реализации.

Более трети руководителей опрошенных предприятий (34%) отметили в I квартале 2006г. высокий уровень конкуренции со стороны казахстанских предприятий, 42% - умеренный уровень, 5% - слабый уровень, 3% - никакой уровень и 10% - затруднились оценить. В то же время 7% и 8% респондентов сообщили о высоком уровне конкуренции соответственно со стороны предприятий ближнего и дальнего зарубежья, 13% и 8% - умеренном уровне, 6% и 3% -слабом, 18% и 21% - никаком, 25% и 27% соответственно затруднились оценить уровень конкуренции.

Доминирующим фактором, который оказывал влияние на усиление конкуренции услуг на рынке сбыта в I квартале 2006г. как и в предыдущем квартале, по оценке руководителей, оставалось "проникновение на рынки сбыта новых предприятий" (рисунок 5).

Большинство руководителей опрошенных предприятий в целом по связи (61%) оценили экономическую ситуацию своего предприятия на момент обследования как «удовлетворительную», 26% - как «хорошую» и 7% - как «плохую». При этом 32% руководителей отметили в I квартале 2006г. по сравнению с IV кварталом 2005г. улучшение экономической ситуации на своих предприятиях, 59% сообщили о неизменности и 5% - об её ухудшении (в IV квартале 2005г. об этом сообщали соответственно 31%, 63% и 4%).

В 2006г. доминирующее положение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных предприятий связи, продолжает занимать фактор "рыночная конкуренция со стороны отечественных предприятий" (54% от общего числа ответивших).

Деятельность 38% предприятий ограничивал "недостаток собственных финансовых средств", а 21% - "недостаток рынка предоставляемых услуг", 22% - "недостаток необходимого оборудования", 16% - "неплатежеспособность потребителей", 12% - "изношенность основного оборудования".

На деятельность 19% предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывают воздействия никакие ограничивающие факторы.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 2006г. существенных изменений основных показателей финансово-хозяйственной деятельности опрошенных торговых предприятий торговли не произошло.

В частности отмечалось незначительное увеличение доли организаций, у которых наблюдался рост объемов товарооборота по сравнению с IV кварталом 2005г.;

Рисунок 7 - Факторы, препятствующие нормальной работе предприятий торговли в 1 квартале 2006 г.

В марте 2006г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс предпринимательской уверенности на предприятиях оптовой торговли остался на уровне предыдущего месяца и составил (+16)%, в розничной торговле снизился с (+14)% до (+13)%, а в сфере торгового посредничества - с (+12)% до (+7)%.

Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность предприятий торговли в марте 2006г. по сравнению с февралем 2006г. уменьшился на 1 процентный пункт и составил (+14)%.

Общая экономическая ситуация на предприятиях торговли в I квартале 2006г. оставалась стабильной. В частности, доля предприятий торговли, экономическое положение которых охарактеризовано их руководителями как "хорошее" и "удовлетворительное", в текущем квартале уменьшилась по сравнению с предыдущим кварталом с 93% до 91%.

В 2006г., по оценкам руководителей обследованных предприятий, среди факторов, препятствующих нормальной работе, лидируют такие как "возросшая конкуренция на рынке" и "недостаток собственных финансовых ресурсов". В то же время 28% респондентов отметили отсутствие ограничений для нормальной работы (рисунок 6).

Оценки руководителей опрошенных предприятий, оказывающих компьютерные услуги и услуги, связанные с ними, в 2006г. свидетельствуют о незначительных изменениях показателей их предпринимательской деятельности. В частности:

- снижения объемов оказанных услуг не наблюдалось, однако снизился спрос по сравнению с IV кварталом 2005г.;

- финансовые показатели предприятий улучшились незначительно;

- стоимость оказываемых услуг повысилась незначительно;

- рыночная конкуренция со стороны отечественных предприятий осталась достаточно высокой.

Как показали результаты обследования, большинство предприятий, оказывающих компьютерные услуги и услуги, связанные с ними проводили маркетинговые исследования в области компьютерных услуг:

- исключительно собственными силами: систематически - 11%, эпизодически - 21%;

- преимущественно собственными силами: систематически - 3%, эпизодически - 13%.

Результаты обследования свидетельствуют, что вложения инвестиций в основной капитал (повышение квалификации персонала) в I квартале 2006г. не изменились по сравнению с IV кварталом 2005г. В то же время наблюдается увеличение баланса изменения оценок инвестиций в оборудование (на 2 процентных пункта).

Доминирующим фактором, ограничивающим инвестиции в I квартале 2006г., по оценкам 35% руководителей опрошенных предприятий, явился "недостаток прибыли". Немаловажную роль в ограничении инвестиции сыграл такой фактор как "высокий процент коммерческого кредита" (об этом сообщили 15% респондентов). Другими факторами, ограничивающими инвестиции в I квартале 2006г., явились «низкий уровень квалифицированного персонал» (5%), «технические факторы» (6%) и другие факторы (10%).

При этом все руководители опрошенных предприятий в I квартале 2006г. предпринимали следующие меры для повышения конкурентоспособности оказываемых услуг:

- повышение качества услуг (об этом сообщили 70% респондентов);

- изучение запросов потребителей (54%);

- повышение квалификации персонала (48%);

- создание новых видов услуг (50%);

- изучение конкурентов (46%);

- рекламная компания (40%);

- улучшение менеджмента (35%);

- внедрение новых технологий (25%);

- снижение издержек (30%);

- модернизация оборудования (35%);

- получение государственной лицензии на дополнительные виды деятельности (19%);

- другие (5%).

Рисунок 8 - Факторы, ограничивающие рост объёма компьютерных услуг

Для 48% респондентов доминирующим фактором, усиливающим конкуренцию в 2006г. оставалось «проникновение на рынки сбыта новых предприятий».

Для 19%, 22% и 20% предприятий такими факторами явились: соответственно "возможность предприятий-конкурентов свободно рекламировать свои услуги", "сдерживание иен казахстанскими конкурентами" и "снижение себестоимости услуг вследствие появления новых технологий" (рисунок 8).

Положение с занятостью на обследованных предприятиях в 2006г. продолжало оставаться достаточно стабильным. Почти у 81% предприятий численность занятых не изменилась. На тех предприятиях, где произошли изменения, баланс оценок показателя 2006г. составил (+2)%, что выше данного показателя в IV квартале 2005г. на 2 процентных пункта.

Таким образом, можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие малого предпринимательства.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана