Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:42, дипломная работа
Цель данной дипломной работы -- выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане и за рубежом, показать пути их решения.
Введение
1. Методологические основы формирования и развития предпринимательства
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства
1.3. Формы организации малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2. Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Зарубежный опыт развития малых и средних предприятий
3. Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства, перспективы развития малого и среднего бизнеса в республике Казахстан
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.3 Стратегия развития предпринимательства в преддверии вступления Казахстана в ВТО
Заключение
Список использованных источников
Субъекты частной предпринимательской деятельности могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, субъектам среднего предпринимательства, субъектам крупного предпринимательства.
Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя. Субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие:
- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции (кроме производства ювелирных изделий из золота, платины, серебра);
- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- проведение лотереи;
- деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
- деятельность в области аккредитации сертификации, метрологии и управления качеством;
- деятельность по хранению зерна хлебоприемным предприятием;
- банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- аудиторская деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. [7]
Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма. Фирма -- это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы.[8, c. 98]
Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм, или предпринимательства:
- индивидуальное, или частное предпринимательство;
- товарищество, или партнерство;
- корпорация (акционерное общество).
В целях отнесения субъекта предпринимательства к субъекту малого предпринимательства среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по индивидуальному трудовому договору, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта.
Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.
Субъектами среднего предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсотдвадцатипятитысячекратн
Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. Кроме того, у него невелик капитал -- в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т. п.
Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:
- ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала;
- неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками;
- сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п. Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация -- акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции. К числу преимуществ корпораций относятся:
- неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;
- разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы в случае ее ликвидации. К личным относится право на участие в управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве;
- привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;
- стабильность функционирования корпорации. Дело в том, что выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы. [4, c. 102]
К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:
- двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса S-корпораций (small business corporation), при котором доход корпорации считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом;
- благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;
- разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот. Существуют другие недостатки корпораций, но их преимущества перевешивают их недостатки.
По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес. В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Важен он и для Казахстана, поэтому остановимся на нем более подробно. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise -- льготный) и венчурного (от venture -- рисковать) предпринимательства.[8, c.91] Франчайзинг -- это система мелких частных фирм, которые заключают конракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными, мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.
Венчурная фирма -- это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после второй мировой войны. Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники ремонт городских часов и т. д.). Хорошо известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает, так как предполагает наличие административной иерархии, контроля и сознательного планирования. Дело в том, что использование механизма рынка обходится недешево. Каждый участник рынка должен делать затраты на «добычу» информации о своих поставщиках и покупателях, на ведение переговоров и осуществление контроля за соблюдением условий договора и т. п. Все эти затраты называются транзакционными (лат. transactio -- сделка). [9, c.89]
Транзакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Если бы экономика являлась «сплошным, диким» рынком, состоящим из одних физических лиц, то транзакционные затраты были бы очень велики из-за множества мини-сделок. Способом снизить эти затраты является организация фирмы. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации с целью подавить рыночный механизм. Оказывается, что трансакции дешевле осуществлять внутри фирмы, без посредничества рынка. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на транзакционных затратах, фирма, т. е. «иерархия», вытесняет рынок. Можно сделать вывод, что ни у рынка, ни у «иерархии» нет друг перед другом абсолютных преимуществ.
В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна «иерархия» (фирма), после -- рынок. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т. д.
В Казахстане существуют различные социально-экономические формы малого бизнеса, которые функционируют на основе различных типов собственности. К ним можно отнести следующие виды:
Кооперативное предприятие - хозяйственная единица, основанная на добровольном объединении граждан и их имущества для совместного ведения хозяйственной деятельности. В управлении кооперативом имеют равное участие все его члены, а распределение доходов осуществляется согласно величине пая и трудового участия.
Частное предприятие - это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками и получают заработную плату по контракту. Все вопросы хозяйственной деятельности такого предприятия решает сам собственник и поэтому и ответственность за результаты производства, за выполнение договорных обязательств несет только он.
Семейное предприятие - предприятие, основанное на общей, совместной или долевой собственности родственников, но без юридического оформления внесенного пая. Здесь не требуется обязательное трудовое участие всех. Управление осуществляется единолично, а полученная продукция и доходы присваиваются всеми членами.
Арендное предприятие - предприятие, основанное на договорном и срочном владении собственностью при условии возмездности и возвратности, согласно договору. Специфической особенностью таких предприятий является то, что в нем разделение субъекта собственности и субъекта хозяйствования принимает законченную форму. На стороне собственника сохраняются его права в отношении имущества, а хозяйственник осуществляет управление деятельностью по своему усмотрению, распоряжается, оставшейся после уплаты арендной платы и других налогов, доходом.
Совместное предприятие - хозяйственная единица, основанная на разных формах собственности и созданная путем объединения имущества и денежных средств учредивших ее физических и юридических лиц, в том числе и иностранных. Управление совместным предприятием осуществляется посредством создаваемого учредителями специального органа. Доходы и ответственность по обязательствам предприятия распределяются в соответствии с внесенным паем.
Товарищество. Таковыми признаются "построенные на основе соглашения и на началах членства объединения предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе и иностранных), имеющие целью осуществление различных видов хозяйственной деятельности для удовлетворения своих и общественных потребностей".
Они строят свою деятельность на основе самофинансирования, широкого использования рыночных отношений. Воздействие государства на деятельность товариществ осуществляется через кредиты, субсидии и субвенции, регулирование цен на некоторые социально значимые виды продукции. А в остальном они обладают полной хозяйственной самостоятельностью в осуществлении своей деятельности.
Малое предприятие - относительно небольшая по численности и по объему хозяйственного оборота производственная единица, характеризующаяся одномерностью структуры производства и управления. Бурное развитие малых предприятий в нашей экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные экономические преимущества. Они могут более быстро обновлять производство, реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствуют расширению занятости населения. В то же время, малые предприятия прямо или косвенно находятся в сфере притяжения крупных предприятий, поставляя им комплектующие материалы и оказывая определенные услуги (дизайн, консультации и т.д.) и в конце концов, завися от них.
Страховая компания - коммерческая организация банковского типа, занятая мобилизацией денежных средств страхователей и вкладывающая их преимущественно в ценные бумаги (акции и облигации) промышленных и других предприятий. Инновационная фирма - обычно малые предприятия, деятельность которых связана с наукоемким производством и направлена на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Простота в управлении, способствующая быстрому принятию решений, узкая специализация и концентрация усилий на отдельных проблемах, единомыслие, Присущее небольшому коллективу, выдвинуло эти фирмы в ряд признанных новаторов, дающих подавляющую часть изобретений. Поэтому в высокоразвитых странах эти фирмы пользуются широкой поддержкой государства. Отличительной чертой деятельности инновационных фирм является ее рисковый характер. По данным западных специалистов до 90% новых изделий не приносит коммерческого успеха. Поэтому часто эти фирмы осуществляют свою деятельность под патронатом крупных производственных предприятий. Специфика субъектов малого предпринимательства в значительной степени определяется их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что именно эта специфика является причиной невозможности роста малого предприятия.
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса: мировой опыт и проблемы Казахстана